Кризис крепчает: в уже сданных столичных новостройках пустует немало непроданных квартир
Семинар холдинговой компании «Киевгорстрой» во время выставки «Архитектура и строительство» планировали как событие радостное. Предполагалось, что руководство компании перед коллегами из других компаний и журналистами отрапортует о достигнутых результатах. Но, увы, для строителей настали тяжелые времена. Рухнувший ипотечный рынок США вызвал мировой финансовый кризис. Американцы не возвращают кредиты своим банкам. Чтобы рассчитаться с вкладчиками, те спешно забирают свои инвестиции со всех концов планеты. Пострадала и Украина. Наши банки перестали давать кредиты, народ отказался от покупки квартир. В итоге все без исключения украинские строители остались без средств и вынуждены замораживать свои объекты. Что будет завтра, известно одному Богу. Видимо, поэтому на семинаре «Киевгорстроя» царило какое-то уныние. То, что «кризис есть», президент компании Петр Шилюк признал почти сразу. А как не признать, когда цифры свидетельствуют об откровенно угрожающих тенденциях.
Чем больше таблиц и диаграмм киевгорстроевцы показывали залу, тем очевиднее становилась та тяжелейшая ситуация, в которой оказался холдинг. За первые шесть месяцев этого года цена стройматериалов выросла на 30-80 процентов. Зарплата — на 35 процентов. Резко подорожало топливо. Увеличились обязательные «социальные отчисления». Между тем, судя по графикам киевгорстроевских маркетологов, цена квартир, построенных холдингом, поднялась не более чем на десять процентов. А куда повышать, если рынок стоит? Впрочем, и эти десять процентов, так сказать, виртуальные. Непонятно, каким образом «Киевгорстрой», и без того обремененный огромными обязательствами перед инвесторами, выполнит все обещанное, если уже сегодня работает с минимальной рентабельностью? Похоже, об этом пока не слишком задумываются. Сейчас, видимо, важнее спешно залатать текущие «дыры». А дальше будет видно.
— Нам сейчас очень тяжело работать, — заявил президент «Киевгорстроя» Петр Шилюк, — привлечение инвестиций населения сократилось в два раза, объем выполненных работ — на 30 процентов. Мы даже вынуждены были приостановить строительство социальных объектов.
Петр Степанович также признал, что если раньше объекты сдавались в эксплуатацию с полностью проданными квартирами, то киевгорстроевские новостройки третьего квартала будут в среднем иметь по 15 непроданных квартир на один дом. Мертвым грузом давят на компанию и подземные паркинги — по городским нормативам их обязаны строить в строгой пропорции с количеством квартир, но цена паркоместа получается столь высокой, что желающих его купить находится немного. А тем временем задолженность холдинга перед подрядчиками, то есть компаниями, которые, собственно, и выполняют строительные работы, исчисляется уже не десятками, а сотнями миллионами гривен.
О возможных перспективах преодоления кризиса говорилось немало — к примеру, загрузить «Киевгорстрой» работой могла бы государственная программа по строительству социального жилья. Правда, пока реальных путей ее воплощения не видно. Первый блин, как ни старались, вышел комом. Холдинг построил в Полтавской области два дома, жилье в которых продавались по смешной (по киевским меркам) цене — немногим больше трех тысяч гривен (за квадратный метр). Но прошел год, а значительная часть квартир не продана и поныне.
Что будет делать «Киевгорстрой», если мировой финансовый кризис затянется, а ипотечное кредитование не заработает? Какой запас прочности имеет компания? Если ли у нее резервы? Конкретных ответов на эти вопросы журналисты так и не получили. Впрочем, по словам экспертов, их не стоило и ожидать. Очевидно, что «Киевгорстрой» — всего лишь «оболочечная» компания. С холдингом часто ошибочно связывают целый ряд предприятий, которые не входят в его состав, поскольку в капитале этих «ассоциированных членов» холдинг не участвует и никакого влияния на них не имеет. Своих же серьезных активов у «Киевгорстроя» просто нет. Их большая часть — это социальные объекты, например общежития, жильцы которых пядь за пядью приватизируют свои родные квадратные метры. Понятно, говорят эксперты, что в отличие от многих стройкомпаний, балансирующих сейчас на грани банкротства, холдинг все-таки имеет перспективы остаться на рынке. И свои обязательства перед вкладчиками и подрядчиками «Киевгорстрой», вероятнее всего, выполнит. Но выполнит, возможно, из последних сил (как заявил в беседе с нами один из подрядчиков холдинга, также принимавший участие в семинаре, для компании в ее нынешнем виде самое лучшее — это завершить прежние проекты, а новые не начинать).
Впрочем, у холдинга, по мнению многих, с кем нам пришлось пообщаться, есть шанс переломить ситуацию и выйти из кризиса. Только для этого «Киевгорстрою», созданному еще в советские времена, нужны реформы — новые управленческие технологии, нетрадиционные маркетинговые ходы. А такие изменения в существующей бизнес-структуре происходят при появлении нового прогрессивного и мыслящего рыночными категориями инвестора. И это еще большое счастье и большая удача, считают эксперты, если такой инвестор, готовый хоть что-то заплатить за «Киевгорстрой», найдется. Ведь, по всей видимости, ему достанется куда больше долгов и обязательств, нежели хоть сколько-нибудь ликвидных активов. Лишь в этом случае можно надеяться, что мы увидим качественно новый «Киевгорстрой». Компанию, которая способна не формально (как это происходит сейчас), а реально воплотить в жизнь в том числе и программу строительства доступного жилья.