Первой в мире музыкальной школе-интернату для одаренных детей, основанной в Одессе великим скрипачом и педагогом, исполнилось 75 лет
Николай Столярский — внучатый племянник знаменитого скрипача Петра Столярского, единственный оставшийся в живых потомок педагога.
— Наша фамилия пошла от столярных дел мастера Шлемы Столярского, занимавшегося изготовлением и сбытом игрушек, — рассказывает Николай Столярский. — Жил он в Киевской губернии, в местечке ремесленников Липовцы. Очень состоятельный был человек. Умелец построил большой деревянный дом для многочисленной семьи, а однажды даже починил скрипку. Сделав себе копию инструмента, самостоятельно научился играть на нем.
Одаренным был и отец Петра Столярского. Он пел, играл на трубе. Организовал семейную капеллу, обслуживавшую свадьбы и похороны. Впоследствии Столярский стал владельцем трех оркестров: двух симфонических и духового. Все его состояние досталось старшему сыну Лейбе. Младший Пейсах, оставшись ни с чем, отправился искать счастья в Одессу
Окончив в 1900 году Одесское музыкальное училище, Пейсах (Петр Столярский) поступил в оркестр городского оперного театра. Мечтой молодого музыканта было создание школы для одаренных детей. С помощью профессора Петербургской консерватории Леопольда Ауэра эта мечта стала реальностью. В 1912 году скрипач оперного театра Петр Столярский открыл частную школу. Он любил детей и считал, что все его ученики талантливы. Часто говорил удивленным родителям: «Ваш мальчик — обыкновенный гениальный ребенок». Тяжелые первые шаги в освоении скрипки педагог сумел превратить в игру. Старшие ученики занимались на настоящих инструментах, а рядом, старательно подражая им, пиликали детишки на игрушечных скрипочках. Когда они получали в руки настоящий инструмент, первые навыки и движения были уже освоены. Дальше начинался удивительный процесс.
— У Петра Соломоновича был редкий педагогический дар, — вспоминает Семен Коган, один из воспитанников школы. — Он непонятным образом умел распознавать в малышах будущих музыкантов. Увидев в спектакле оперного театра «Богема» ребенка, произносившего всего одну фразу: «Мама, я хочу лошадку!» — Столярский пригласил мальчика в свой класс. Привлек внимание педагога и малыш, часто стоявший у дирижерского пульта. Столярский начал с ним заниматься. Спустя время весь музыкальный мир узнал великого Ойстраха.
Как вспоминал Давид Ойстрах, для которого Столярский был первым и единственным учителем, музыкальной школой служила квартира маэстро: «Во всех комнатах толпились возбужденные и радостные малыши, а в коридорах сидели мамаши, ожидавшие своих вундеркиндов и с невероятным оживлением обсуждавшие чисто профессиональные скрипичные проблемы. У него была горячая душа художника и необыкновенная любовь к детям. Работая с ребенком, он всегда умел найти путь к творческому сознанию ученика, заинтересовать его воображение » В школе занимались 80-90 учеников ежегодно. С самыми талантливыми ребятами учитель проводил по два-три урока в день. Петр Соломонович никогда не показывал, как надо играть. Он внимательно слушал ребенка, неотрывно следил за правильным положением рук. Педагог часами стоял перед детьми на коленях: так ему удобнее было наблюдать игру и исправлять ошибки.
Столярский учил детей не бояться публичных выступлений, а любить их. Ребенок должен хотеть быть артистом, которому аплодирует зал и дарят цветы. Учитель даже выводил своих юных скрипачей на парады. Привязав банты к маленьким скрипкам, они шествовали под собственный аккомпанемент по улицам Одессы.
Фабрикой талантов называли эту школу в Одессе. Леонид Утесов говорил по этому поводу: «Кто сказал, что конвейер изобрел в Америке Форд? Конвейер изобрел в Одессе Столярский. Конвейер талантов. Он как никто понимал детскую душу, умел ее настроить на музыкальный лад и вести к вершинам скрипичного совершенства. Он нес в себе большое сердце художника».
В том же 1937-м был арестован один из его учеников. По словам исследователя одесской старины Валентина Крапивы, сотрудники НКВД нагрянули к Петру Соломоновичу, как обычно, ночью, с понятыми. Следователь умело снимал показания: «Припомните, гражданин Столярский, не имел ли ваш ученик связей с немцами?» — «Вы такой человек, — перешел на полушепот Столярский, — что все видите насквозь. Таки да, он связан с немцами. Вы, наверное, хотите, чтобы я уже выложил все начистоту?» — «Да-да, говорите все! Вы можете назвать фамилии?» — «Или я не могу назвать фамилии. Запишите, список будет большой. Сначала он имел связи с Брамсом, потом были Шуберт и Шуман, но это так, мелочи. А вот Бах — это был главный!»
Следователь все записал и помчался докладывать своему начальству. Когда захлопнулась дверь, дочка Столярского Нелли испуганно сказала: «Папа, зачем ты так шутишь? Они же снова придут, когда разберутся». — «Во-первых, они разберутся не скоро. Надо было чему-нибудь учиться, а у них такой энтузиазм, что на «учиться» времени всегда не хватало. Во-вторых, почему у меня должна болеть голова об их делах — это их хлеб».
