Події

«взятый на буксир «скадовск» после мощного рывка резко накренился на правый борт и стал стремительно уходить под воду. Буквально через 20 секунд огромная махина почти полностью затонула», -

0:00 — 11 жовтня 2008 eye 884

рассказывает «ФАКТАМ» второй электромеханик одессит Юрий Черноводский, который вместе с другими членами экипажа находился на судне

На прошлой неделе в водах Черного моря потерпели аварию и затонули два судна с украинскими моряками на борту. «ФАКТЫ» уже рассказывали о трагедии с теплоходом «Толстой», который в шторм переломился надвое у берегов Болгарии (номер за 4 октября). Из десяти членов экипажа судна спастись посчастливилось лишь двоим… Информировали мы читателей и о ЧП, случившемся 3 октября в территориальных водах Грузии, где также в сложных погодных условиях потерпел аварию и опрокинулся дизель-электроход «Скадовск». Экипаж проводил там плановые дноуглубительные работы в порту Кулеви. Капитан Валерий Бурдейный и дневальная Татьяна Дьяченко погибли…

«Снаряды с российских кораблей летали над нашими головами»

Большинство моряков «Скадовска» благополучно возвратились на родину, в Украину. В составе экипажа жители Одесской, Николаевской, Херсонской и Кировоградской областей. Все 26 оставшихся в живых моряков (22 человека уже доставлены в Ильичевский порт, еще четверо специалистов остались на месте аварии для оказания помощи в проводящихся там операциях) родились, в прямом смысле слова, в тельняшках. Ведь жизнь каждого из них висела буквально на волоске…

 — Я только-только возвратился в свою каюту после ночной вахты, прилег на диванчик и «вырубился» от усталости, — рассказывает «ФАКТАМ» 29-летний матрос-оператор Денис Щепакин, работающий на «Скадовске» пять лет.  — Перед этим предупредил коллег: когда нас начнут буксировать (после прошедшего накануне шторма судно должны были снимать с мели.  — Авт. ), разбудите, если понадобится. Проснулся от сильнейшего удара — лежа на полу, полностью в воде. Морская, забортная вода стремительно наполняла помещение и была уже мне по колено. (К слову, рост Дениса около метра 90 сантиметров.  — Авт. ) Моя каюта располагалась на главной палубе, практически на нижнем «этаже» жилых помещений. Но не лучше обстояло дело и у коллег, в чем я убедился, выскочив с другими ребятами на палубу.

Паники не было, мало кто из экипажа даже голос повысил. Возможно, потому, что были морально готовы к непредвиденным обстоятельствам: почти двое суток «раненый» «Скадовск» лежал на боку. Немаловажен и тот факт, что многие моряки трудятся здесь по десять и более лет, бывали в различных переделках. Но, конечно, не такой…

Наш земснаряд «Скадовск» способен «снимать» слежавшиеся грунты высокой плотности, экипаж имеет уникальный опыт по углублению дна. Например, в болгарском порту Бургас успешно работали с грунтом, «начиненным» боеприпасами времен Второй мировой войны. Не обошлось без войны и нынче — в прямом смысле слова. Ведь «театр военных действий» в конфликте между Россией и Грузией разворачивался у нас на глазах. Помню, поехал с ребятами в Поти за продуктами, как вдруг российская авиация начала бомбить. Мы постарались быстренько возвратиться на судно, хотя от Поти до места дислокации «Скадовска» добираться непросто: по морю — часа два.

Нам заявили, что присутствие на грузинской территории лиц со славянской внешностью крайне нежелательно. Дескать, вне пределов теплохода могут просто не разобраться, кто есть кто… Более того, с борта российского военного корабля «Цезарь Кунников» потребовали от нас немедленно покинуть территориальные воды Грузии. (Этот факт подтвердили и другие моряки на встрече экипажа с судовладельцем — руководством ОАО «Черномортехфлот». Имеется и документальная запись, воспроизводящая «приказ», прозвучавший с корабля российских ВМС.  — Авт. ) Мы находились в непосредственной близости от линии боевых действий: снаряды с российских военных судов летали над нашими головами. Поэтому в вечернее и ночное время мы придерживались режима светомаскировки, отключали даже бортовые огни «Скадовска». Одним словом, война!

