Події

«мой иван на деревья не лазил лет уже пятьдесят, а тут со страху вспомнил молодость и за секунду взобрался на верхушку высокого граба. И это в 77 лет! »

0:00 — 2 жовтня 2008 eye 283

Из-за большого количества волков жители Межгорского района Закарпатья боятся ходить в лес за грибами и подниматься на полонину за ягодами

Лишь недавно «ФАКТЫ» рассказывали о диких кабанах, которые уничтожают сельскохозяйственные посевы в Виноградовском районе Закарпатья, чем доводят фермеров до банкротства, и тут новое нашествие диких зверей. В Межгорском районе селянам не дают покоя волки. Когда собкору газеты позвонили с просьбой приехать, невольно возникла мысль: вот бы как-нибудь переселить «лишних» волков из Межгорского в Виноградовский район к диким свиньям — сразу две проблемы разрешились бы сами собой. Но шутки шутками, а когда пожилые люди спасают свою жизнь, забираясь на деревья, и встретить волка на окраине села средь бела дня стало привычным делом, тут уже не до смеха.

«Это не санитары леса, а вредители, настоящие враги человека… »

Больше всего «повезло» тем селам Межгорского района, которые расположены по соседству с национальным природным парком «Синевир». Охота на территории парка категорически запрещена, вот волки, размножившись в комфортных условиях, и принялись совершать набеги на населенные пункты. В горах начался сезон сбора ягод и грибов, продажа которых ежегодно очень существенно пополняет бюджет сельской семьи, однако из-за волков люди боятся выходить за пределы села.

 — Я недавно по грибы ходил, — рассказывает житель села Негровец Василий Стец.  — Вышел из дому очень рано, только рассвело, приблизился к лесу и слышу — дрозды голос подали. Это знак, что поблизости находится какой-то зверь. Подумал, наверное, лисица, и вдруг вижу метрах в 80 волка. Здоровенный такой, я сначала даже подумал, что это теленок. Остановился и смотрит на меня, глаз не сводит. Я крикнул, чтобы подбодрить самого себя: «Ты куда собрался, серый? Видишь, я сам по грибы иду, а ну посторонись!» Еще и фонариком на него посветил. А волк спокойно пошел параллельно со мной. Метров через двадцать он оглянулся, увидел, что я не сворачиваю, и сам свернул в сторону. Так и пошел себе, не ускоряя шаг. Я лишь тогда настоящий страх почувствовал. Отец мой не раз говорил, что волк на человека может напасть в двух случаях — когда заходишь в лес или выходишь из него. Среди деревьев и в чистом поле он тебя не тронет…

Волков у нас действительно очень много развелось. К хате моего брата один средь бела дня подошел — огромный и рыжий. Стал рядом с калиткой и смотрит на овец во дворе. Полезть за ними не осмелился, но и уходить не спешил. Затем все-таки спокойно удалился. Мне после таких «визитов» страшно жену отпускать в центр села, хоть покупай «пушку» и ходи в магазин во всеоружии. Чабаны рассказывают, что на полонине волк чувствует себя полноправным хозяином. Может схватить овцу и людей не боится. Один пастух подбежал было с палкой спасать домашнее животное, но остановился в десяти метрах, а ближе подойти боялся.

Почему их так много развелось? Раньше были и охотники, и браконьеры. Думаете, они бы спокойно наблюдали за тем, как волки возле домов высматривают, чем бы поживиться? Охотники свое дело хорошо знали — целую ночь могли просидеть в засаде с приманкой, но без добычи не возвращались. За шкуру лисы в советские времена платили 35 рублей, за куницу — от 120 до 200 рублей, за волка — 10 кубометров леса, а за волчицу — 15. А теперь шкуры диких животных никому не нужны, мода на них давно миновала. У меня куница каждый год в хлеву зимует и людей не боится. И охотников нет, и браконьеры перевелись, вот серые и наглеют с каждым годом все больше. Думаете, в лесу дичи не хватает, поэтому они в села спускаются? Куда там! У меня в огороде на днях побывал кабан, такие огромные следы оставил. Но добыть кабана не так-то просто, а со здоровенным секачом и не каждый медведь справится. Помню, лет 20 назад возле села медведь напал на секача и таки одолел его возле ручья, но клочья шерсти вокруг валялись как кабаньи, так и медвежьи. Потому-то и хватают хищники овец или коров, которые серьезного сопротивления не оказывают.

