Впервые украинский фильм принял участие в конкурсной программе старейшего кинофестиваля в мире — Венецианского. Более того, картина режиссера Валентина Васяновича «Атлантида» победила в программе «Горизонты».
Драма-антиутопия рассказывает о будущей победе Украины в войне с Россией и возвращении оккупированного Донбасса. По мнению Валентина Васяновича, это реальность 2025 года. К тому времени большая часть восточной Украины превратится в пустыню, отходы загрязнят землю, затопленные шахты отравят колодцы и реки. Главный герой фильма Сергей, страдающий посттравматическим стрессовым расстройством, возвращается с войны, находит работу на металлургическом комбинате и присоединяется к добровольческим отрядам «Черного тюльпана», занимающихся эксгумацией тел военных.
Все роли в картине сыграли непрофессиональные актеры — бывшие военные, парамедик, волонтеры и судмедэксперты. В главной роли снялся Андрей Рымарук, волонтер фонда «Вернись живым», бывший журналист газеты «ФАКТЫ».
Сразу после триумфа в Венеции «Атлантида» отправилась на фестиваль в Торонто. Теперь украинскую картину ждут на киносмотрах в Гамбурге и Токио. Всеукраинская премьера запланирована на лето 2020 года.
— С кино я вообще никогда не был связан, — рассказывает Андрей Рымарук. — Смотрел фильмы только в кинотеатрах и то крайне редко. А с картиной «Атлантида» получилась очень интересная ситуация. Я работаю в фонде «Вернись живым», и однажды (это было в начале 2018 года) мой руководитель попросил поехать с группой кинематографистов и показать им интересные локации. Среди этих людей был продюсер Владимир Яценко.
Через две недели после поездки Володя позвонил мне по телефону и спросил, не хочу ли я сходить на кастинг. Его знакомый снимает фильм и ищет военного персонажа, человека с определенным жизненным опытом. Признаюсь, я тогда очень удивился — где я, а где кинопробы?! Но все же пошел, было интересно. Там же познакомился с режиссером картины Валентином Васяновичем. И буквально через пару дней после кастинга Валентин мне позвонил и сказал: «Ничего не планируй на февраль-март, будем снимать фильм. Ты в главной роли».
— Потрясающе!
— Это было невероятно! Но, признаюсь, мне хватило нескольких дней, проведенных на площадке, чтобы понять, в каком серьезном кино собираюсь сниматься. Картина оказалась настолько мощной, сильной, философски глубокой, что права на ошибку у меня просто не было. И если первое время работы над фильмом я мог даже высказать режиссеру свое «фэ», мол, здесь сделать так, а там — эдак, потом мы с Валентином притерлись друг к другу и сделали вот такое чудо.
— Значит, ни разу не пожалели, что согласились?
— Вообще. Ни капли. Это была работа, которая заставила меня многое пережить заново.
— Рассказывают, что съемки были достаточно тяжелыми.
— Мы снимали несколько месяцев. В основном, в Мариуполе и его окрестностях. Некоторые сцены были тяжелыми психологически, а некоторые — физически просто невыносимыми. Кстати, в финале Валентин сказал, что ни на секунду не пожалел, что выбрал меня, поскольку не каждый актер сможет выдержать физические нагрузки, с которыми справлялся я.
— Что это было?
— К примеру, есть сцена, когда мой герой купается в огромном экскаваторном ковше, под которым горит огонь. Для того чтобы залить туда воду, мне пришлось затянуть в ковш тяжеленный шланг. Сцена снималась в первых числах марта, стояли холода. Я вынужден был раздеться и погрузиться в холодную воду. В общем, не уверен, что хотел бы повторить это вновь.