Обидно и досадно: в военных действиях никто из нас не пострадал, а тут…  — разводит руками мой собеседник.  — Погода оказалась круче войны: лишила людей жизни. На этом фоне наши неприятности — всех, кто остался в живых — кажутся мелочами. Да, остались без документов, без личных вещей, без средств к существованию. Но все это восполнимо. Так сказала Аленка, моя невеста, с которой у нас свадьба намечена на 1 ноября. Собственно, нынче я и «подрядился» на «Скадовск», чтобы заработать. Еще и деньги одолжил — хотел в Грузии обручальные кольца для нас купить, еще кое-какие вещи… Все осталось на дне морском…

«Анжела не раз говорила, что предчувствует беду»

 — Когда нас штормом выбросило на мель, — дополняет рассказ товарища один из самых молодых членов экипажа, 24-летний второй электромеханик Юрий Черноводский, — в последнем отсеке образовалась пробоина. Судно никто не покидал, главный двигатель функционировал в обычном режиме. Все: и механики, и штурманы, и опытные моряки — решали, как лучше и безопаснее всего снять судно с мели. Позже к нам подключились и специалисты из управления, в частности, специально откомандированный к нам главный инженер «Черномортехфлота». Вариант отыскали, но буксир, который выделил местный порт, выполнил все, мягко говоря, неудачно. Окончательные выводы сделают, разумеется, члены специальной комиссии по расследованию.

Взятый на буксир «Скадовск» после мощного рывка резко накренился на правый борт и стал стремительно уходить под воду. Буквально через 20 секунд огромная махина почти полностью затонула. Люди карабкались по выступавшей из воды части, зависали, получали травмы и вновь карабкались… Хотел бы отметить, что весь экипаж проявил отличные человеческие и морские качества: делали все для спасения парохода и жизней своих товарищей. Капитан до последнего мгновения, как и подобает по морским законам, находился на рабочем месте, предпринимая отчаянные попытки спасти ситуацию. Там он, бедняга, и остался…

Спасатели прибыли достаточно оперативно, подоспела и местная береговая пограничная охрана. Словом, вытянули нас — мокрых, замерзших…

 — Отсутствие девчат выявили сразу же, — вспоминает Светлана Лупашко (единственная из троих женщин, входивших в состав экипажа, кому удалось спастись).  — Пытаясь их найти, наши ребята стали нырять очень глубоко. Они поступили, как истинные джентльмены — себя абсолютно не жалели. К слову, если бы не Юра Черноводский и Сережа Чепкий, я бы вряд ли беседовала сегодня с вами. Они буквально вынесли меня: я находилась на камбузе, который почти весь уже был затоплен. Помню только, что пол казался мне потолком и наоборот…

Наши каюты с Таней Дьяченко располагались по соседству. Мы виделись накануне вечером. С Анжелой Силаковой разговаривала за пять минут до ЧП. Она все сетовала, что никак не может домой уехать, должна была смениться и отбыть еще 20 сентября, но подмена задерживалась. На душе у нее было неспокойно: не раз говорила, что предчувствует беду, мол, непременно что-то случится. Честно говоря, поначалу мы думали, что она просто жалуется, а потом узнали: опыт «затопления» у нее уже имелся (на земкараване «Цюрупинск» она попадала в схожую со «Скадовском» ситуацию). К сожалению, чутье ее не подвело…

Тело Татьяны мы привезли с собой в Одессу. (Тело капитана Валерия Бурдейного было доставлено в Ильичевский порт на следующий день.  — Авт. ). Прощание и похороны состоятся по месту жительства стареньких родителей, в Новой Одессе Николаевской области. Сиротой осталась ее 12-летняя доченька… Анжелу, поиски которой продолжаются, дома, в Вилково Одесской области, дожидаются также старые больные родители и 20-летняя дочь Татьяна, которая верит в то, что мама жива…

Тяжело об этом говорить, но, думаю, Анжела в последний момент хоть и успела выбежать из каюты, однако вряд ли сумела выбраться наружу.

