Лидер парламентской фракции и один из участников переговоров по созданию нового большинства в Верховной Раде заявил о существовании плана организации досрочных выборов накануне Нового года
Время, отведенное политическим силам, представленным в парламенте, для формирования нового большинства, стремительно тает. С приближением финала коалициады все острее звучат оценки происходящему на украинском политическом олимпе не только со стороны отечественных экспертов и наблюдателей, но и иностранных. Тем не менее вопрос, быть коалиции или не быть, все еще открыт. И это несмотря на заверения всех заинтересованных сторон в готовности к сотрудничеству. На данный момент наиболее обсуждаемым является формат коалиции в составе трех партий: БЮТ, «НУ-НС» и Блока Литвина. Однако, как заявил на днях лидер Народной партии и глава фракции своего имени Владимир Литвин, все его попытки создать большинство в составе вышеперечисленных политических сил «разбиваются о стену глухого непонимания, поскольку Президент и премьер между собой не разговаривают». «ФАКТЫ» попросили Владимира Литвина прокомментировать последние события в политической жизни страны.
— Владимир Михайлович, так досрочные выборы будут или нет?
— Сегодня политики много говорят о коалиции, но думают о выборах. Две самые большие фракции осознают, что их нынешний рейтинг не улучшится, поэтому обязательно хотят сводить людей на выборы, чтобы зафиксировать свои результаты. Потому как понятно, что дальше их рейтинги будут только падать, особенно на фоне все ухудшающейся экономической ситуации.
Главное, они стремятся организовать выборы как можно ближе к праздникам — к Рождеству или Новому году, чтобы пришло как можно меньше людей. Тогда можно будет поделить между собой места в Верховной Раде, перекладывая бюллетени, как вздумается. Чем меньше избирателей проголосует, тем ближе результаты будут к «нарисованным» кем-то раскладам.
— Социологические исследования показывают, что люди, в большинстве, не хотят выборов: все устали от политической лихорадки и стремятся к стабильности. И вы постоянно говорите, что досрочная избирательная кампания — не выход для Украины
— Если бы стабильности хотел Президент, то он бы не делал вид, что в стране ничего не происходит. А ведь он, как лидер нации, должен обеспечить порядок. То, что делает глава государства, мне напоминает такой бытовой сюжет: человек приглашает в дом гостей и рассказывает им в подробностях, какая у него плохая жена, как она не умеет готовить и т. д. Думаю, указ Президента о роспуске парламента появится в любом случае, и независимо от того, будет создана коалиция или нет. Инициаторы выборов уже все расписали и разделили.
— Вам принадлежит афоризм: «У истории длинная память, а у людей — короткая». Вы не раз предостерегали украинских политиков от повторения ошибок. О чем на этот раз им необходимо вспомнить?
— Давайте сопоставим то, что сейчас происходит, с украинской революцией и событиями 1917-1921 годов. Ситуации угрожающе похожи, но ни один урок не учтен. Украина, похоже, скоро будет напоминать руины. Однако политические предводители последовательно, шаг в шаг повторяют ошибки, которые уже не раз приводили к трагическим для Украины последствиям. История ими не осмысливается, а переписывается в угоду ряду лиц.
— Вы четыре года руководили парламентом. С высоты личного опыта — что думаете о современной Верховной Раде?
— Парламент развращает любого. Масштаб этого развращения зависит от внутренней сущности человека, его характера, силы воли, ответственности, совести, наконец. Ряд людей, впервые попавших в парламент, видят, что этот коллективный механизм работает неэффективно. И они начинают это воспринимать как данность, мол, эта бездеятельность и есть высший пилотаж парламентской деятельности. Они не видели, что такое работа представителя народа. А это тяжелый труд: ты должен возлагать на себя все проблемы, пропускать их сквозь сердце и разум и формулировать жесткие правовые нормы и политические оценки. Для этого нужно ой как трудиться!
Существенное и не самое лучшее влияние на атмосферу в Верховной Раде оказал и переход от мажоритарной системы выборов к пропорциональной. Тот, кто прошел горнило предвыборной кампании, непосредственно общаясь с людьми, чувствует глубочайшую ответственность. А если человек удачно заскочил в партийные списки на проходное место, во время избирательной кампании отдыхал на островах, то он, как правило, наездами бывает и в Верховной Раде. Для него парламент — это большущая надежная крыша, под которой он решает все, что можно решить для себя лично.
— Нетрудно догадаться, что кто бы ни выиграл на выборах — Тимошенко или Янукович, одна половина Украины будет чувствовать себя проигравшей. Как вы считаете, кто или что может объединить страну?
— Сама Украина. У людей должен сработать инстинкт самосохранения, они не должны вверить свою судьбу, судьбу страны людям, которые ее раскалывают. Обратите внимание на закономерность: политики или чиновники, приходящие во власть из крупных регионов, мыслят категориями, за которыми нет места другим малым территориям, позициям многих людей. Они действуют по принципу принуждения, а не согласия. У них привычка сорить людьми.
В такие сложные периоды, когда идет поиск консенсуса, общих ценностей для страны, должны быть востребованы лидеры, которые знают, что такое компромисс, умеют слушать и слышать. Учесть специфику, условия развития той или иной территории и переплавить это в общегосударственную политику — для этого надо думать. Нынешние лидеры считают: зачем думать, если можно просто командовать. И тех, кто не согласен, можно «построить».
— В новой редакции закона о госслужбе говорится, что чиновник должен владеть государственным языком и русским. Как вы считаете, Украине нужны два официальных языка?
— Подобные вещи проталкивают люди, которые толком не владеют ни одним языком. Впрочем, это не единственная несуразица в подобном законе, — их множество, и обусловлены они тем, что все решения снова подчинены политике.
Я категорический противник запретов в языковой сфере. Во всем мире побеждают конкурентоспособные языки. К сожалению, ни украинский, ни русский на данном историческом этапе к таковым не относятся. Нельзя навязывать украинский язык, нужно его развивать. У нас выросло поколение прагматичной молодежи. И как только они поймут, что знать свой язык — это престижно, модно и, главное, пригодится им в жизни, ничего не нужно будет навязывать.