По мнению финансистов, сил Нацбанка не хватит на то, чтобы поддерживать курс гривни на нынешнем уровне
Главная проблема, беспокоящая сегодня население Украины, лежит, безусловно, не в политической сфере. Граждане почти не обращают внимания на перипетии вокруг досрочных парламентских выборов. Они заняты более насущными проблемами: пытаются разобраться в событиях на финансовом рынке и предпринять что-нибудь для того, чтобы спасти свои сбережения от неожиданно навалившегося кризиса. Или хотя бы минимизировать потери.
Именно страх потерять деньги заставил на прошлой неделе многих вкладчиков украинских банков досрочно забрать свои депозиты. По данным Национального банка, отток депозитов составил 6,2 миллиарда гривен. Из них около 2 миллиардов гривен пришлось на «Проминвестбанк», поскольку пошли слухи о том, что это учреждение испытывает серьезные проблемы.
Более 6 миллиардов гривен — огромная сумма. Однако ее отток из банков пока не способен создать серьезные проблемы для банковской системы Украины, так как это лишь небольшая часть общего количества депозитов населения. По данным НБУ, к сентябрю нынешнего года население Украины хранило в банках более 204 миллиардов гривен. Так что граждане забрали менее 3 процентов общей суммы вкладов.
Однако если бы паника продолжилась, она могла действительно привести к банкротству крупных банков и разрушению финансовой системы страны. Поэтому для того, чтобы погасить ажиотаж, НБУ в начале нынешней недели принял уже ставшее знаменитым постановление Ь 319, которым ввел целый ряд ограничений.
Во-первых, НБУ запретил банкам досрочно возвращать вкладчикам депозиты. Теперь человек может получить свои деньги только после того, как истечет срок его депозитного договора.
Во-вторых, решено, что маржа между курсами покупки и продажи валюты не должна превышать 5 процентов. Эта мера позволяет несколько ограничить спекуляции на валютном рынке.
В-третьих, банкам разрешается выдавать ссуды только в пределах средств, собранных в качестве погашения ранее выданных кредитов. Таким образом, фактически банкам запрещено увеличивать свои кредитные портфели.
В-четвертых, банкам запретили проводить авансовые платежи по импортным контрактам. Это необходимо для того, чтобы несколько ограничить импорт и таким образом снизить спрос на валюту на внутреннем рынке.
Напомним, что подобные меры Национальный банк принимает уже не впервые. Похожее постановление появлялось в декабре 2004 года. Тогда в Украине бушевали политические страсти «оранжевой» революции, замаячила реальная угроза раскола страны, и жители восточных областей массово ринулись забирать из банков свои деньги. Возникла серьезная угроза банковской системе, и Нацбанк (обязанности главы НБУ на тот момент исполнял Арсений Яценюк) был вынужден предпринять решительные шаги для стабилизации ситуации. Главным из них было запрещение досрочного изъятия депозитов. А уже через месяц, когда страсти улеглись и стало ясно, что украинцам все же удалось выйти из жесткого политического противостояния и сохранить территориальную целостность, люди принесли изъятые в панике деньги обратно в банки. Объемы депозитов снова начали возрастать, а постановление было отменено за ненадобностью.
В 2004 году возникла еще одна проблема: стало трудно, а подчас невозможно получить деньги в банкоматах. Люди, которым выдают зарплату по карточкам, оказались в сложной ситуации: деньги на счете есть, а в магазин пойти не с чем.
На этой неделе в различных СМИ распространились слухи о том, что та же ситуация повторяется и теперь. Называли целый ряд банков, в банкоматах которых или вовсе нельзя получить деньги, или установлен жесткий лимит на изъятие наличных (например, 500 или 1000 гривен в день).
Эти сообщения вызвали беспокойство у многих граждан, в том числе у сотрудников «ФАКТОВ», которые получают зарплату по пластиковым картам. Поддавшись панике, они в тот же день ринулись к банкоматам, чтобы попытаться получить свои наличные. И оказалось, что никаких сложностей не возникает. Банкоматы трех разных финучреждений, расположенные в окрестностях редакции, без проблем выдавали запрошенные суммы.
Правда, отдельные банки признают, что вводят суточные ограничения на снятие наличности: от 5 до 25 тысяч гривен. Но подобные ограничения на состояние рынка существенно не влияют, поскольку потребность снять за раз такие деньги возникает нечасто. Да и мало кто держит большие суммы на текущем счете.
Кабинет министров смотрит на события, происходящие в финансовом секторе Украины, достаточно оптимистично.
— И правительство, и Нацбанк, и все институции страны сегодня действуют правильно, логично и последовательно Проявлений мирового финансового кризиса в Украине ни в каких жестких формах не существует, — заявила премьер-министр Юлия Тимошенко.
При этом она отметила, что в Украине все же есть проблемы в металлургическом комплексе, которые связаны с падением спроса на металлопрокат. Но «мы практически сейчас можем эффективно противостоять этому вызову». По словам премьера, банковская система Украины работает надежно и успешно, а что касается «Проминвестбанка», то это «отдельная рейдерская операция», не связанная с мировым финансовым кризисом, сообщает сайт finance. ua.
