Події

Первый заместитель начальника департамента гаи мвд украины — начальник столичного управления гаи анатолий сиренко: «если водитель в течение года попадется за рулем в нетрезвом состоянии трижды, он однозначно будет лишен прав на десять лет»

0:00 — 18 жовтня 2008 eye 929

Оставить нарушителя без прав, как и сейчас, сможет только суд

Президент Украины Виктор Ющенко подписал принятые еще до роспуска Верховной Рады изменения к существующему законодательству, которыми значительно ужесточена ответственность за нарушения Правил дорожного движения. Этот закон вступит в законную силу 15 ноября, через месяц после его опубликования, после чего, по мнению многих, должна значительно улучшиться обстановка на дорогах страны. Прокомментировать нововведения «ФАКТЫ» попросили первого заместителя начальника Департамента ГАИ МВД Украины — начальника Управления ГАИ Киева Анатолия Сиренко.

«Водительские удостоверения будут действительны 10 лет»

 — Анатолий Петрович, что нового в принятых изменениях?

 — Этим законом в первую очередь увеличиваются штрафные санкции за нарушение Правил дорожного движения. Если раньше средний штраф составлял от восьми до 34 гривен, то теперь он увеличится до 255-340 гривен. Именно таким будет наказание за превышение скорости на 20 километров в час. Превышение же скорости на 50 километров уже повлечет штраф от 510 до 680 гривен или лишение права вождения на полгода. Однако лишить человека прав можно будет только по решению суда. Водитель может получить наказание и в виде общественных работ (от 20 до 60 часов), также предусмотренное новым законодательством. Значительно поднимется ответственность и за грубые нарушения Правил дорожного движения. Так, каждый проезд на красный сигнал светофора будет обходиться водителю в 425-510 гривен, а управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения — в 2555-3400 гривен. Однако вождение в нетрезвом виде по решению суда, в компетенции которого находится наложение взысканий за грубые нарушения, может закончиться и лишением водительского удостоверения на срок от года до двух, либо все теми же общественными работами, или даже административным арестом сроком от семи до десяти суток. Попавшись пьяным во второй раз, водитель может остаться без прав на срок от двух до трех лет с оплатным или безоплатным изъятием автомобиля, либо получить до 15 суток админареста. Если же водитель в течение года попадется за рулем в нетрезвом состоянии в третий раз, он однозначно будет лишен прав на десять лет. И что характерно — с обязательным оплатным изъятием транспортного средства.

Фиксироваться многие правонарушения будут при помощи специальных технических средств, которые будут работать в режиме фото- и видеосъемки. Эти материалы будут приниматься в судах как доказательства нарушения водителем Правил дорожного движения. Такие средства установят не только в машинах ГАИ, но и в местах наибольшего количества правонарушений, и они будут работать в автоматическом режиме.

 — А каким образом будут накладываться штрафы на нарушителей с помощью новых технических средств, о которых идет речь, если их пока недостаточно?

 — Это будет выглядеть следующим образом: зафиксированное на фото или видео правонарушение будет передаваться на сервер. При поступлении картинки с изображением автомобиля нарушителя на сервер произойдет автоматический запрос на базу «Автомобиль», откуда по номерному знаку будет получена информация о владельце транспортного средства. После этого инспектор ГАИ составит постановление о правонарушении. Его копия будет направляться владельцу. У нас в Киеве такой сервер уже установлен в дежурной части на улице Семьи Хохловых, 5. А в том случае, если видеозаписывающего устройства нет, как и сейчас, инспектор, наделенный таким правом, будет выписывать протокол.

 — А как быть в случае, если машиной управлял не владелец, а другой человек?

 — У автовладельца, который получит такое уведомление, будет десять дней, чтобы предоставить информацию о том, кто был за рулем.

 — По некоторым статьям Админкодекса при оформлении инспектором правонарушения предусмотрены показания свидетелей. Как это будет происходить на пустой дороге либо наоборот — в сплошном потоке, участники которого не собираются тратить время и становиться свидетелями?

 — Безусловно, речь может идти только о реальных свидетелях правонарушения. К примеру, в случае создания аварийной обстановки, помимо объяснений самого нарушителя, необходимы будут показания тех, кому была создана опасная ситуация. Также в обязательном порядке предусмотрены свидетельства очевидцев события. Это могут быть как другие водители, так и прохожие.

С инспекторами будут дежурить наши добровольные помощники — дружинники, которые также могут выступить свидетелями правонарушений.

В Госавтоинспекции увеличат число инспекторов административной практики, которые должны ходить в суды и представлять там интересы ГАИ. Эти люди будут участвовать в разборе правонарушений, с совершением которых водители были не согласны. И здесь наша задача — доказать в суде факт нарушения Правил дорожного движения. По-моему, все даже очень демократично.

 — Теперь вводятся европейский стандарт водительских удостоверений с большим количеством категорий и новая норма о том, что каждые десять лет водитель должен пересдавать на права. В связи с этим возникает вопрос, что делать тем, кто получил их до принятия изменений?

 — Это положение еще прорабатывается Кабинетом министров Украины. Департамент же ГАИ предлагает проводить замену водительского удостоверения со сдачей экзамена на знание Правил дорожного движения и экзамена по вождению автомобиля каждые десять лет. Как это будет происходить, решит Кабмин на протяжении ближайших двух месяцев. С момента вступления в силу перечисленных выше изменений уже выданные водительские удостоверения будут действительны в течение десяти лет, по истечении которых их владельцам также придется сдавать экзамены. Однако хочу отметить, что какой-либо массовой замены удостоверений не предусматривается. То есть, когда подойдет установленный срок, человек должен будет сдать экзамены. Если сдача пройдет успешно, он получит новое удостоверение.

