Открытие скульптуры великого комбинатора едва не превратилось в политическую акцию
После выхода статьи в «ФАКТАХ» (10 октября 2006 года) жители Старобельска Луганской области окончательно уверовали в то, что именно их уездный город стал прообразом губернского центра Старгорода в книге «12 стульев». И подтверждений тому немало. Взять хотя бы схожесть географических названий в произведении и в реальности: Чмаровка — Чмыровка, Старгород — Старобельск, Лучанск — Луганск Кроме того, Ильф и Петров приступили к работе над своим детищем после командировки в Старобельск.
— Ильф и Петров были в 1923 году командированы в Старобельск как корреспонденты газеты «Гудок», — рассказывает директор-декан Старобельского факультета Луганского национального университета Николай Выхватенко. — Упомянутые авторами отель, колхозы, здание приюта для престарелых и многое другое в той или иной форме сохранилось до сегодняшнего дня.
Автор памятника — старший преподаватель университета, скульптор Андрей Боровой изобразил Остапа Бендера как раз в тот момент, когда беспризорный просит у него пресловутые десять копеек. Высота великого комбинатора — два метра. Монумент выполнен из бетона, тонированного под бронзу. За основу взяли образ, созданный артистом Арчиллом Гомиашвилли, который первым сыграл Бендера. Мальчик (высота полтора метра) — это собирательный образ босяка.
Неизвестно, произносили ли в реальности Ильф или Петров фразу, ставшую крылатой, про «ключ от квартиры, где деньги лежат». Но ключ у писателей в Старобельске таки был, правда, не от квартиры, а от гостиничного номера. Жили Илья Ильф и Евгений Петров в так называемых меблированных комнатах. И меблированы они были имуществом, реквизированным у местного дворянства и купечества. В том числе и мебелью известного в те времена мастера Гамбса.
Старобельчане рассказывают, что в номере, где жили писатели, стоял один уже изрядно потрепанный стул, который, окончательно развалившись, выдал из своего нутра коробочку с именной надписью мастера и сообщением о том, что сей стул является частью гарнитура из таких же двенадцати собратьев. Куда подевались остальные одиннадцать, никто не ведал. Но рассказывали, что весь гарнитур попал сюда из приюта для старушек. К слову, это строение существует в Старобельске и по сей день, но теперь в нем расположена аптека
Незадолго до открытия памятника произошел курьезный случай, вполне достойный пера Ильфа и Петрова. Кто-то из местных активистов-старожилов, прослышав о том, что в городе появится новый монумент, перепутал Остапа Бендера со Степаном Бандерой. А на востоке Украины неоднозначное отношение к этой исторической личности. Слух моментально разлетелся по городу, изрядно переполошив обывателей. Поэтому открытие памятника великому комбинатору едва не превратилось в очередную политическую акцию. К счастью, местным жителям все разъяснили, и появление бетонного турецко-подданного прошло без эксцессов.