Події

«я не могла сказать будущему малышу: «сынок, квартиры нет и не будет! А значит, тебе не жить… « — говорит 26-летняя наташа криницкая, чья семья потеряла в квартирной афере «элита-центра» все свои сбережения — 67 тысяч долларов, и оказалась

0:00 — 8 жовтня 2008 eye 336

Неделю назад героиня «ФАКТОВ» родила третьего ребенка, пополнившего ряды жертв мошенников. Между тем 9 октября Швейцария обещает выдать Украине главного подозреваемого по делу «Элита-центра» Александра Волконского. Экстрадиция будет проведена в обстановке строжайшей секретности — есть опасность, что пострадавшие инвесторы учинят над аферистом самосуд

О драматической истории семьи Криницких, одной из многочисленных семей обманутых вкладчиков, пострадавших в афере «Элита-центра», «ФАКТЫ» рассказывали в декабре 2006 года. Юрий, тренер по восточным единоборствам, после женитьбы продал свою «однушку» на Лесном массиве и вложил деньги в строящееся жилье «Киевгорстроя». Однокомнатные и двухкомнатные квартиры были уже раскуплены, и глава семейства решил взять трехкомнатную. Внес за нее 32 тысячи долларов. Недостающие 17 тысяч долларов занял в банке. Однако, когда дом был сдан и семья заселилась в квартиру, оказалось, что выплачивать кредит супруги не в состоянии… Так, собственно, и начался их путь к «Элита-центру».

«Я смотрел документы «Элита-центра». Они были в порядке: с нужными печатями и подписями»

Что только они ни делали: и две комнаты в построенной «Киевгорстроем» квартире сдавали, живя в третьей, и деньги у родственников занимали — но выплачивать ежемесячно кредит с высокими процентами не смогли. Ведь Наташа находилась в декрете с маленькой дочкой Соней, и Юрий работал один. Скрепя сердце, продали трехкомнатную квартиру, отдали долги банку и подсчитали, сколько осталось на покупку другой квартиры, более скромной. Цены к тому времени возросли. На руках у них осталась 61 тысяча долларов.

Юрий трудился на двух работах. Решив разгрузить мужа от дополнительных проблем, поисками жилья занялась Наташа.

 — Реклама «Элита-центра» была на каждом шагу, — вспоминает Наталья Криницкая.  — А цена за квадратный метр — 3025 гривен, при тогдашних ценах на жилье вообще казалась удачей. И офис компании, где работало очень много персонала, и макеты строящихся домов, и возведенные четыре этажа дома на улице Отто Шмидта показались мне убедительными. Муж съездил в офис, посмотрел все разрешительные документы.

 — Документы были в порядке: с нужными печатями, подписями, — продолжает Юрий Криницкий.  — Тогда у меня было очень большое доверие к власти. Думаю, если на бумагах стоят подписи таких ответственных людей, значит, деньги в этот проект вкладывать можно. Да еще наш брокер из агентства «Киевская недвижимость» после просмотра документов подтвердил: «Тут все нормально. Им легче построить и заработать свои деньги, чем просто «кинуть». Все убеждало в том, что это честный бизнес. И мы выбрали трехкомнатную квартиру метражом 106 метров. За нее надо было отдать 67 тысяч долларов. Но у нас не хватало шести тысяч долларов. Пока искали, у кого их занять, квартиры уже расхватали.

 — Казалось, сама судьба отводит нас от этого варианта, — продолжает Наташа.  — Я стала искать другое жилье, но тут, как на грех, наткнулась на объявление в газете, что агентство предлагает квартиру, забронированную в «Элита-центре». Так мы и попались…

«Когда кто-то из читателей «ФАКТОВ» пригласил для Сони настоящего Деда Мороза на Новый год, дочка чуть в обморок не упала от счастья»

Супруги заняли недостающие шесть тысяч долларов и внесли 67 тысяч долларов в кассу «Элита-центра» за трехкомнатную квартиру. Отдали две тысячи долларов комиссионных брокеру агентства недвижимости, забронировавшему квартиру. На торт, чтобы отпраздновать торжественный момент, денег уже не осталось — скудный бюджет семьи надо было растянуть на питание и оплату аренды жилья.

 — Договор мы оформили в августе 2005 года, — продолжает Наташа.  — Увидев, что в доме на улице Курнатовского, в котором мы купили квартиру, даже не вырыт котлован, решили переоформить квартиру и перевестись в дом по улице Отто Шмидта, где стройка уже шла полным ходом. Квартиру переоформили 28 декабря 2005 года. В январе 2006 года я родила вторую дочь, Алину. А шестого февраля 2006 года телеканалы сообщили о том, что счета «Элита-центра» арестованы, а хозяева фирмы бежали с деньгами вкладчиков.

