Однако обещанные киевлянам к Новому году три станции на Теремки могут «не поспеть» к сроку
Каждое утро жители киевского крупного массива Теремки сплошным потоком идут пешком по проспекту 40-летия Октября от Голосеевской площади до станции метро «Лыбедская». Вечером — в обратном направлении. Впрочем, трудности переносят стоически, не жалуются, ведь потерпеть осталось каких-то два месяца. К Новому году обещали ввести в действие три новые станции метро — «Демиевскую», «Голосеевскую» и «Васильковскую».
И только метростроевцы знают, что это обещание столичные власти могут не выполнить. В июле и августе город выделял на строительство метро крайне мало средств, поэтому остался за эти месяцы должен 85 миллионов гривен. Сентябрь строители тоже отработали в долг
— Власти Киева знают, что должны нам, — уверен начальник пресс-центра «Метростроя» Валентин Кейбис. — В августе было проведено последнее заседание строительного штаба вместе с представителями столичной горгосадминистрации. Тогда первый заместитель киевского городского головы Анатолий Голубченко распорядился составить понедельный график финансирования. Мы-то его составили, но, увы, несмотря на это, деньги нам дают в час по чайной ложке.
Не рассчитались полностью с нами еще за станцию «Красный хутор», которую мы сдали в мае, — долг в 40 миллионов гривен. 85 миллионов гривен не выплатили уже за новые станции метро на Теремки. Это не считая выполненных работ за сентябрь. Весь этот месяц мы работали в долг.
Последнее время нашему менеджменту приходится проявлять прямо-таки чудеса дипломатии, чтобы договариваться о кредитах, о поставках материалов в долг, уговаривать подрядчиков поработать еще немного бесплатно Призрак того, что могут быть сорваны сроки сдачи станций, уже появился на горизонте. У нас начались сложности даже с выплатой зарплаты метростроевцам.
В существование каких-то проблем, тормозящих сооружение метро, верится с трудом, когда попадаешь за зеленый забор строительной площадки будущей станции метро «Демиевская». Она уже практически готова. Около 250 рабочих трудятся, как муравьи, готовясь передать «эстафету» на поверхность — дорожникам. К середине октября метростроевцы планируют освободить участок дороги над станцией для прокладки асфальта. Новые коммуникации — водопровод, канализация, газ — ожидают подключения к центральным городским сетям.
— Станция уже построена полностью, — объясняет Виталий Атаманенко, заместитель начальника участка на станции метро «Демиевская». — Сейчас самое главное — облицовка вестибюлей мрамором и гранитной плиткой, штукатурка, побелка. Оформляется станция как под землей, так и на поверхности. От станции «Лыбедская» до «Демиевской» по левому тоннелю проложены рельсы. А по правому еще не закончили тоннель, вы же помните, там поломался механизированный щит.
Поломка капитальная, но из-за высоких грунтовых вод невозможно добраться к механизму, чтобы отремонтировать. Поэтому от «Демиевской» навстречу поломанному мы запустили второй, уже ручной щит. Его скорость в три раза ниже, чем у механизированного — два метра в сутки, но он уже прошел в сторону «Лыбедской» 70 метров. Когда они встретятся, мы выроем котлован и достанем из-под земли оба щита.
Успеем все сделать до Нового года. Правда, сейчас работы тормозятся из-за нестабильных поставок материалов — постоянно чего-то не хватает, и уже простаиваешь, ждешь, пока привезут.
Самые интересные работы скрыты от посторонних глаз — под землей заканчивают оформление вестибюля станции. Уже готов подземный переход, в котором расположен вход в «Демиевскую». С одной стороны он выходит к библиотеке имени Вернадского, с другой — к школе. Существующий подземный переход под Московской площадью, который хотели было разрушить, приспособили под аварийный выход.