Но, признаюсь, физические нагрузки ничто перед психологическим давлением. Одна из сцен в картине стала для меня, пожалуй, самой сложной за все время съемок. Мой герой заходит в свою квартиру, где погибла вся его семья. Вот как это передать?! Я же не профессиональный актер, без специальных навыков это невероятно сложно. Сцена без слов, без лишних движений. Просто мне нужно было вести себя так, чтобы люди поверили в чувства моего героя в этот момент. Сложно сказать, где я нашел резервы, чтобы передать это. Слава Богу, моя семья цела и невредима. Но мне таки удалось прожить этот сложнейший момент. Думаю, эта сцена получилась самой сильной в картине.
— На вас не накатывали воспоминания о войне?
— Это происходило постоянно, практически весь период работы над фильмом. В «Атлантиде» я, по сути, на восемьдесят процентов был самим собой и лишь на двадцать — актером. Эта картина обо мне в будущем. Мы говорим об этом фильме как об антиутопии, но он имеет очень большие шансы стать для всех нас реальностью.
— Считаете, все, что вы снимали, может произойти на самом деле?
— Художники и режиссеры по-особому смотрят на мир, и многие их предположения в результате становятся явью. Вот, к примеру, мы говорим об экологической катастрофе на Донбассе. В прошлом году сепаратисты затопили шахту недалеко от Горловки, где проводились ядерные испытания. Оттуда вода не уходит, но со временем она начнет просачиваться в грунт, и скоро употреблять воду в тех местах будет категорически запрещено.
Если говорить о войне, то примерно 200 человек до сих пор являются пропавшими без вести. Это значит, что они где-то захоронены, спрятаны и их придется найти. Когда накладываешь все эти факты друг на друга, получается довольно реалистичная картина.
— У вас есть любимая сцена в фильме?
— Когда я на фоне звездного неба прощаюсь с войной. Вообще, наша картина достаточно тяжелая для зрителя. Над этим фильмом надо думать, дорисовывать жизненные истории, остающиеся за кадром. В Венеции я увидел фильм третий раз, в Торонто — четвертый. И каждый раз открываю для себя какой-то новый поворот, глубокие философские мысли. Это такой профессиональный ход Валентина Васяновича, за что фильм и получил награду. Зрители после титров находятся еще какое-то время в шоке, они просто сидят, не двигаясь.
— Фильму даже посвятили программу на центральном российском канале.
— Считаю, что мы получили от телеведущей Ольги Скабеевой своего рода «Оскар». Засветиться на российском канале было одной из наших целей, поскольку понимаем, что у россиян от этой правды «пригорит» одно место. Так и случилось! Мы наступили им на мозоль и показали Европе правду.
— Ваш герой Сергей страдает от посттравматического расстройства…
— Это еще одна проблема, которую мы поднимаем в картине. Посттравматическим синдромом страдают все, кто возвращается с войны. У меня он тоже был, есть и, скорее всего, будет оставаться еще какое-то время. Я до сих пор не могу распрощаться с войной. Пытаюсь справиться с этим только благодаря работе. Руководствуюсь правилом, что мы спасаем жизни людей, и мне хочется делать это каждый день. Правду говорят: «Кто спасает одну жизнь — спасает весь мир».
— Война снится вам?
— Очень часто. Обычно это какие-то обрывки событий. Но самое страшное — реалистичные сны, то, что ты видел своими глазами. Думаю, мне уже никогда не избежать этих снов. К большому сожалению.
— Кинофестиваль в Венеции круто изменил жизнь украинского кинематографа и вашу в том числе.
— Впервые за 76 лет на Венецианском кинофестивале был показан чисто украинский фильм, не являющийся ко-продукцией с другими странами. Впервые за годы независимости наша страна получила награду в Венеции. Знаете, я ведь на войне был разведчиком. И так получилось, что приз в Венеции наш фильм получил как раз в день разведчика и в день освобождения Олега Сенцова! Признаюсь, это был один из самых лучших дней в моей жизни.
— И украинский флаг развевался над фестивальным дворцом!
— Кстати, с нашим флагом была целая история. Перед открытием фестиваля мы задали организаторам вопрос, почему среди флагов стран, представленных на кинофоруме, нет украинского. Все начали его искать, затем заказали агентству срочно изготовить. Он получился оранжево-синий, поэтому пришлось переделывать. В итоге наш флаг получился самым маленьким, зато гордым.
