С 1 ноября 2008 года вступил в действие национальный стандарт «Продукты пищевые. Маркировка для потребителя. Общие правила», чтобы минимизировать потери производителей от введения новых правил, был введен переходной период до 1 мая 2009 года
Новый ГОСТ, предписывающий производителям размещать достоверную информацию на этикетках пищевых продуктов, вступил в действие с 1 ноября 2008 года. Эксперты считают, что благодаря новому стандарту продавцы уже не смогут обманывать покупателей, подменяя натуральное молочное сырье изготовленным с дешевыми растительными жирами.
Проверки молочных продуктов, проведенные Госпотребстандартом, свидетельствуют: часто на предприятиях, чтобы снизить себестоимость, недобросовестные производители заменяют дорогие компоненты выпускаемого продукта, на дешевые: животный жир — на пальмовое, кокосовое или подсолнечное масло, молочный белок — на сыворотку. При этом на этикетках такие добавки не указываются или пишутся мелким шрифтом, не позволяющим покупателю совершить сознательный выбор.
Чтобы исправить ситуацию, с 1 ноября 2008 года вступил в действие национальный стандарт «Продукты пищевые. Маркировка для потребителя. Общие правила». По новому стандарту наименование продукта наносится на упаковку одинаковым шрифтом с его собственным названием и торговой маркой, а цвет шрифта отличается от фона этикетки. Если же в сливочном масле присутствуют примеси растительного, изготовитель должен будет называть его «спрэд».
Кроме молока и сливочного масла, стандарт касается продуктов детского питания, муки, круп, макаронов, овощей, мяса, колбас, птицы, яиц, рыбы, морепродуктов, консервов, кондитерских и хлебобулочных изделий, растительного масла, маргарина, меда, безалкогольных напитков, пива, кофе, какао, чая, сахара, соли, приправ и пищевых добавок.
Однако ожидать, что на днях в супермаркетах появятся продукты в новых упаковках, не стоит. Как сообщают в Госпотребстандарте, чтобы минимизировать потери производителей от введения новых правил, введен переходной период до 1 мая 2009 года. До этого времени производители имеют право использовать упаковочный материал, выпущенный раньше 1 ноября 2008-го.
— Стандарт носит рекомендательный характер, — сообщил «ФАКТАМ» директор департамента стандартизации и метрологии Госстандарта Андрей Нелепов. — По сути, он помогает производителю выполнить требования законодательства относительно маркировки продукции.
Есть два законодательных акта, содержащих требования к маркировке: Закон о защите прав потребителей и Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов. Требования этих законов довольно общие и вызывают много вопросов производителей: как же правильно изготовить этикетку, чтобы потребитель получил полную и достоверную информацию?
Несмотря на рекомендательный характер ГОСТа, органы Госнадзора планируют проверять, как же производители будут придерживаться требований законодательства. Нарушителям грозят штрафы и другие административные санкции.