Україна

Полисы «автогражданки» в сентябре больше всего подорожают для владельцев «евроблях»

10:04 — 31 серпня 2019 eye 3884

Через месяц в Украине подорожают полисы «автогражданки» — обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Многим автовладельцам придется платить больше за автостраховку, а для пользователей «евроблях» она может вырасти почти в два раза. Отчасти утешением может служить тот факт, что одновременно возрастают и размеры страховых выплат — денежных компенсаций владельцам полисов, пострадавших в ДТП. «ФАКТЫ» разбирались в основных деталях, изменяющих сферу страхования ОСАГО.

Напомним, с 21 сентября 2019 года в Украине вводятся новые бланки полиса «автогражданки».

В среднем цена ОСАГО возрастет на 10—20 процентов

Новшества, которые вступят в силу с 21 сентября 2019 года, обусловлены распоряжением Нацкомфинуслуг № 538 от 09.04.2019 года «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты по вопросам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Подробно разъяснить их особенности мы попросили бизнес-партнера генерального представительства UNIQA страхование в Киеве Юрия Негрея.

— В связи с чем было принято решение повысить стоимость полисов и увеличить размеры страховых выплат?

По оценкам Моторного страхового бюро Украины (МТСБУ), на сегодняшний день в 5—7 процентах страховых случаев нанесенный ущерб превышает действующие страховые лимиты. Именно поэтому было принято решение об увеличении этих лимитов, что позволит полнее компенсировать убытки при авариях и исключить случаи недоплат. Согласно принятому распоряжению Нацкомфинуслуг новые лимиты составят 130 тысяч гривен по ущербу имущества (повреждению транспортных средств в ДТП) и 260 тысяч гривен — по ущербу жизни и здоровья потерпевших в авариях.

Напомню, сейчас максимальный размер компенсации составляет 100 тысяч гривен и 200 тысяч гривен соответственно. Предыдущее увеличение максимальных лимитов выплат состоялось в начале 2016 года. И тогда они увеличились сразу вдвое.

По статистике, львиная доля выплат по «автогражданке» приходится на ущерб имуществу, а возмещение ущерба жизни и здоровью происходит только в каждом десятом случае. Так, по данным Нацполиции, в 2018 году в результате ДТП пострадали 30 тысяч 800 человек, при этом страховые выплаты за ущерб жизни и здоровью получили только 3 тысячи 300 из них. Дело в том, что выплата по здоровью возможна лишь в случае вступления в силу обвинительного решения суда, а за нанесение телесных повреждений средней тяжести и более предусмотрена уже уголовная ответственность. Потому чаще всего стороны стараются решить ситуацию «полюбовно», и виновник ДТП сам оплачивает потерпевшему лечение.

Читайте также: В Украине хотят штрафовать за парковку на местах для электромобилей: что грозит нарушителям

— Насколько увеличится стоимость страховых полисов?

Чтобы компенсировать увеличение лимитов страховых выплат Нацкомфинуслуг изменила корректирующие коэффициенты, которые влияют на стоимость полиса ОСАГО, хотя базовый платеж остался прежним — 180 гривен. Поменяется также принцип определения коэффициентов. На сегодня ключевым является место регистрации автомобиля, а по новым правилам они будут рассчитываться исходя из места регистрации и проживания владельца.

В связи с этим в первую очередь подорожание ощутят жители пригородов Киева — Броваров, Борисполя, Бучи, Вышгорода, Ирпеня и прочих. Вырастет и цена страховки для автовладельцев из Днепра, Львова, Одессы и Харькова. В среднем она возрастет на 10—20 процентов. Но сильнее всего подорожание ударит по владельцам так называемых «евроблях» — поскольку у них нет регистрации в Украине, на сегодня их чаще всего страхуют по тарифу приграничной зоны, то есть небольших городов с минимальным корректирующим коэффициентом. Ввиду этого «автогражданка» для них обходилась в 1,5—2 раза дешевле, чем, например, для автомобилей, зарегистрированных в Киеве. Я считаю, что подобное изменение справедливо, так как многие владельцы «евроблях» не особо дисциплинированы и ответственны, из-за чего нередко попадают в ДТП.

«Для электромобилей предусмотрена скидка»

— Предусмотрены ли какие-то скидки при оформлении полисов «автогражданки»? Например, за безаварийную езду…

Действительно, за безаварийную езду предусмотрена скидка в размере 10 процентов от стоимости полиса ОСАГО. Хотя получить ее будет нелегко. Во-первых, для этого водителю нужно будет подтвердить, что он не попадал в ДТП в течение десяти лет. А во-вторых, что еще проблематичнее, все это время он должен страховать ответственность в одной и той же компании.

Намного легче будет получить скидку также в размере десяти процентов при оформлении так называемого электронного полиса «автогражданки». Для этого водителю не нужно лично ехать в страховую компанию — достаточно будет самостоятельно заполнить соответствующую форму на ее интернет-сайте либо же сбросить все необходимые данные сотруднику компании. Оплата электронного полиса также производится по безналичному расчету. В дальнейшем, если водителя остановит полиция, ему можно будет показать электронный полис на экране своего смартфона. Мы советуем своим клиентам на всякий случай распечатать бумажную копию полиса — ее также можно предъявлять стражам порядка (это пригодится, если, к примеру, разрядится телефон или у полиции в отдаленной местности не будет возможности проверить наличие договора по имеющимся базам данных).

Напомню, что использование электронного полиса стало возможным благодаря изменениям в Правила дорожного движения, вступившим в силу в марте 2019 года, которые уравняли бумажную и электронную версии полиса ОСАГО.

Отмечу, что 10-процентная скидка предусмотрена на оформление «автогражданки» владельцами электромобилей.

Читайте также: Электромобили набирают популярность в Украине: рейтинг марок

— Один из основных вопросов, интересующих владельцев автотранспорта, имеющих страховые полисы, — в какие сроки они смогут получить компенсацию в случае нанесения ущерба машине?

Согласно статье 36 Закона Украины «Об обязательном страховании» страховая компания обязана в течение 15 дней со дня согласования размера страхового возмещения с лицом, имеющим право на получение возмещения, но не позднее 90 дней со дня получения заявления о страховом возмещении, выплатить его или отказать. Если страховая компания не платит дольше трех месяцев, владелец машины имеет право обратиться в суд. И за каждый день просрочки выплаты возмещения по вине компании выплачивается пеня из расчета двойной учетной ставки НБУ, действующей в течение периода, за который начисляется пеня.

Таковы нормы действующего законодательства. Но на практике по итогам первого квартала 2019 года средний срок урегулирования составляет около 70 дней. Быстрее остальных участников страхового рынка выплачивают компании — члены проекта «Прямое урегулирование». Напомню, что проект был запущен в конце 2015 года, а его суть заключается в том, что, если оба участника ДТП имеют полисы страховщиков — членов проекта «Прямое урегулирование», потерпевший имеет право выбирать, где получать выплату — в той страховой компании, где он покупал свой полис «автогражданки» или в компании, выдавшей полис виновнику ДТП. Как правило, «свои» компании выплачивают клиентам значительно быстрее по прямому урегулированию. Где-то в течение 40 дней.

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, как надо действовать, если ваше авто забрали на штрафплощадку.