Події

«в подвале церкви федора освященного, которую разрушили большевики, мы нашли точную копию пещеры гроба господня»

0:00 — 31 жовтня 2008 eye 519

Дальнейшие археологические раскопки позволят выяснить, в каком состоянии находится христианская святыня

В столице на улице Баггоутовской (Лукьяновка) начались раскопки остатков необычного памятника — единственной в Украине церкви, в которой размещалась точная копия пещеры Гроба Господня. Благодаря этому храм Федора Освященного называли в царской России Киевским Иерусалимом. Сюда приезжали паломники со всех уголков империи. К сожалению, в 1935 году большевики разрушили церковь, возвели из ее кирпича дом для красноармейцев. Однако копия святой пещеры уцелела. Если не полностью, то хотя бы частично. Теперь этот факт не вызывает сомнений — в минувшую среду участники археологических раскопок, начавшихся на месте, где стоял храм, обнаружили объект, который, по их мнению, и есть копия священной пещеры. Пещеру спасло то, что она находилась в подвале храма. Он был засыпан, а на его месте разбит сквер, просуществовавший до наших дней.

«Раскопки ведутся с восьми утра до десяти вечера»

По словам начальника Главного управления охраны культурного наследия Киева Руслана Кухаренко, остатки храма Федора Освященного обнаружили верующие. Получилось так: в сквере, где собор некогда стоял, поставили сооружение палаточного типа, в котором временно открыли церковь. Ее прихожане, благоустраивая прилегающую территорию, наткнулись на руины.

 — Когда мы об этом узнали, решили провести археологические исследования, — говорит Руслан Кухаренко.  — Памятник ведь неординарный: согласно историческим источникам, под одним из его приделов находилась копия пещеры Гроба Господня. Это место называлось Киевским Иерусалимом. Паломники, которые не могли себе позволить поездку в Святую землю, ехали в Киев. Раскопки начаты безотлагательно. Помогают нам в этом верующие. Собственно, копают они. Конечно, не самостоятельно, а под надзором ученых. До наступления холодов управиться не успеем. Поэтому раскопки вскоре придется законсервировать и возобновить уже в следующем году. Ну а затем можно будет ставить вопрос о воссоздании церкви Федора Освященного. Вероятно, удастся отстроить ее на первоначальном фундаменте.

Корреспонденты «ФАКТОВ» побывали на месте работ. Настоятель местной православной общины иерей Петр Семащук в свободное от богослужений время тоже берет в руки лопату, чтобы поучаствовать в раскопках Киевского Иерусалима.

 — Раскопки ведутся с восьми часов утра до десяти вечера, ведь хочется побольше сделать до наступления холодов, — рассказывает иерей Петр Семащук.  — В темное время суток помогает электрическое освещение. Вначале мы отыскали копию пещерного храма Святого Климента Папы Римского. Его, так сказать, оригинал находится в Крыму, в Инкермане. Но наибольшая удача нас ожидала в минувшую среду. Она стала днем находок, одна из которых — копия пещеры, в которой был погребен, а затем воскрес Христос. Признаться, мы даже стали отчаиваться, что долго не могли ее найти. Пещера оказалась глубже, чем ожидали. Сейчас очень аккуратно очищаем ее от грунта и обломков.

 — Думаю, пока не стоит спешить с выводами — найденный объект нужно тщательно изучить, чтобы однозначно ответить, действительно ли это копия пещеры Гроба Господня, — заявил «ФАКТАМ» археолог Виталий Мазур, участвующий в научном сопровождении раскопок.

Местные жители возмущаются тем, что из-за церкви здесь будет уничтожен сквер

 — Во второй половине XIX века Лукьяновка была окраинным районом Киева, — продолжает отец Петр.  — Здесь находился хутор героя Крымской и Кавказской войн генерала Александра Федоровича Баггоута. Он пожертвовал деньги на возведение храма Федора Освященного. Генерал стал его первым старостой. Улица, на которой стояла церковь, ныне называется Баггоутовской.

А копия пещеры Гроба Господня создана здесь трудами археолога Турвонта Венедиктовича Кибальчича, ныне, к сожалению, незаслуженно забытого. Он был человеком во всех отношениях неординарным: в собственном доме в Киеве открыл археологический музей, который могли посетить все желающие. На свои деньги разбил на Лукьяновке частный, при этом общедоступный сад. Стремясь приобщить местных жителей к христианским ценностям, Кибальчич загорелся идеей создать в здешнем храме копию пещеры Гроба Господня. Организовал экспедицию в Святую землю. Произвел замеры пещеры. Над ней, напомню, стоит небольшая мраморная часовня — кувуклия. Она находится внутри храма Гроба Господня в Иерусалиме.

В церкви на Лукьяновке копию святой пещеры Кибальчич разместил под приделом в честь Воскресения Христова. А под приделом праведной Елизаветы построил точную копию пещерного храма Святого Климента Папы Римского.

 — Из церковной утвари пока мы нашли только икону на перламутре (вероятно, она была частью царских врат) и оклад от служебника, — продолжает иерей Петр Семащук.  — Надеемся, что со временем посчастливится отыскать хотя бы некоторые святыни, подаренные церкви Кибальчичем: частицу животворящего Креста Господня, камни от пещеры Гроба Господня и гробницы Божьей Матери… Здесь была и копия иконы Воскресения Христова, оригинал которой находится в Иерусалиме.

Храм Федора Освященного был построен в псевдорусском стиле, расписан фресками по образцу убранства церквей времен Киевской Руси (о них, к слову, писал в своих воспоминаниях знаменитый художник Михаил Врубель). Сохранились архитектурный план и фотографии, которые помогут воссоздать храм в первоначальном виде.

 — Сейчас мы располагаем двумя вещами, хранившимися в разрушенной церкви и найденными в прежние годы: символическим ключом от храма и иконой, — сказал в заключение священник.  — Их нашли местные жительницы много десятилетий назад. Этих женщин уже нет в живых, и реликвии передали нам их родственники.

Раскопки стали неожиданностью для жителей соседних домов, и поэтому далеко не все жители района приветствуют подобные работы. Они возмущены тем, что может исчезнуть сквер. «Речь идет лишь о копии, причем созданной чуть более ста лет назад, — заявляют они.  — Стоит ли из-за этого уничтожать сквер? Ведь в округе мест для отдыха и без того очень мало».

А если начнется строительство храма, по сути, у стен жилых домов, то это вызовет новые протесты. Значит, компромисс нужно найти сейчас.