По словам председателя сельсовета Ивана Яремы, лишь за последние три месяца волки задрали двух телок, четырех коров и шесть жеребят из села. Что касается овец, то их на выпасе пропало около сорока, а собак, ставших волчьей добычей прямо во дворах, никто и не считает.

 — Эта напасть началась три или четыре года назад, — говорит Иван Иванович.  — Волки в здешних лесах никогда не были в диковинку, но в села за поживой они спускались лишь зимой и только ночью. Да и таскали в основном собак, не трогая скотину. Теперь хищники днем нападают на лошадей и коров. Не санитары леса, а вредители, настоящие враги человека! Я общаюсь с председателями соседних сел и знаю, что у них та же проблема.

Один из хищников бросился на машину и повредил часть кузова

Делать свое черное дело хищникам помогает то обстоятельство, что коров и лошадей в селе привыкли оставлять на пастбище без присмотра. К каждому животному привязан колокольчик, а лучшего ориентира для волков и не надо. Они легко отбивают корову от стада и загоняют в лес. Впоследствии хозяева находят от своей кормилицы лишь колокольчик и кости.

 — Мы с соседкой возвращались с ягодами с полонины, — рассказывает жительница Негровца Наталья Сметана, едва не ставшая жертвой хищника.  — В урочище паслось пять коров. Выходим из-за кустов, а в 30-ти метрах — волк около телки. Четыре коровы отбежали в сторону, а телку волк не пускает — ходит за ней по пятам и пытается отогнать в кусты. Небольшой, размером со среднюю овчарку, наверное, еще не совсем взрослый. На нас — ноль внимания. Мы тихонько попятились назад и бросились в село. Недалеко пасли другое стадо пастухи. «Там волк на телку хочет напасть!» — кричим. А они в ответ: «Да вы заулюлюкайте, он и уйдет себе». Конечно — «заулюлюкайте»! Это ведь опасный зверь, а не какая-нибудь дворняга. Мы быстренько вернулись в село, а что произошло с той телкой, не знаем. Нам теперь страшно в лес по ягоды и грибы ходить.

Между тем страх, как известно, может неожиданно сил и энергии прибавить. Это подтвердил случай, происшедший недавно с жителем села Иваном Росохой. Побеседовать с ним лично мне, к сожалению, не удалось: он трудился в поле, поэтому о приключении своего мужа рассказала жена.

 — Это две недели назад произошло, — говорит Мария Ивановна.  — Муж возвращался из лесу домой, дошел до холма, который хорошо виден отсюда, и нарвался прямо на волков. Три хищника вынюхивали что-то в траве всего в нескольких десятках метров. Мой Иван на деревья не лазил уже лет пятьдесят, а тут со страху за секунду взобрался на верхушку высокого граба. И это в 77 лет! Волки посмотрели на него внимательно, покрутились и ушли. А муж еще долго сидел на дереве и удивлялся, как смог на него залезть. Спустился лишь после того, как убедился, что звери не устроили где-то поблизости засаду. Домой муж пришел испуганный и говорит дрожащим голосом: «Ну, Маша, не успей я взобраться на дерево, и гроб не понадобился бы для моих похорон, ничего волки бы не оставили… » В прошлом году хищники унесли с нашего двора собаку вместе с цепью. Невестка слышала, как пес ночью жалобно визжал, но выйти побоялась. А на следующий день сосед говорит: «Идите к речке, там ваша собака лежит. Вернее то, что от нее осталось». Мы нашли лишь окровавленную цепь и отгрызенную голову, по которым узнали своего сторожа.

Председатель сельсовета обратился к руководству национального природного парка «Синевир» с просьбой решить проблему с волками. Там пообещали собрать ученый совет и подумать. А пока ученые мужи ломают головы, селяне вынуждены делить жизненное пространство с волками и рассчитывать в этом противостоянии лишь на самих себя.

P. S. Когда номер готовился к печати, стало известно, что от волчьих набегов уже несколько месяцев страдают и жители соседнего Иршавского района. В селе Загатье клыкастые разбойники таскают собак и домашний скот, ничуть «не стесняясь» присутствия человека. На днях житель села на своей легковушке ночью пытался отогнать стаю из нескольких хищников от своего двора. Один из волков, оскалив клыки, бросился на машину и повредил переднюю часть кузова…