Кроме того, с 1 января 2010 года вводится обязательная регистрация мопедов, а их водители должны будут сдавать экзамены по Правилам дорожного движения — для получения водительского удостоверения.

«Если водитель не уплатит штраф вовремя, он не сможет пройти не только техосмотр, но и поставить или снять с учета машину, а также выехать за границу»

 — Будет ли введена предельно допустимая норма алкоголя в крови, к примеру, 0,2 промилле, которую в Европе принято считать состоянием алкогольного опьянения? И сможет ли человек пройти соответствующую экспертизу не в предлагаемой инспектором ГАИ клинике, а в другой, более независимой, с его точки зрения?

 — Перечень медицинских учреждений, которым предоставлено право проведения осмотра на предмет употребления алкогольных, наркотических или лекарственных препаратов, утверждается управлениями здравоохранения местных администраций. В других медучреждениях проведение такого осмотра запрещено. Что же касается предельно допустимой нормы, то пока этот вопрос не обсуждался. К примеру, в европейской практике допускается управление автомобилем при опьянении до 0,2 промилле. Чтобы вы ориентировались, 0,2 промилле — это в среднем где-то 300-400 граммов пива.

 — А вы поддерживаете эту норму?

 — Я категорически против. Ведь даже если в крови содержится 0,1 промилле алкоголя, это может привести к очень тяжелым последствиям на дороге.

 — А как же быть с медицинскими препаратами, которые тоже могут давать незначительный показатель содержания алкоголя в крови?

 — Медицинские препараты дают показатели, которые прибор не фиксирует. Но есть такие, что вызывают у водителя сонливость, понижение реакции, что может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому я считаю, что человек должен взвесить все «за» и «против» перед тем, как принимать тот или иной препарат во время вождения. Ведь от этого зависит не только его личная безопасность, но и жизни других участников дорожного движения.

 — Каков будет механизм наложения штрафа на пешеходов? Ведь у многих из них при совершении нарушения может и не оказаться документов, удостоверяющих личность.

 — Это вопрос очень серьезный, особенно для столицы. На сегодняшний день по вине пешеходов возникает около трети дорожно-транспортных происшествий. Как только изменения к законодательству вступят в силу, размер штрафа составит от 51 до 85 гривен. Мы будем очень серьезно работать в этом направлении и, безусловно, усилим работу по профилактике нарушений пешеходами. А для установления личности нарушителя без документов доставят в ближайшее райуправление милиции, где этот механизм четко отработан.

 — Что грозит нарушителю, который проигнорирует уплату наложенного на него штрафа?

 — Если водитель не уплатит штраф вовремя, он не сможет пройти не только техосмотр, но и поставить или снять с учета транспортное средство, а также выехать за границу. Кроме того, в новом законодательстве предусмотрено, что, если нарушитель в течение 15 дней не уплачивает штраф, копия протокола направляется в исполнительную службу, а сумма штрафа автоматически удваивается. Данное положение вступит в силу с 1 января 2009 года.

 — Думаю, многих участников дорожного движения интересует, как именно будет проходить временное изъятие водительских удостоверений и автомобилей.

 — При изъятии инспектором ГАИ водительского удостоверения до решения вопроса в суде водитель на протяжении трех месяцев сможет пользоваться талоном предупреждений. Это действие будет внесено в базу данных, и при остановке инспектор сможет быстро выяснить, что у вас права временно изъяты. Но я хочу отметить, что водительское удостоверение будет изыматься только за те правонарушения, за которые закон предусматривает лишение водительских прав, а именно: за вождение в нетрезвом виде, за создание аварийной ситуации, за неостановку по требованию инспектора ГАИ, превышение скорости на 50 и более километров и за аварию. Для незначительных нарушений, к примеру, если скорость превышена на десять километров в час или автомобиль остановился под знаком, предусмотрены только штрафные санкции. Новые штрафы, обещаю, будут применяться с первого же дня. И, поверьте, для обычного гражданина они будут достаточно обременительны.

 — Во всех пунктах штрафных санкций предусматривается так называемая вилка — от и до. Чем же будет руководствоваться инспектор при принятии решения о сумме штрафов?

 — Я всегда считал, что должен быть единый штраф. Не от 250-ти до 350 гривен, а 300. Например, нарушив тот или иной пункт Правил дорожного движения, водителю придется заплатить фиксированную сумму. Думаю, что инспектор будет учитывать достаток нарушителя, семейное положение. К водителям «Жигулей» будем применять поменьше штрафы, а те, кто ездит на дорогих иномарках, раскошелятся по максимуму.

 — В такой ситуации не возникнет ли у инспектора искушение вместо составления протокола взять с водителя, совершившего нарушение, взятку? Тем более что многие сейчас заговорили всерьез о том, что теперь инспекторы начнут брать не по 20 гривен, как раньше, а по несколько сотен.

 — Уверен, что нет. Во-первых, все действия инспектора будут контролироваться специальной аудио- и видеоаппаратурой не только в салоне автомобиля патруля, но и вблизи него. Во-вторых, будут проводиться негласные проверки контролирующими органами, от которых обычному инспектору будет очень тяжело утаить сотни гривен взяток, о которых вы говорите. Мы стимулируем своих работников не брать деньги у водителей, а, наоборот, составлять на предлагателей взяток протоколы и доставлять их для дальнейшего рассмотрения в районные управления милиции. За это инспекторы премируются. Надеюсь, что законопослушность наших водителей улучшится, а отношения с инспекторами будут складываться исключительно в правовом поле.