 — Я до сих пор помню тот день, — рассказывает Юрий.  — Пришел вечером с тренировки, где работал с детьми, а жена сообщает такую новость. «Не может быть! — отвечаю.  — Я же только вчера там был: и кран, и две бригады работали!» Но, конечно, уже осознавал, что все это правда. И я в коридоре сел, закрыл лицо руками… Меня придавило дня на три. Состояние, будто тебя смяли в лепешку. Я, здоровый, сильный, тренированный физически и духовно мужик (я ведь исповедую буддизм, знаю, как справляться с испытаниями), чуть не кричал от боли и отчаяния. Представляю, как раздавило других людей. Говорили, среди вкладчиков были и инфаркты, и инсульты, и попытки самоубийства. Один мужчина скончался от разрыва сердца, второй попал в психиатрическую клинику…

 — Как же ваша семья выдержала такой удар?

 — Неловко признаться, но я был поначалу так раздавлен, что сгоряча даже наговорил Наташе много несправедливых слов. Дескать, зачем ты выбрала этот вариант? Так корил ее!.. Потом забрал свои слова обратно. Понял, как был не прав. Во-первых, я сам подтвердил этот вариант, найденный Наташей, изучив документы «Элита-центра». Во-вторых, не Наташа виновата в том, что нас обманули. И если сначала я ругал и себя: «Я дурак, я лох, просмотрел, и погубил свою семью!», то сейчас понимаю: нас попросту предала власть, которая дала возможность прорасти этой «малине». Ведь на бумагах стояли подписи официальных лиц! Мы, вкладчики, считали эти подписи гарантией…

Две недели мы сокрушались. Потом сказали: «Главное, мы есть друг у друга, мы здоровы, у нас чудесные дети». Я оставил тренерскую работу и пошел работать мясником: там больше платили. Но когда стали отказывать руки, опять вернулся на прежнее место работы.

… С семьей Наташи и Юрия Криницких я познакомилась полтора года назад у стен Киевской горадминистрации, где шли акции протеста обманутых вкладчиков «Элита-центра», которые требовали защитить их права. Зрелище было печальное. Около двух десятков людей с петициями то что-то громко выкрикивали, то строили картонный домик, демонстрируя свою готовность жить прямо у стен городской администрации. У бастующих были измученные лица, тоска и безнадежность в глазах. Ведь многие люди, ставшие жертвами громкой строительной аферы, оказались выброшенными на улицу и жили в ужасных условиях: в съемных углах, в гаражах, на работе под лестничными клетками. Прохожие обходили «элитовцев», не останавливаясь. Так обходят приговоренных, словно боясь заразиться чужой бедой.

Через время я решила наведаться к семье Криницких в крохотную съемную «хрущевку». Там ютилось пять человек. На кухне на матраце спала взрослая дочь Юрия от первого брака. В комнате, ухитряясь использовать каждый миллиметр тесного пространства, обитали Юрий с Наташей и две их маленькие дочки. Молодая женщина с болью мне призналась, что семья еле сводит концы с концами, что ребенку не за что даже колготки купить, ведь вся зарплата мужа уходит на оплату арендованной квартиры.

Шестилетняя Соня, которую я спросила о праздновании Нового года (дело было в конце декабря 2006 года), снисходительно пояснила: «Дед Мороз к нам не придет. Он ходит к тем мамам и папам, у которых есть денежки. Папа сказал, что у нас были денежки на квартиру, но их украли плохие дяди. И у нас теперь ни денег, ни квартиры. Поэтому я у родителей подарков не прошу». Но потом жажда чуда в ребенке все-таки возобладала. И она тихо, чтобы не слышали родители, мне призналась: «Я хотела бы пупса большого с коляской, который плачет и писает. И самокат розового цвета».

 — После публикации в «ФАКТАХ» нам позвонило много людей, — вспоминает Наташа.  — Позвонила жена Павла Зиброва Марина: «Дочка прочитала публикацию и очень хочет передать Сонечке куклу». Соня так обрадовалась этому подарку! Потом ваши читатели подарили дочке самокат, еще две куклы. Позвонил мужчина, хотел подарить четвертую куклу. Соня была ошеломлена, но потом осмелилась и сказала: «Дядя, у меня уже три куклы есть, а вот коляски нет!» Так ей привезли и коляску. Приехал какой-то мужчина. Сказал, что он помощник Деда Мороза, и подарил детям игрушечного мишку и корзинку с едой. А кто-то нанял настоящего Деда Мороза! И когда в дом пришел роскошный дед с бородой, достал куклу Барби и громко спросил: «Девочка, как ты себя вела весь год?» — дочка чуть в обморок от счастья не упала!..

«Если мы получим квартиру, то возьмем ребенка из детдома»

 — И хоть с того времени прошло полтора года, Соня до сих пор вспоминает этот праздник: «Мама, это был самый лучший Новый год в мире!» — рассказывает Наташа.  — Я так благодарна людям, которые устроили дочке праздник. Но внутри остался какой-то осадок. Мне неудобно, что мы приняли эти подарки. Может, не такое уж у нас и тяжелое положение? Бывает хуже. Слава Богу, что наш хозяин, спасибо ему, поднимает цену за аренду очень лояльно. Мы платим 400 долларов, в то время как однокомнатные дешевле, чем за 500, не найдешь…

 — Соня уже пошла во второй класс. Как она ухитряется готовить уроки в такой тесноте? — спрашиваю у Наташи.

