Події

«подводный робот роберта балларда — ученого, который нашел «титаник», помог нам обнаружить возле севастополя черноморский «варяг»

0:00 — 14 листопада 2008 eye 481

Археологи нашли на дне моря, кроме «Прута», два античных корабля, советский катер времен Второй мировой войны и даже… немецкую подводную лодку

Провести нынешней осенью экспедицию по поиску затонувших в Черном море кораблей украинским археологам помогло посольство США. При его поддержке удалось задействовать американское океанографическое судно «Патфандер», оснащенное современным оборудованием для сканирования дна. Исследования велись у берегов Крыма.

О результатах экспедиции «ФАКТАМ» рассказал ее руководитель — директор Департамента подводного наследия Института археологии Национальной академии наук Украины Сергей Воронов.

«На глазах у моряков их корабль в считанные минуты наполнился водой и, нырнув носом, ушел на дно»

 — Если вы видели художественный фильм «Адмиралъ», то легко представите, при каких обстоятельствах погиб корабль российского императорского флота «Прут», который мы нашли возле Севастополя, — говорит Сергей Воронов.  — В фильме небольшой минный заградитель сталкивается с огромным немецким крейсером. С «Прутом» произошла точно такая же история. Вот только в киноленте российский корабль чудом спасся, а в реальности — принял неравный бой и погиб. За этот подвиг его назвали на флоте черноморским «Варягом».

«Прут», вооруженный лишь десятью небольшими орудиями, пошел на огромный немецкий крейсер «Гебен», ряд пушек которого были столь большого калибра, что в ствол мог уместиться человек! Но затем на поврежденный вражескими снарядами «Прут» по радио пришел приказ: уничтожить секретные документы и потопить судно. Уцелевшая часть команды открыла кингстоны и пересела на шлюпки. На глазах у моряков их корабль в считанные минуты наполнился водой и, нырнув носом, ушел на дно…

Долгие годы место его гибели оставалось неизвестным. И вот сейчас нам удалось найти черноморский «Варяг». Мы исследовали его с помощью небольшого американского робота для подводной археологии «ROV», который нам предоставил профессор Роберт Баллард. Напомню: он прославился тем, что нашел на дне Атлантического океана легендарный «Титаник». С Баллардом мы провели уже несколько совместных экспедиций. На этот раз он командировал к нам группу инженеров, обслуживающих робот.

«ROV» опускался на глубину 103 метра, на которой покоится «Прут». Там царит кромешная тьма, поэтому были включены прожекторы робота, а его телекамера вела съемку. По кабелю «картинка» передавалась на экраны, установленные на американском исследовательском судне, которое мы арендовали.

Бой, в результате которого погиб «Прут», имел большое значение для хода Первой мировой войны. Все началось с того, что «Гебен» и сопровождавший его легкий крейсер «Бреслау» чудом спаслись от преследовавших их в Средиземном море английских кораблей. Немецкие крейсеры укрылись у берегов Стамбула. Тогда Турция была еще ней-тральной — ее правительство устраивал этот статус.

Однако капитан «Гебена» адмирал Вильгельм Сушон задумал во что бы то ни стало втянуть турок в мировую войну. Но вначале следовало придумать, как задержаться в Стамбуле, ведь в порту ней-трального государства корабли воюющих стран имели право находиться не более 24 часов…

Линкор «Гебен» наглухо «запер» проливы Босфор и Дарданеллы»

 — И адмирал Сушон нашел выход — добился продажи своего крейсера Турции, — продолжает Сергей Воронов.  — Так же поступили и с крейсером «Бреслау». Сделку провернули за одни сутки! Экипажи остались прежними, просто немцы надели форму турецких моряков. Сушон стал главнокомандующим всего турецкого флота.

Дальше — больше. Действуя на свой страх и риск, без согласования с правительством в Стамбуле, адмирал двинулся в поход на Одессу, Севастополь, Новороссийск. В ходе этой дерзкой операции «Гебен» столкнулся с «Прутом», затем обстрелял Севастополь. Нападение провели под турецким флагом, и таким образом Турция была втянута в войну.

Но самое печальное даже не это. «Гебен», один из новейших кораблей своего времени, наглухо «запер» проливы Босфор и Дарданеллы. Устаревший российский флот не мог с ним справиться. Союзники утратили возможность поставлять оружие и боеприпасы через Средиземное и Черное моря. Российская империя оказалась блокированной. В следующем, 1915-м, году российская армия стала задыхаться от нехватки самого необходимого — винтовок, патронов, снарядов… Терпела поражение за поражением.

Всего в ходе экспедиции мы обнаружили пять затонувших кораблей: кроме «Прута», два античных, затонувших не менее тысячи лет назад — к сожалению, обследовать их не удалось из-за затянувшегося шторма, немецкую подводную лодку и советский катер времен Второй мировой войны. Катер за номером СК 0112 примечателен тем, что на нем эвакуировали командование, отвечавшее за оборону Севастополя.

Катер был обнаружен и атакован немцами. Наши отстреливались до последнего патрона, но их взяли в плен. Думаю, сплоховал капитан — он повел судно вдоль крымского побережья, захваченного фашистами. А ведь был иной путь: другие капитаны, увозящие людей из Севастополя, шли к турецкому берегу, умудрялись пополнять там запас воды, пищи, топлива и пробирались до Грузии.