— Было предчувствие, что «Атлантида» получит приз?
— Глядя на организаторов, ничего нельзя было понять, ко всем группам относились одинаково. Всех пригласили на официальную часть награждения. Я запомнил этот день на всю жизнь. Мы сидели в огромном зале, и тут начали вручать призы. Объявляют: «За лучший сценарий» — не нам, «Лучший актер» — мы опять в пролете, «Лучший режиссер» — снова не о нас. Остался только приз «За лучший фильм». И тут называют «Атлантиду»! Это был невероятный взрыв эмоций. Не передать словами, что я чувствовал в тот момент!
Помню, позже, когда уже все победители вышли на сцену, я стоял рядом с актером Хоакином Фениксом, сыгравшим главную роль в фильме «Джокер». Было приятно тихонько сказать ему: «Извини, не мы лучшие актеры в этот раз…»
— Потом была вечеринка?
— В одной из роскошных гостиниц Венеции, в бальном зале, для каждой делегации был накрыт отдельный стол с невероятно дорогими угощениями. Признаюсь, от одного их вида можно было получить гастрономический оргазм. Но, честно говоря, есть мне не хотелось. Только пить.
— Было такое напряжение?
— Оно никак не могло пройти. Целый день наша группа не знала, получим мы награду или нет. Нервный накал был настолько высоким, что требовалось какое-то время для его снижения.
— Правда, что вы уже получили приглашение в новую картину?
— Да, вот и сейчас бегу на съемку. Как говорится, с корабля на бал. Это будет полнометражный фильм, снимаем его рекламу. Надеемся, что все получится несмотря на то, что после смены власти дела в киноиндустрии идут не слишком хорошо. Посмотрим…
— Вы решили теперь связать свою жизнь с кино?
— По правде говоря, мне не хочется завязывать с войной. Но, с другой стороны, интересно реализовать себя в кино. Если будет получаться (в новой картине у меня больше эмоциональной игры), то почему бы не продолжить актерскую карьеру.
— Хотя по специальности вы не имеете никакого отношения к искусству.
— Я психолог, недолгое время работал с детьми-аутистами. Потом занялся журналистикой, был пресс-секретарем, менеджером по персоналу, стал разведчиком, а сейчас волонтер фонда «Вернись живым» и по совместительству актер. И это всего за 33 года жизни. Что будет в следующие 33, даже представить не могу. Мне никогда не нравилось стоять на месте, я постоянно куда-то бегу. Из-за этого, бывает, ругаюсь с женой, потому что меня практически никогда нет дома.
— Война воспитала в вас новые качества?
— Я совершенно переосмыслил свои взгляды на жизнь. По-другому стал ощущать себя. И главное — ценить жизнь: свою, друзей, окружающих. Это особенно остро чувствуешь на войне. Наверное, внутри я стал жестче, но для окружающих — добрее. Находился на фронте с апреля 2015 года по май 2016-го. Был контужен, ранен, но, слава Богу, я живой и передвигаюсь на собственных ногах. Война не ушла из моей жизни. Впрочем, это относится ко всем украинцам. Я буду работать в этом направлении до тех пор, пока на горизонте не увижу первый проблеск победы.
— Его еще не видно?
— Нет. И я хотел бы настоять именно на такой формулировке — победы! А не мира. Для нас, воевавших и связанных с войной людей, это очень важно.
— Неужели ваша картина окажется пророческой — война закончится в 2025 году?
— Давайте посмотрим на календарь — к концу подходит 2019 год. Сколько еще продлится война, думаю, не знает никто.
Ранее «ФАКТЫ» сообщали еще о двух украинских фильмах, вышедших недавно в прокат. Это биографическая картина «Запрещенный», рассказывающая об известном украинском правозащитнике и поэте-шестидесятнике Василии Стусе, и военная драма «Иловайск 2014. Батальон «Донбасс», в основу сценария которой положены реальные истории ветеранов АТО,