Фігурка дня

ФИГУРКА ДНЯ.
«Фарфоровые» истории.
14 октября 2019

8:54 — 14 жовтня 2019 eye 70

ПОЛДЕНЬ
Страна: Испания

Мануфактура: Lladro

Год создания: 1999

Скульптор: Juan Huerta

Размер: 26×38 cm

Мне в жизни повезло быть близко знакомым со многими художниками. В том числе и с великими, на мой взгляд. Хотя великими по-разному. Например, несколько лет назад ушедший от нас отец моей жены Николин Ярослав Степанович был человеком великим по духу. Проведя в сталинских лагерях около двадцати мучительных лет, он не обозлился на весь Божий свет, не замкнулся в себе, а остался добрым, мудрым и светлым человеком, к которому тянулись буквально все, кто его знал. Такими же были (и остаются!) его картины, оставленные детям.

Великим для меня всегда был и Иван Степанович Марчук, с которым мы познакомились задолго до того, как журнал Time внёс его имя в список 100 гениев человечества. Собранную за долгие годы коллекцию его картин, в которую входят не только подаренные им самим, но и найденные мною в таких местах, о которых Иван Степанович даже не догадывался (''Сашко, ну, скажи, де ти Їх взяв?!''), хотелось бы однажды показать посетителям будущего фарфорового музея. Марчук ведь велик не только как художник, но и как мудрец, прошедший через жестокие жизненные испытания и сумевший остаться человеком, тонко чувствующим мир и остро не воспринимающим любую несправедливость.

Вчера был день художника Украины. Думал об этом, рассматривая картины украинских мастеров, соседствующие в нашей коллекции с фарфоровыми композициями, словно дополняя друг друга светом истинного искусства, и вспоминал давнюю историю, услышанную однажды на выставке живописи. У достаточно известного художника была одна-единственная муза, вдохновлявшая его на творчество. Она была невероятно красива. Никого другого рисовать он просто не мог. И не потому, что она, будучи его супругой, не позволяла ему это делать. А потому, что просто в иной красоте он и не нуждался, по уши оставаясь влюблённым в свою красавицу. Случилось так, что в результате перенесённой болезни художник потерял зрение.

С одной стороны, она была даже рада тому, что любимый не видел, как, старея, она теряла свою красоту. А, с другой стороны, искренне любя своего супруга и переживая за него, она буквально с ног сбилась в поисках врачей, которые могли бы вернуть ему зрение. Каждый вечер она слушала его рассказы о том, как после прозрения он будет создавать картины, посвящённые её красоте, и даже боялась лишний раз взглянуть в зеркало, сознавая, как изменилась за это время.

Не найдя надежды у врачей, она однажды встретила целительницу, согласившуюся вернуть художнику зрение, но предупредившую о том, что прозрение наверняка принесёт ему разочарование. ''Хорошо подумай, — сказала женщина, — прежде, чем ты приведёшь его ко мне. Увидев тебя нынешнюю, он наверняка уйдёт от тебя. Ведь художники любят глазами…''

Она и сама собиралась уйти до того, как глазами, вновь способными видеть краски мира, он обведёт всё вокруг. Но не успела. И когда его взгляд остановился на её лице, она, затаив дыхание, приготовилась услышать приговор. А художник всего-то и произнёс несколько слов:

- Ты такая же красивая…

Всем сегодняшним именинникам (а также всем художникам) позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.