Предвыборная кампания официально еще не стартовала, но эксперты отмечают, что в Украине участилось использование черных технологий
Вероятно, грядущие выборы дадут нам немало новых примеров черного пиара — идеального способа конкурентной борьбы в условиях отсутствия личных реальных преимуществ. «Если нет возможности наращивать собственный рейтинг, технологически эффективно снижать чужой», — считает кандидат исторических наук Элина Слободянюк. В интервью нашему изданию она заявила, что технологий уничтожения репутации оппонентов множество. Но самой распространенной из них является провокация.
— Существуют ли яркие примеры использования провокаций для понижения рейтинга политических соперников?
— Эта технология начала успешно применяться в избирательных кампаниях на постсоветском пространстве в середине 90-х годов, — говорит Элина Слободянюк. — Одним из известных специалистов в этой области в России считался политтехнолог с «говорящей» фамилией Кошмаров. Во время выборов мэра Санкт-Петербурга он вел массовую негативистскую кампанию против Собчака. В отношении Собчака был организован массированный слив «компромата»: от шокирующих историй о якобы имевшем место его задержании в аэропорту в Лондоне с миллионом долларов в авоське до разбрасываемых с вертолета листовок, извещавших петербуржцев о том, что их градоначальник привлечен к уголовному делу.
А классическими примерами действий по принципу «нет дыму без огня» стали марш проституток по улицам Москвы с плакатами «За Скуратова!», имитация поддержки гомосексуалистами одного из кандидатов с лозунгом «Геи за Андрея!». И использование настенного граффити, наполненного политической нецензурщиной.
— Два последних приема применялись, в частности, на последних выборах в Киевгорсовет
— Да. Украинская политика, помимо подобных примеров, предлагает и свои варианты провокаций. Во время различных избирательных кампаний люди получали листовки клеветнического содержания: Ющенко обвиняли в убийстве первой жены, Тимошенко рекламировала прокладки, а Виталий Кличко обнимался с криминальным авторитетом.
— Хочется верить, что времена, когда грубый поклеп приводил к падению популярности того или иного политика, прошли.
— Безусловно, избиратели стали более искушенными, и для манипуляции общественным мнением нужны более тонкие технологии. Например, эффективным считается прием, когда объект атакует популярная личность.
Классикой жанра считается борьба ведущего «Первого канала» России Сергея Доренко с московским градоначальником Юрием Лужковым. В результате многомесячных регулярных нападок журналиста на Лужкова была достигнута главная задача: популярный в России мэр Москвы отказался баллотироваться на пост президента РСФСР. Правда, и журналистская карьера самого Доренко тоже завершилась.
В Украине есть свой вариант «спикера особого назначения». В 2000 году охранник Леонида Кучмы майор Мельниченко обнародовал записи, сделанные якобы в кабинете Президента Украины. Получив общенациональную известность, Мельниченко решил использовать записи в собственных целях и вот уже восемь лет после «кассетного скандала» пытается зарабатывать на них. После 2004 года Мельниченко все меньше уделяет внимание бывшему президенту Кучме. Ведь он ушел из политики, и желающих финансировать антикучмовские высказывания нет. Поэтому в 2006 году Мельниченко, будучи членом команды социалиста Александра Мороза, атаковал Блок Литвина, считая его главным соперником СПУ в борьбе за симпатии электората. Тогда у Мельниченко еще оставался некоторый кредит доверия и ему удалось торпедировать конкурента Мороза на парламентских выборах.
В 2007 году, расставшись с Морозом, экс-майор баллотировался в парламент по спискам Партии вольных демократов. Объектом его нападок стали Ющенко и Тимошенко. И это при том, что в 2004 году Мельниченко заявлял, будто Ющенко на пленках «в основном вел себя достойно». Чем дальше, тем обвинения одиозного майора становятся более запутанными и пользуются все меньшим доверием.
— Судя по последним заявлениям Мельниченко, накануне новых парламентских выборов 2008 года вектор его атаки снова меняется, и он возвращается к Литвину
— Вероятно. Впрочем, Мельниченко не единственный пример использования одного и того же спикера против разных объектов атаки. На российском «Первом канале» эту функцию постоянно выполняет ведущий авторской телепередачи «Однако» Михаил Леонтьев. Объектами его атак становятся как отдельные политики, так и целые страны, в том числе Украина.
Коммуникационные технологии в ХХI веке совершенствуются. Люди становятся все более искушенными. Поэтому для разработки эффективной атаки необходимы реальные основания. Сначала надо откопать некий факт, а потом его раздуть и интерпретировать в нужном формате. Причем черные технологи не гнушаются эксплуатировать даже тему детей. Например, эффективной оказалась атака на Ющенко с использованием негативной информации о его сыне Андрее. Показательным стал и случай с Путиным. Когда президент России, умилившись, поцеловал на одной из встреч пятилетнего малыша, это было использовано для обсуждения сексуальной ориентации российского президента.
Еще одним свидетельством развития негативных коммуникационных технологий становится разработка превентивных атак, — считает Элина Слободянюк. — В ситуациях, когда прямая конкуренция еще не наступила, но объект может представлять опасность в ближайшем будущем, против него используют разнообразные черные технологии.
Ежегодные пиар-атаки предпринимаются перед началом курортного сезона в Крыму. Каждой весной на протяжении нескольких лет в российских СМИ массово появляются публикации, призванные разрушить желание россиян выбрать местом летнего отпуска Крым.
Когда появились слухи о том, что бывший премьер-министр России Михаил Касьянов планирует выдвигать свою кандидатуру на пост президента России, тут же были предприняты превентивные меры. Атаку на Касья-нова возглавил журналист «Московского комсомольца» и депутат Госдумы Александр Хинштейн.
В ожидании парламентских выборов превентивные атаки проводятся против Литвина. Причем в основном их проводят в регионах. Видимо, их организаторы, опираясь на социологические исследования, хорошо понимают, где концентрируются почитатели этого политика и пытаются нанести удар именно по ним.