 — С большим трудом. То на кухню убегает, то в туалете закрывается, чтобы спокойно что-то почитать или порисовать. Ведь сестричка Алина, которой сейчас два с половиной года, бегает за ней «хвостиком». Сонечка очень страдает от того, что не может пригласить детей в гости, поскольку у нее нет своего уголка. Она не жалуется, но видно, что ребенок ощущает свою ущербность, живя в таких условиях… И появится ли когда-нибудь у дочки своя комната, неизвестно…

 — Как же вы, осознавая весь ужас положения, решились еще на одного малыша?

 — Димка получился случайно. Мы его не планировали, пользовались методами контрацепции. Но, знаете, как бывает: и лопата стреляет раз в год. (Смеется. ) И когда я почувствовала, что у меня будет ребенок, не могла же ему сказать: «Малыш, квартиры нет, и не будет. А значит, тебе не жить… » Кроме того, по религиозным соображениям я никогда не делала и не буду делать аборты. Муж сказал: «Если небеса нам послали новую жизнь, мы не имеем права ее прервать». Потом заглянула на наш сайт elita. hub. com. ua, где общаются обманутые вкладчики, и прочитала, что какая-то из вкладчиц «Элита-центра» тоже ждет третьего ребенка… Ведь жизнь продолжается.

 — Когда вкладчики прочитали эту новость, поздравили женщину, ожидающую малыша?

 — Они на нее.. набросились. Отзывы были приблизительно такого рода: «Ишь, какие умные и хитрые! Побеременели специально, чтобы первыми квартиры получить от городской власти… » Понимаете, люди отчаялись, обозлились…

 — Димка родился с каким весом?

 — 3 килограмма 950 граммов. Рост 54 сантиметра. Крепенький такой. Муж так обрадовался, когда увидел сына. Чуть не плакал. Димка очень похож на него…

 — У меня было очень возвышенное состояние, — рассказывает Юрий.  — Четвертый ребенок и первый сын! До этого рождались только дочки. (Взрослая дочь от первого брака, устав от тесноты в съемной «хрущевке», где жил Юрий со своей новой семьей, ушла на квартиру. Она тоже… беременна и через полтора месяца сделает Юрия Борисовича дедушкой.  — Авт. ) Но ликования, знаете, такого ликования счастливого, сильного, всемогущего мужика — не было. К радости примешивалась горечь: какое будущее ждет моего сына?

 — Афере «Элита-центра» уже почти три года. За это время вы пытались что-то предпринять, не надеясь на государство?

 — Давайте реально смотреть на вещи, — говорит Юрий.  — Что можно предпринять, оставшись без копейки? Ведь 67 тысяч долларов, которые мы вложили в квартиру, были нашими единственными сбережениями, полученными от продажи предыдущего жилья. И все же, когда я узнал, что Наташа опять беременна, попытался взять кредит в банке на сто тысяч долларов, чтобы купить хоть какое-то жилье. Но для получения такого кредита надо иметь зарплату не менее двух с половиной тысяч долларов. Я хоть и стал зарабатывать больше, такой зарплаты у меня нет. Я побился-побился, понервничал и понял, что, даже если найду поручителей, мы этот вариант не потянем и опять попадем «в халепу»…

На сердце комок неопределенности. Мэр Киева Черновецкий пока не отворачивается от наших проблем. Для всех вкладчиков это последний шанс. Я жене сказал: «Если мы получим квартиру, то в благодарность судьбе усыновим маленького ребенка из детдома, поднимем на ножки еще одного малыша».

 — А вы думали, что будет при худшем раскладе?

 — Худший расклад уже сейчас. Хуже не бывает. Твои деньги забрали безвозвратно. Вера в государство убита. Я очень верил в молодую державу Украину. Но она не сумела нас защитить. Я унижен. Мечты разбиты. И я теперь не патриот Киева и не патриот своей страны… А худший расклад и объяснять не нужно: работать, как раб, до конца своих дней, скитаясь с тремя детьми по чужим углам…

P. S. На сессии Киевсовета в очередной раз рассматривали вопрос по вкладчикам «Элита-центра». Заместитель мэра Киева Олесь Довгий заявил, что городская власть не бросит инвесторов на произвол судьбы. Уже отработан механизм компенсации пострадавшим, хотя, по словам Олеся Довгого, имущественный вред в данном случае, согласно украинскому законодательству, должно компенсировать государство. Известно, что киевсовет определил земельные участки, на которых будет построено 220 тысяч квадратных метров жилья. 22 тысячи квадратных метров планируется передать пострадавшим вкладчикам (700 квартир). Всего же между компанией «Элита-центр» и инвесторами было заключено 1715 договоров.

Сессия, впрочем, оптимизма жертвам строительной аферы не добавила.

 — Ведь совершенно не понятно сколько лет нам еще ждать квартир? — говорит Юрий Криницкий.  — И дождемся ли мы их?