Когда Сталин, вручая Столярскому орден Трудового Красного Знамени, ключи от машины и серебряный сервиз, спросил: «Довольны? Вы подарили стране музыкантов, а мы вам — это», педагог посмел заметить: «Заберите свои подарки обратно, лучше постройте в Одессе школу для одаренных детей!» И вождь дал «добро» на создание школы.
Однажды Столярского пригласили на прием в Кремль. Об этом рассказывал виолончелист Яков Слободкин, тоже попавший в число приглашенных. Прием вел Лазарь Каганович. Когда дошла очередь до Столярского, он весело сказал: «Первой музыкальной школе-десятилетке в СССР, которая организована в Одессе, правительство присваивает имя Столярского». Раздались аплодисменты. Столярский встал, вытер платком рот и воскликнул: «За то, что сделали школу имени Да здравствует Лазарь Моисеевич Каганович и все эти остальные шишки!»
Среди «остальных шишек» был и Сталин, сидевший в стороне. Наступила гробовая тишина, все взоры обратились в сторону отца народов. «Великий друг музыкантов» медленно встал, обвел взором присутствующих и в леденящей тишине несколько раз хлопнул в ладоши. Что тут началось!..
— Как сложилась судьба его дочери, Нелли? — спрашиваю Николая Столярского.
Усилиями Нелли было восстановлено здание школы им. Столярского, сожженное фашистами. Дочь профессора «подняла» тогда всех. По ее просьбе Давид Ойстрах обращался во все инстанции. Они с Нелли Петровной дружили еще с тех пор, когда начинающий скрипач Давидка жил в квартире Столярских. Именно он до последнего дня помогал ей материально.
Мародеры выкопали тело профессора, раздели его догола и выбили золотые коронки
— В одном из шкафов Нелли Петровны, под стенкой за вещами, я нашел семейный архив, — продолжает Николай Столярский. — Среди прочих бумаг сохранилось ее письмо Давиду Ойстраху, написанное во время войны из Свердловска, куда Петр Соломонович эвакуировал музыкальную школу. Нелли сообщала другу детства, что профессор голодает, а его здоровье значительно подорвано ужасными морозами. К тому же найти транспорт, чтобы отвезти папу на работу в консерваторию, большая проблема.
Давид отвечал: «Срочно выезжайте в Москву, обо всем договорился. Вам выделят отапливаемый номер в гостинице, профессора ждут в Московской консерватории: будет сыт, обут, одет и при деле. Но Петр Соломонович возразил: «А как же мои дети?» (ученики. — Авт. ) — и остался в Свердловске.
Из другого письма удалось узнать, что в эвакуации Столярский перенес операцию: «Папе сняли повязку, рана зажила, и на шее тоже никаких изъянов не осталось »
Отправляя бойцам на фронт посылки, Нелли замечает, что это «инициатива папы». Давая интервью английскому журналу, маэстро сказал: «Гитлер лишил меня дома, школы, учеников и моей родной Одессы. Я потерял жену (его супруга Фрида Марковна скончалась в 1943 году. — Авт. ). Мне 71 год, а в этом возрасте нелегко начинать жизнь сначала. Все же я решил во что бы то ни стало держаться за свою работу».
Уходя из Одессы в апреле 1944 года, фашисты подожгли здание школы. Из воспоминаний Нелли Столярской: «Сообщение об уничтожении школы глубоко потрясло отца. Он заплакал. Лицо налилось кровью, руки дрожали, только слышался стон. Увезла его в больницу. Там врачи определили кровоизлияние в мозг. 29 апреля он скончался в больнице».
На второй день после похорон тело профессора нашли на другом конце кладбища, расположенного в самом центре Свердловска. Мародеры выкопали покойника, раздели его догола и выбили золотые коронки Петра Столярского сразу же перезахоронили, а к девятой годовщине со дня его смерти на средства учеников установили музыканту памятник.
Семейный архив, а также часы и орден знаменитого предка Николай Столярский передал Одесскому историко-краеведческому музею.
— В день презентации архива приехали многие коллекционеры, — разводит руками Николай Петрович. — Когда я вышел на улицу, они кинулись ко мне в надежде что-то приобрести. А какой-то телевизионщик спросил, почему семейные реликвии отдал безвозмездно. Я ответил, что памятью предков не торгуют!
Имя легендарного педагога Петра Столярского известно всему миру. Жак Тибо, французский скрипач, говорил: «Педагогика Столярского — то, чем должно гордиться мировое искусство». Многие воспитанники скрипача, живущие в разных странах, до сих пор концертируют и преподают.
В Одессе пока нет памятника великому педагогу, народному артисту Украины Петру Столярскому. Имеется лишь мемориальная доска на доме Ь 8 по улице Пушкинской, в котором когда-то проживала семья Столярских. Да и та грешит неточностями. Попытки перенести прах педагога и его супруги из Екатеринбурга в Одессу не увенчались успехом. Но, несмотря ни на что, есть живая память об учителе — действующая школа, которая носит его имя.