Закончить все работы планируют к июлю 2011 года
Развязка на Ленинградской площади стоимостью около 546,5 миллиона гривен (в ценах 2008 года) станет одной из самых красивых и удобных в столице. Строить эту развязку «Киевавтодор» будет по самым современным технологиям, еще ни разу не применяемым в столице.
Проект реконструкции городские власти одобрили. Строительная техника на Ленинградской площади появится 1 ноября. И до июля 2011 года жителям Левобережья придется мириться с тем, что пробки на площади станут еще длиннее. Впрочем, неудобства эти временные
— Сегодня пропускная способность Ленинградской площади — шесть тысяч автомобилей в час, — говорит заместитель директора дирекции строительства дорожно-транспортных сооружений «Киевавтодора» Николай Васильцов. — Причем и с таким количеством машин площадь уже с трудом «справляется». После реконструкции транспортный узел без заторов сможет пропускать вдвое больше машин — около 12 тысяч в час.
Конечно, почти три года движение на Ленинградской площади будет затруднено. Построить развязку можно было бы в два раза быстрее, если на площади полностью перекрыть движение транспорта. Сравните: для Подольско-Воскресенского мостового перехода мы возвели километровую эстакаду за полтора года.
На Ленинградской площади суммарная длина обновленных путепроводов с тремя эстакадами составит около 1,3 километра. Но, как и в случае с Московской площадью, перекрыть здесь движение полностью нельзя — прилегающие улицы не справятся с таким потоком машин. Так что будем строить лишь частично, по этапам, перекрывая движение.
В ноябре и декабре на Ленинградской площади займутся подготовительными работами, приступая к перекладкам коммуникаций: газ, канализацию, водопровод, высоковольтный кабель и кабели связи. Работа непростая, поскольку под площадью проложены сети общегородского значения. Но в Киеве есть организации, которые успешно выполняли и более сложные работы.
22 октября уже станет известно, кто стал победителем тендера на выполнение подготовительных работ. Кроме коммуникаций, генподрядчик займется пересадкой деревьев с площади в парки района. А по завершении строительства деревья, цветы и клумбы вернут на Ленинградскую.
— К строительству непосредственно эстакад — на площади их будет три — приступят в январе, — продолжает Николай Васильцов. — По первой эстакаде машины, двигающиеся по Харьковскому шоссе, будут делать правый поворот на проспект Гагарина. Вторая эстакада примет на себя встречный поток транспорта, который с проспекта Гагарина станет поворачивать налево — на Харьковское шоссе. По третьей эстакаде машины с проспекта Гагарина будут направляться на проспект Воссоединения, а встречный поток повернет направо — с проспекта Воссоединения на Харьковское шоссе (как и сегодня — по существующей дороге).
Кроме эстакад, под Ленинградской площадью построят 40-метровый тоннель для машин, движущихся по прямой с Харьковского шоссе на проспект Мира. Развязку освободят от нескольких светофоров и уберут отсюда наземные пешеходные переходы. Для пешеходов реконструируют три существующих подземных перехода: первый — через Харьковское шоссе (70 метров), второй — через проспект Воссоединения возле универмага «Дарница» (60 метров, с общественным туалетом) и третий — через проспект Гагарина.
— Сложность будет с перекрытием движения, когда опоры эстакад начнут строить на проезжей части, — продолжает Николай Васильцов. — Мы проработали несколько вариантов, но, конечно, станем ориентироваться по ситуации. Строить развязку начнем с самого простого — сдвоенной эстакады в направлении Харьковское шоссе и проспекта Гагарина. Всегда начинаем с того, что можно быстрее закончить. Само сооружение сложное, но есть место для опор, возведению которых транспорт не будет мешать.
А когда приступим к строительству опор на проезжей части, начнем обустраивать объезды, как на улице Набережно-Крещатикской, — чтобы машины не ездили под стройкой. Планируем сделать съезд на улицу Шлихтера — таким образом ликвидируем неудобный разворот через Ленинградскую площадь для транспорта, движущегося с улицы Березняковской на проспект Воссоединения в сторону моста Патона. Сейчас, чтобы развернуться, водителю приходится поворачивать налево — на проспект Воссоединения, доехать до Ленинградской площади, развернуться на ней по кругу и двигаться в обратном направлении. Мы же значительно сократим этот путь: машины прямо с Березняковской проедут под Никольским путепроводом и, совершив левый поворот, выедут на проспект Воссоединения в направлении центра.