Капитан же, полагаю, сознательно остался на посту: хотел что-то предпринять, каким-то образом удержать «завалившееся» судно. Он очень грамотный специалист, чудесный человек! Знаю его по совместной работе еще на землечерпалке «Дунай». В «Черномортехфлоте» он трудился более двадцати лет, прошел все ступеньки — от матроса до капитана, окончил мореходку с красным дипломом. Его жена Ирина работает на землесосе «Кинбурнский». Сейчас это судно находится в Турции, женщину уже вызвали домой…

Мы же, слава Богу, добрались до Одессы благополучно. Каждый получил в Грузии по 150 долларов «подъемных», на которые приобрели одежду и предметы первой необходимости. Практически у всех отсутствуют документы: пограничники пропускали по упрощенной схеме, сверяясь со списками, которые предоставил судовладелец.

«Мы схватили молотки и стали изо всей мочи колотить ими по стеклам иллюминаторов… »

… Как ни старались «ныряльщики», но ни капитана, ни судового повара им обнаружить не удалось.

 — Под водой — сплошная муть, видимости никакой, — объясняет Юрий Черноводский.  — Могли лишь нащупать борт, иллюминаторы, двери…

 — Осложнялась ситуация отсутствием какого-либо подводного снаряжения и оборудования, — уточняет судовой водолаз Сергей Лафазин.  — Оно располагалось на правом борту, на который намертво лег «Скадовск». Пока же дождались подвезенного с «большой земли», было уже поздно…

 — Если бы у нас были костюмы и баллоны с кислородом, то, вероятно, сумели бы кого-то спасти, — считает матрос Сергей Чепкий.  — Нам ничего не оставалось, как схватить молотки и изо всей мочи колотить ими по стеклам иллюминаторов. Заглянули в каюту, располагавшуюся напротив Анжелиной (ее находилась уже глубоко под водой). Увы, никого там не обнаружили, а продвинуться дальше под водой невозможно…

Многие из моряков «Скадовска» подчеркивали, что, возможно, трагедии удалось бы избежать, если бы работа профессиональных водолазов была организована на должном уровне. Как выяснилось, в непосредственной близости от терпящего бедствие судна располагается специализированная водолазная мини-станция, которая обслуживает нефтяников. Однако на помощь нашим морякам они не пришли.

Мне довелось присутствовать на общем собрании экипажа с руководством компании-судовладельца, где обсуждались насущные для моряков вопросы: восстановление документов, получения зарплаты и компенсационных выплат (в том числе за личные вещи и оборудование, затонувшие вместе с судном), а также выплаты страховок… Людям пообещали, что за «пребывание в зоне военного конфликта» к обычным должностным окладам добавят по 25 процентов. Пока же подавляющее большинство моряков «Скадовска» отправят в отпуск. Кроме того, каждый член экипажа обязан письменно изложить все обстоятельства ЧП, что необходимо «для полного и всестороннего расследования случившегося».

 — Мы соболезнуем родным и близким погибших, — говорит руководитель «Черномортехфлота» Виктор Стеблиненко.  — Сделаем все возможное, чтобы не забывать о них. Обязуемся также решить все вопросы, волнующие моряков «Скадовска». Они будут трудоустроены на другие суда компании. У нас имеется еще четыре земснаряда, два из которых работают сейчас в Мариуполе, по одному в Турции и в порту «Южный».

«Скадовск» лежит на боку, в трехстах метрах от входа в порт Кулеви на глубине шесть-девять метров. Вытягивать его из такого положения крайне сложно. Поэтому дальнейшую судьбу судна будут решать специалисты.

P. S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что обнаружено тело Анжелики Силаковой — повара с судна «Скадовск».