Проектом на всех трех новых станциях предусмотрены мощные вытяжки, благодаря которым в случае пожара не будет задымления метро. На «Демиевской» уже закончили обустраивать кассовый зал, установили лифты для инвалидов, эскалаторы и практически полностью облицевали платформы. Подземный вестибюль «Демиевской» высотой более шести метров оформлен в бело-розовых тонах, благодаря чему станция кажется просто огромной.
— Эффект исключительно зрительный, — поясняет начальник участка Ь 1 подземных работ управления реконструкции и строительства «Киевметростроя» Анатолий Штандарин. — Платформа длиной 100 метров, однако открытый участок с колоннами — всего 50 метров. Впервые в Киеве построили станцию с эскалаторами посреди перрона.
«Демиевская» — самая впечатляющая из трех новых станций. Ее украшают уникальные колонны — круглые, таких еще не делали. Из Китая нам поставляют гранитные полукольца, которые крепятся на железобетонную основу и кажется, что колонна выточена из цельного куска гранита. Каждая колонна вверху украшена длинными светильниками в форме капители.
Станция будет ярко освещена — зеркальные элементы на потолке дадут дополнительный свет благодаря отражению, а когда вымоются полы, то пассажиры будут видеть богатую гамму цветов, успокаивающих глаз пастельных тонов — светлобордового, розового, белого
Через полтора месяца мы планируем закончить все работы. Правда, сейчас возникают проблемы с нехваткой материалов. Представьте: 12 тысяч квадратных метров отделочных работ! Ведь это не только станция, но и помещения для работников метро. Недостает каких-то мелочей: откосов для дверей, самих дверей, вентиляционных решеток. Но это сильно тормозит работы.
Мы уже несколько месяцев под честное слово берем у поставщиков в долг материалы, они уже со скрипом реагируют на наши просьбы продолжать бесплатные поставки.
От «Демиевской» до «Голосеевской» 900 метров проходим по тоннелю метро. Между этими двумя станциями заканчивают прокладывать рельсы. В сторону «Васильковской» еще только роют тоннели. Левый начали раньше, поэтому щиту осталось пройти метров 300, а до конца правого — 400 метров. Оба движутся от «Голосеевской» без приключений. В тоннелях, несмотря на плывуны за стеной, сухо. Рабочие посмеиваются над моим удивлением. Такого количества бетона, говорят, которым скрепляли эти грунты, еще ни на одной станции не приходилось использовать.
— Поначалу люди работали по пояс в грязи, экскаваторы в грязи тонули, а теперь все хорошо, — рассказывает начальник участка на станции «Голосеевская» Аркадий Манчук. — За 30 лет работы я впервые столкнулся с такими сложностями. Но все плохое уже забылось. Мы начали облицовывать стены вестибюля мрамором, строим выходы из метро в сторону проспекта 40-летия Октября. Входы в подземный переход будут располагаться по обе стороны Голосеевской площади: один — возле гостиницы, второй — напротив.
Через месяц там все прояснится, если бы деньги поступали регулярно, раньше бы закончили. А то в последнее время не за что купить солярку, другие материалы. Проблема! К концу года, надеюсь, мы все практически сделаем — за нами остановки не будет.
Основные конструкции уже установлены и на последней станции на Теремки — «Васильковской», уже приступают к отделочным работам. Метростроевцы с энтузиазмом говорят, что закончить станцию в срок реально. Но все с тем же «если»: будут средства, чтобы закупить необходимые материалы, как и на двух других участках. Пока что городские власти только обещают
Напомним, что столичная горгосадминистрация намеревалась к 2011 году сдать уже вторую очередь строительства Куреневско-Красноармейской линии — от «Васильковской» до станций «Выставочный центр» и «Ипподром». Протяженность участка — 2,8 километра. Третью очередь — до станций «Теремки» и «Одесская» — планировали завершить еще несколькими годами позже.
Кроме того, к июню 2009-го обещали закончить строительство эстакады на Московской площади. Однако задержки со строительством метро тормозят и работы по реконструкции площади.