Народный депутат сравнил противостояние Президента и премьер-министра с боксерским поединком
До августа прошлого года народный депутат от «Нашей Самообороны» Тарас Стецькив работал советником Президента по политическим вопросам. Как раз во время его каденции в недрах Секретариата главы государства зародились и позже появились на свет три указа о проведении в 2007 году внеочередных парламентских выборов. Когда действия Президента в то время критиковали, Тарас Стецькив его защищал. В этом году ситуация сложилась с точностью до наоборот — депутат категорически не одобряет решение главы государства о роспуске Верховной Рады.
— Что ж так, Тарас Степанович? Ведь политические события нынешнего года до боли в сердце напоминают 2007 год? Указы, депутатские пикеты у судов, в Центральной избирательной комиссии
— Напоминают. Но хочу сказать, что это противостояние продолжается три года — с осени 2005 года. Только если в прошлом году ситуация была близка к трагедии, то в этом году она превратилась в фарс. А главная проблема в том, что взаимоотношения Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко давно вышли за рамки политических. Это — персональное противостояние, в основе которого — неудовлетворенные амбиции, личная неприязнь и масса других вещей, которых нет в обычной политике. Если бы друг с другом боролись люди, не обладающие властью, то ничего страшного не было бы. В семьях и не такое бывает. А премьер и Президент в своем противостоянии используют не только громкие заявления, пресс-конференции, но и курируемые ими институты власти. Это — не что иное, как разрушение властных структур и, как следствие, разрушение государства. И тут уже не важно — кто из них виноват больше. Думаю, что в данной ситуации Виктор Ющенко, как глава государства, должен быть более мудрым и ответственным. Кроме того, он же мужчина и должен смотреть стратегически! Но не смотрит.
— Да обе стороны хороши
— Хоть я и считаю указ Президента о проведении досрочных парламентских выборов безответственным, но, с другой стороны, мы видели, как БЮТ длительное время блокировал практически все административные суды в Киеве. А Президент, в свою очередь, начинает суды ликвидировать. В это дело втягиваются и силовые структуры: с одной стороны — МВД, с другой — «Альфа» во главе с генералом в кавычках Гелетеем. Хорошо, что пока это силовое противостояние проходит на уровне взаимных толканий
— Складывается такое впечатление, будто наши руководители живут в каком-то параллельном мире, решая важные проблемы лично для себя. Так сказать, ушли в сумрак
— И этот уход произошел не вчера. Мы все видели, как в течение восьми месяцев президентская вертикаль власти прессовала Кабинет министров и премьера, как постепенно уничтожалась демократическая коалиция. Премьер-министр долго терпела, но, обидевшись на Президента, 2 сентября решилась на неестественный союз с Партией регионов и, «ударив» по Виктору Ющенко, показала, что ей вполне по силам «умножить» главу государства на ноль.
У меня складывается впечатление, что отношения между нашими двумя лидерами напоминают боксерский поединок. Пока они не вышли на ринг, то еще видят трибуны, зрителей, тренера, помнят родных и близких. Но как только во время поединка получают по голове, весь мир сужается до единственного желания — врезать противнику, уничтожить его. Хотя последняя инициатива премьера о создании мегабольшинства для спасения государства свидетельствует о ее способности выйти за рамки этой деструкции.
— Я был в Центризбиркоме один раз, но мне этого хватило. То, что там происходило, произвело на меня гнетущее впечатление. Так в цивилизованной стране не делается. Можете мне поверить как человеку, активно работавшему во времена Майдана: бывали ситуации и похуже, но тогда и мораль, и закон были на нашей стороне. Сейчас незаконно поступают обе стороны. Причем действуют на взаимное уничтожение.
— Вам никогда не хотелось сбежать из этой агрессивной среды?
— Иногда мне хочется поступить так, как сделал Святослав Вакарчук (депутат от блока «НУ-НС», в сентябре этого года заявивший о сложении депутатских полномочий. — Авт. ). Но певцу это можно, а если бы так поступил человек, двадцать лет отдавший политике, это было бы дезертирством. Так что сбежать нельзя, нужно бороться.
— Тарас Степанович, помнится, во времена Майдана вы с друзьями-политиками частенько выбирались на пиво. Сейчас эту традицию поддерживаете?
— Раньше бывало, и достаточно часто. Только тогда это обычно было место, где обсуждался прожитый день и формировался план на следующий. Причем собирались не в каких-то элитных клубах, а в обычных кафешках или пабах возле площади Незалежности. Политики — не небожители, а такие же люди, как все. До сих пор собираемся, если есть возможность. И дискуссии ведем, и отдыхаем, и футбол смотрим. Правда, сейчас реже, чем хотелось бы. Обычно мы собираемся вчетвером — с нынешним главой МВД Юрием Луценко, вице-спикером Николаем Томенко и депутатом Владимиром Филенко. Несмотря на различные жизненные моменты, мы стараемся сохранять наши человеческие отношения, и я, честно говоря, очень ими дорожу. Даже невзирая на то, что Филенко и Томенко оказались в БЮТ, а мы с Луценко — в «Народной Самообороне», по ряду принципиальных вопросов нам это не мешало занимать общую позицию.
— Говорят, в одном из киевских кафе стоят именные кружки Юрия Луценко и политолога Олеся Дония. А у Тараса Стецькива персональная кружка есть?