Тем временем на валютном рынке наступила относительная стабильность. Благодаря интервенциям Нацбанка и ограничениям авансовых платежей по импорту курс доллара на межбанковском рынке удалось сбить до 5,1 гривни за доллар. На наличном рынке курс продажи составляет 5,40-5,42 гривни, а покупки — 5,22-5,24 гривни. Курсы плавно возрастают, однако резких скачков, наблюдавшихся на рынке в начале октября, уже нет.
О причинах возникновения финансовых трудностей и перспективах развития ситуации в ближайшем будущем мы попросили рассказать банковского эксперта Андрея Онистрата.
— Почему курс доллара в Украине резко вырос?
— На международных рынках доллар в последнее время укрепляется. Незначительное ослабление его котировок в конце сентября не стало тенденцией, и сегодня американская валюта продолжает дорожать относительно евро. Точно такой же рост, только гораздо более высокими темпами наблюдается в Украине: гривня слабеет относительно доллара.
Впрочем, причины укрепления американской валюты у нас несколько отличаются от общемировых. Основные факторы, обесценивающие гривню, заключаются в сокращении экспорта (из-за снижения спроса на продукцию металлургии и химической промышленности), выводе инвестиций из страны иностранными инвесторами, а также в том, что многим украинским компаниям нужно рассчитываться по внешним обязательствам. Все это приводит к снижению поступлений доллара в страну и одновременно к росту спроса на него.
— После того как наличный курс доллара достиг пика, он покатился вниз. Какие курсы покупки и продажи могут в результате установиться? Когда курс стабилизируется?
— Резкое подорожание доллара в Украине было вызвано попыткой спекулянтов заработать на изменении рыночных тенденций. Видя реальные экономические предпосылки роста американской валюты, спекулянты начали скупать крупные суммы долларов в надежде продать их дороже через несколько дней. Однако рынок быстро «перегрелся», и многие спекулянты столкнулись с невозможностью сбыть валюту по сверхвысокому курсу. Одновременно с этим на рынок вышел Нацбанк, предложивший американскую валюту по 5 гривен за доллар. Таким образом, ситуация начала стабилизироваться.
Я полагаю, что в ближайшее время курс остановится на отметке около 5,1-5,2 гривни за доллар. Впрочем, эта стабильность будет недолгой. Предпосылки ослабления гривни существуют и вполне объективны. Так что в ближайшее время нас ждет еще не один скачок курса доллара. И после каждого гривня будет устанавливаться на новом уровне.
Постановление НБУ, фактически наложившее мораторий на досрочное расторжение депозитных договоров, уменьшит амплитуду этих колебаний, поскольку значительно снизит платежеспособный спрос на доллар со стороны населения. Ведь если еще неделю назад держатели гривневых депозитов активно изымали деньги из банков и конвертировали их в доллары, то с понедельника объем этих операций значительно сократился.
Вместе с тем общие тенденции к укреплению доллара в Украине не исчезают, и в среднесрочной перспективе гривня будет девальвировать. Сил же НБУ, вопреки оптимистическим заявлениям, не хватит на то, чтобы поддерживать курс на нынешнем уровне.
— В последнее время Национальный банк повысил официальный курс доллара. На каком значении он может стабилизироваться?
— Полагаю, НБУ будет еще неоднократно пересматривать официальный курс, чтобы привести его, пусть и с некоторым отставанием, в соответствие с рыночным курсом.
— Как повлияет на наличный валютный рынок введенное НБУ ограничение маржи между курсами покупки и продажи доллара?
— В какой-то степени постановление НБУ собьет ажиотаж. Но следует признать, что рынок валютообменных операций контролируется Нацбанком далеко не на 100 процентов. Безусловно, нарушителей будут наказывать, однако желание легко заработать на меняющемся курсе от этого не убавится. Можно лишь с уверенностью говорить, что постановление неукоснительно будут соблюдать банки. А за все «обменники» страны я не поручусь.
— Насколько обоснованно решение Нацбанка запретить досрочное расторжение депозитных договоров?
— Думаю, данное постановление существенно облегчит жизнь банкам, как и в 2004 году. Правда, следует напомнить, что тогда не было никаких экономических предпосылок кризиса, а массовый отток депозитов объяснялся исключительно истерией на рынке. Сегодня же все предпосылки налицо. Более того, мы уже вошли в активную фазу кризиса. Поэтому постановление НБУ не сможет стать лекарством от всех болезней, как четыре года назад.
— Ужесточили ли банки кредитную политику в связи с нынешними событиями? Остаются ли прежними объемы кредитования?
— До вступления постановления Ь 319 в силу многие банки сокращали кредитные программы. Но кредитование все же осуществлялось, пусть и по высоким ставкам и на довольно жестких условиях. С 13 октября постановлением НБУ кредитование фактически приостановлено.
— Достаточно ли предпринимаемых Нацбанком мер для того, чтобы предотвратить банкротство украинских банков?
— На какое-то время действия НБУ замедлят кризисные процессы. Однако не думаю, что этого будет достаточно для сохранения банковской системы в существующем сегодня виде. Убежден, что она претерпит колоссальные трансформации. Количество банков сократится.