13 декабря христиане восточного обряда отмечают день апостола Андрея Первозванного. Это один из зимних «дорождественских» праздников — наряду с Третьей Пречистой, днем Катерины, Варвары и Николая, — которые всегда весело отмечали наши предки. Сегодня с днем ангела часто поздравляют сослуживцев, приятелей, родственников и друзей. В старину же в эти дни еще и устраивались народные гулянья, молодежь развлекалась, соблюдала обряды, следуя древним традициям, которые складывались столетиями. Как проводили эти дни наши предки и чем занимались, «ФАКТАМ» рассказала заведующая отделом научно-исследовательской деятельности Национального музея архитектуры и быта Украины Людмила Костенко.
В народном украинском календаре день Андрея обязательно отмечался «вечорницями», когда молодежь собирались и развлекалась допоздна.
— Праздник Андрея всегда приходится на 13 декабря, — говорит Людмила Костенко. — Это период, когда полевые работы оставались позади, а у молодежи появлялось время для «вечорниць». В складчину снимали дом, например, располагались в хате вдовы (а хозяйке платили дровами, мукой или зерном, другими продуктами). Обязательно куховарили: готовили каши, борщ, картошку — постные блюда, так как праздник отмечают в период Рождественского поста, когда скоромного есть нельзя.
Читайте также: Быстро и просто: что готовить в Рождественский пост
Главной целью молодежных встреч и посиделок было гадание. Распространенным было гадание на суженого с помощью балабушек — небольших булочек, которые выпекались специально с этой целью. Примечательно, что воду для выпечки нужно было набрать в колодце и носить в дом… ртом. Каждая девушка особо помечала свою готовую булочку. Балабушки выкладывали перед собаками и наблюдали. Прежде других выйдет замуж та дивчина, чью булочку первой утащит животное. Надкушенная и брошенная сдоба не предвещала ничего хорошего. Если же целую балабушку найдут где-то в дальнем уголке, то это означало, что с мужем девушке придется покинуть отчий дом, родные места и уехать на чужбину…
В некоторых украинских селах на Андрея «сеяли коноплю»: выходили на улицу вечером и разбрасывали семена прямо на снег, «волочили». И самое интересное заключалось в ожидании сновидений: кто приснится среди зарослей конопли, тот и будет суженым.
Зимний период вообще был для девчат определяющим, они гадали в декабре, затем — на Рождество, на Новый год, на Маланку, Крещение. И гадания все похожи в одном — пророчество на судьбу и замужество. Ведь в жизни женщины это было определяющим, так как незамужняя сразу попадала за пределы социума: ощущала свою ущербность. В сельской среде особенно чувствовалось такое отклонение от принятых норм, отношение и осуждение окружения.
В гадании почти повсеместно практиковался такой универсальный способ: девчата выходили на улицу и у первого встречного мужчины спрашивали имя — предполагалось, что такое же будет и у суженого. Всегда гадали в темноте, веря в магические силы ночи.
Кроме того, девчата в этот день зазывали судьбу: каждая брала горшочек каши, обертывала его вышитым рушником и тихонько в темноте возле ворот приговаривала: «Доле, іди до нас вечеряти». Потом прислушивалась к звукам: раздающиеся собачий лай, голос петуха или пение указывали на скорое замужество.
Существовала также особенная обрядовая игра, которая отличала праздник Андрея от других, — «Кусание калиты». Обычный круглый корж был атрибутом праздника, а тесто для него замешивали из пшенично-ржаной муки и воды на хмелевой закваске или дрожжах. Выпекали на сковороде или в печи. А в советский период, когда и «вечорниць» уже не было, а традиционно продолжали выпекать «калиту», то добавляли еще мак, сливочное масло, сахар, изюм. На Харьковщине на Андрея пекли бублики, в других регионах могли быть вареники…
Посередине «калиты» делали дырочку, чтобы прицепить к потолку. Закрепленный таким образом корж раскачивали, а девушки старались откусить от него кусочек. Молодой веселый хлопец — «пан Калитин» — мешал им достичь цели. Если девушка во время обряда засмеется, то ей засчитывали проигрыш. Да еще и сажей усы рисовали (в более поздние периоды мазали девчат сметаной). Бывало, что «калиту» цепляли на длинную палку, которую перемещали по хате, а девушки «охотились» на нее. Как правило, смех и шутки не стихали допоздна.
Праздник Андрея отмечали в складчину, а в некоторых местах называли «великими вечорницями». Эти народные традиции сохранялись в разных областях примерно до 60-х годов прошлого столетия и даже чуть дольше. К примеру, под Киевом, в селе Пирогов, еще лет 20 назад этнографы собирали сведения об обычаях, традициях, которые людям удавалось сберечь довольно продолжительное время.
Категорических запретов на Андрея почти не существовало, если не считать ограничений, продиктованных постом: скоромных продуктов не употребляли.
Верующие люди боялись грешить и в этот день не занимались домашними делами, не выполняли строительных работ.
Обязательно посещали праздничную службу в храме.
Несмотря на пост, девчата и парни могли и потанцевать, и пошалить. Кстати, парубку, который пригласил девушку на танец, не принято было отказывать, чтобы не обиделся. Ну, а когда хлопцев не хватало, то девчата танцевали друг с другом. Распространены были танцы как парные, так и тройки. Например, «гречаники» исполняли так: хлопец впереди, а две девушки позади.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, как приготовить очень вкусный рождественский кекс. Рецептом с «ФАКТАМИ» поделилась известный черниговский кондитер Валентина Веревкина. Выпекать его можно уже сейчас, так как готовый кекс должен созревать минимум три недели.