— Нет, моей пока что нет. Я слышал, что у них именные кружки есть, но не знаю историю, связанную с их появлением. Мне кажется, что это — хорошая традиция. За границей давно существует такая практика. Хорошо, что она прижилась и в Украине.
— Недавно вы побывали в Германии на традиционном осеннем пивном празднике — «Октоберфесте». Это традиция или вы просто решили отдохнуть?
— Не делайте из меня завсегдатая «Октоберфеста»! Мне всего лишь два раза посчастливилось попасть на этот пивной фестиваль. Первый раз — совершенно случайно. Помню, в 1993 году меня и еще нескольких коллег по парламенту пригласили в Мюнхен на конференцию по российско-украинским отношениям. Мероприятие продолжалось дня четыре, и организаторы решили нас немножко развлечь и повели на фестиваль. На тот момент это зрелище показалось нам просто феноменальным! Огромное количество людей в национальной одежде, пивные палатки, коллективное пение немецких песен Впечатление было настолько сильным, что мне всегда хотелось побывать на этом фестивале еще раз.
Случилось так, что в этом году я получил приглашение принять участие в конференции по евроатлантической проблематике, которая проходила в конце сентября в Германии. Естественно, мы воспользовались возможностью и попросили организаторов хоть на полдня свозить нас в Мюнхен. Так что этим невероятно красивым зрелищем я любовался второй раз в жизни. Мне доводилось бывать на разнообразных публичных мероприятиях во многих странах, но то, что делается в Германии, — уникальное зрелище! Именно такие фестивали объединяют людей. Формируют национальную культуру и, если можно так сказать, культуру пития, чего очень не хватает в Украине.
— Нынешний праздник юбилейный — «Октоберфесту» исполнилось 175 лет. Канцлера Германии Ангелу Меркель на фестивале видели?
— Вы себе даже не представляете количество людей, посещающих фестиваль! Как человек, играющий в футбол и ходящий на матчи, я могу на глаз прикинуть их численность. Так вот, одновременно там может находиться несколько сотен тысяч людей! Там не то что канцлера, своих спутников можно запросто потерять (улыбается).
— А открытие фестиваля видели? Говорят, что мэр Мюнхена, официально начиная праздник, должен ровно с трех ударов
открыть первую пивную бочку
— И открытие, и закрытие — очень колоритное зрелище. Салют, парад, огромная вереница подвод, запряженных огромными лошадьми, везущими бочки пива от каждой пивоварни
— На фестивале особым шиком считается, когда пышная официантка, одетая в блузочку с очень глубоким вырезом, приносит клиенту бокал пива прямо на бюсте. Вам именно так подносили пиво?
— Таким образом пиво на «Октоберфесте» подают всем. Официантки, одетые в национальные костюмы, демонстрируют настоящие чудеса! Одна такая барышня может принести клиентам за один раз до двенадцати литровых бокалов пива! Как это у них получается? Секрет еще никто не разгадал
— Ежегодно на «Октоберфесте» выпивается около семи миллионов литров пива. Какое количество пришлось вам выпить в этом году?
— Мы там были несколько часов. Но, хочу вам откровенно сказать, даже такое недолгое пребывание на фестивале требует от человека крепкого здоровья (улыбается). В среднем за это время человек выпивает два бокала. Наверняка те люди, которые проводят там целый день, могут выпить и больше. Знаете, питие пива не является главным атрибутом «Октоберфеста». Там важно окунуться в атмосферу праздника, послушать с каким воодушевлением люди поют национальные немецкие песни. Это потрясающее зрелище! Люди, сидящие в палатке, а их бывает порядка пятнадцати тысяч, все вместе встают и начинают петь! Там чувствуешь дух народа, который сам создал государство и хорошую жизнь. А жизнь там, поверьте, хорошая. И это проявляется во всем. В том числе и в добродушном отношении к гостям. Если бы в Украине подобное мероприятие проводилось на таком же уровне, уверен — оно было бы самым популярным в стране.
— И сколько стоит бокал пива? Кстати, какое предпочитаете — светлое или темное?
— Литровый бокал стоит 7-8 евро, а правило такое: клиент заказывает либо темное, либо светлое, а приносят пиво той пивоварни, в палатке которой ты находишься. Лично я нормально отношусь ко всем сортам. Закуски же традиционные: сосиски, курица или свиная нога.
— Слышала, что во время «Октоберфеста» воровать фестивальные кружки стало чуть ли не национальной забавой, а в этом году любители растащили около 200 тысяч бокалов
— В отличие от таких «любителей», я себе бокал купил! И баварскую шляпу тоже. Не купить эти две вещи на фестивале — это значит не уважать баварцев! А по поводу того, что народ тащит эти бокалы Знаете, я думаю, что пивной фестиваль — единственное событие в Германии, где народ, отличающийся колоссальной дисциплиной и педантизмом, позволяет себе такие мелкие шалости (смеется). И на это смотрят сквозь пальцы. Там люди очень дружелюбно относятся друг к другу. Ведь на «Октоберфесте» собираются представители практически всех стран! Австралия, Канада, Венесуэла И, думаю, это тот случай, когда баварцы, как хозяева, позволяют и своим, и не своим такие мелкие проказы.
— Интересно, как себя в эти нетрезвые дни вели полицейские?
— Их практически не было видно! Полиция, конечно же, присутствует, но ведет себя очень профессионально. Да и люди не позволяют себе лишнего.