Разгрузим мы площадь и благодаря улице Здолбуновской. К тому моменту, как на Ленинградской площади начнутся основные работы, реконструкция улицы будет полностью закончена. Так что частично поток транспорта с Харьковского шоссе уйдет в объезд. Сложнее всего придется тем водителям, кто едет напрямую к проспекту Гагарина и в обратном направлении, — тогда площади не избежать.
После реконструкции все дороги на Ленинградской площади станут шестиполосными, по три полосы в каждом направлении. Немногим более узкая трасса предусмотрена лишь в тоннеле — четыре полосы (по две в каждом направлении). Впрочем, для одного прямого потока транспорта этого достаточно.
На первом этапе реконструкции и строительства развязки расширят проезжую часть Харьковского шоссе (на участке от Ленинградской площади до площади возле нового Дарницкого вокзала за счет убранных трамвайных путей). Трамвай пустят по новому маршруту: прямо с улицы Ялтинской на улицу Пражскую, а затем — на улицу Ивана Сергиенко, минуя Харьковское шоссе. Для этого одновременно с реконструкцией Ленинградской площади начнут сооружать трамвайный тоннель под путями возле железнодорожной станции «Дарница».
По словам директора института «Киевдормостпроект» Владимира Воробьева, программой строительства в Киеве объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, разработанной до 2012 года, предусмотрено построить в районе станции «Дарница» три тоннеля. Один из них, комбинированный, — под железнодорожными путями. По этому тоннелю в двух направлениях будут двигаться трамваи и автомобили. Эта 400-метровая подземная дорога станет первой в Киеве и самой длинной в Украине, по которой начнет курсировать городской рельсовый электротранспорт.
По второму тоннелю под привокзальной площадью будут двигаться транзитные авто в направлении улицы Бориспольской с последующим выездом на Харьковское шоссе и за пределы города.
Третий тоннель, пешеходный (он уже построен), является частью вокзального комплекса. В нем установлены турникеты для прохода пассажиров к терминалу и на перроны.
На разработку проекта строительства трех тоннелей до конца года выделено восемь миллионов гривен. В начале 2009-го планируют приступить к работам, чтобы реконструкцию в районе вокзала «Дарница» закончить одновременно с Ленинградской площадью. Трамвайные пути с Харьковского шоссе уберут лишь после того, как построят тоннель и рельсы уложат уже по новому маршруту трамвая. В дальнейшем планируют продлить линию до станции метро «Бориспольская», а по Харьковскому шоссе открыть новый троллейбусный маршрут.
Во время реконструкции Ленинградской площади строители под землей соорудят 200-метровую подпорную стену для будущей станции метро. Расположена она будет возле опор сдвоенной эстакады — вблизи въезда в тоннель со стороны Харьковского шоссе.
После новогодних праздников станет известно, какой компании поручат выполнять основные работы по реконструкции Ленинградской площади. Ведь эстакады начнут сооружать по технологиям, которые только апробируются в Киеве.
— Эстакада будет из монолитных железобетонных предварительно напряженных конструкций, — объясняет Николай Васильцов. — В двух словах: специальные металлические пучки натягиваются и заливается бетоном. Когда он схватывается, пучки отпускают, и они сжимают бетон, повышая его прочность. При этом сами конструкции пролетного строения имеют меньшую толщину, чем при тех технологиях, по которым мы строили ранее. Получается более изящная архитектура развязки.
Мы использовали предварительно напряженные конструкции при строительстве моста через Десенку, эстакады на Южном мосту, путепровода в Быковне и развязки на Одесской площади — на мой взгляд, самой удачной и красивой из построенных нами за последние тридцать лет именно за счет использования предварительно напряженных конструкций. Но на Ленинградской площади они будут еще и монолитными. Такое строим впервые в Киеве!