Культура та мистецтво

Святослав вакарчук: «я люблю джеймса бонда и мне нравится фраза «никогда не говори никогда»

0:00 — 20 листопада 2008 eye 1043

После года, проведенного в Верховной Раде, известный музыкант, лидер группы «Океан Ельзи» вернулся на сцену

Прослужив год в политике, Святослав Вакарчук вернулся на сцену. Он выступил с закрытым сольным концертом «Вночi» с участием соратников из «Океана Ельзи», джазменов и музыкантов Национального оркестра Украины. Зрители были в восторге: то ли от долгожданной музыки Вакарчука, то ли от появления его самого. Слава говорит, что вернулся всерьез и надолго. Собирается записывать очередной альбом и ездить с просветительскими лекциями по вузам страны. Все-таки время, проведенное в стенах Верховной Рады, даром не прошло…

«Никогда не бываю доволен собой»

 — Судя по названию альбома «Вночi», понятно, чем ты занимался в это время суток. А днем?

 — Ну какой-то период меня каждый день все же показывали по телевизору.

 — Особо не обольщайся…

 — И тем не менее. Чем я занимался днем? Последнее время проект «Вночi» забирал время и днем, и ночью. Ночью больше творчества, днем — репетиционная подготовка, организационные моменты.

 — Я была на концерте в Театре имени Ивана Франко, мне понравилось. Хотя многие говорили, что вторую часть со старыми песнями «Океана» не стоило делать. Ты мог ограничиться только новыми песнями.

 — А другие, наоборот, считают, что слушать абсолютно новую музыку, которую не ожидаешь, сложно. Поэтому, мол, хорошо, что в конце были песни, давно полюбившиеся публике. На самом деле второй частью мы хотели показать, что изменили форму, но не содержание. И я остался таким же.

 — Ты доволен собой?

 — Я доволен тем, что получилось на сцене. К себе у меня, конечно, масса вопросов. Никогда не бываю доволен собой. Всегда хочу раскрыться, лучше спеть. Нам просто удался эксперимент — представить вниманию публики совершенно новую музыку и собрать людей, которые редко бывают вместе.

 — Имеешь в виду бывших музыкантов «Океана Ельзи»?

 — Не только, хотя я действительно рад был увидеть Юру Хусточку и Диму Шурова. После концерта они прислали мне очень трогательное sms-сообщение. Судя по всему, им понравилось.

 — Говорят, на концерте не было твоей возлюбленной Ляли Фонаревой.

 — Так сложились обстоятельства, что ее в этот день не было в Киеве. Абсолютно случайное совпадение.

 — Мне показалось, исполняя песню, посвященную Ляле, ты расплакался.

 — Почему-то многие решили, что я плакал. Во время исполнения «Чайки» вдруг вспомнились моменты, натолкнувшие на написание этой песни. Захотелось замкнуться в себе, остаться наедине. Прошли буквально считанные секунды, и я попытался выйти из этого состояния, понимая, что нахожусь на сцене. Знаешь, это можно сравнить с затекшей ногой. Когда ты вдруг понимаешь: это уже случилось и нужно выждать, чтобы оно прошло. Так и со мной. Поэтому какое-то время я не мог петь. Но это тоже часть моей жизни…

 — Получилась часть шоу.

 — Я не собирался делать из этого шоу. Мы же не полуфабрикаты и тем более не искусственный продукт. Так вышло, это живая музыка, sorry!

«Чем старше становлюсь, тем больше красок в жизни вижу»

 — Скоро ждать альбом?

 — Он был готов намного раньше, чем сам концерт. Просто мы впервые захотели сделать все не так, как всегда. Альбом ведь неформатный. Говоря откровенно, он может нравиться далеко не всем, как бы меня ни уверяли, что его однозначно будут слушать все. Но я знаю точно, что по радио и телевидению его крутить не станут, там нравится другое. Поэтому мы решили не запускать песни на радио, не снимать клипы, а пригласить зрителей и дать им живую музыку. Возможно, эти люди расскажут о ней кому-то еще.

 — Значит, коммерцией тут и не пахнет.

 — Об этом даже речь не шла. В общем-то, все альбомы «Океана Ельзи» мы не рассматриваем через призму коммерции. Просто, когда продукт готов, садишься и думаешь, как сделать так, чтобы его услышали больше людей. А здесь не хочется делать даже этого. Совершенно не та музыка.

 — Ты так увлеченно говоришь о «не той» музыке, что стоит задуматься, а появится ли «та», привычная, мелодика «Океана»?

 — Жизнь идет по спирали, а не по кругу. Даже если весной или летом мы вернемся к работе над новой пластинкой группы «Океан Ельзи», она, наверное, будет отличаться от того, что от нас ждут люди. Иначе зачем предыдущий опыт?! Недавно мы играли концерт в Лондоне, скоро едем в Москву. Появились новые ощущения! Хочется играть тише, меньше надеяться на усилители, а больше на голос, пальцы рук…

 — Может, ты стареешь?

 — Все мы стареем. И относиться к этому нужно как к факту, а не как к негативу, изменяющему тебя. Чем старше я становлюсь, тем больше красок в жизни вижу. Если это называется старость, то она мне нравится.

 — Не жалеешь о годе, потраченном зря?

 — Он не был потрачен зря.

 — Я про политику…

 — Такой сильный и неоценимый опыт я не смог бы приобрести ни в каком другом месте. Мое базовое образование — физика — научило пользоваться любыми данными для того, чтобы понять суть происходящего. Если бы я не побывал в стенах Верховной Рады, до сегодняшнего дня не понимал бы, как на самом деле устроена система власти в стране.

 — Для тебя это важно?

 — Как тогда, так и сегодня я искренне считаю, что на мое поколение выпала самая неблагодарная, но важная миссия что-то изменить. Кто бы мог подумать, что у абсурда, происходящего в стенах Верховной Рады, нет границ. Но это продолжаться долго не может. Менять положение вещей будут те, кого сейчас в Верховной Раде нет.

 — Уж не собираешься ли ты вернуться?

 — Время покажет. Я хочу быть эффективен. Но я люблю Джеймса Бонда и мне нравится фраза: «Никогда не говори никогда».

 — Посмотрел последний хит «бондианы»?

 — Мне не понравился фильм «Квант милосердия». Предыдущий — «Казино «Рояль» — был намного лучше, но я безумно люблю актера Дэниела Крэйга. Его образ Джеймса Бонда особенно близок. Не разбираюсь в мужчинах, но Крэйг очень естественен.

 — Идя в политику, ты пафосно заявлял, что хочешь стать голосом совести.

 — И я был искренен весь этот год. Но пришел момент, когда голос совести подсказал мне другое решение. Когда перестаешь понимать не только, для чего ты там, но зачем вообще все они там, остается один выход — самоустраниться. Но не обсуждать в кулуарах, на кухне, что происходит в Верховной Раде, а затем молча опускать глаза. Это не в моих правилах. Я никогда не буду подстраиваться под конъюнктуру, скорее, создам свою собственную.

 — Что сказали друзья по партии?

 — Никогда не состоял ни в какой партии. Я был во фракции «Наша Украина».

 — Пятнадцатым в списке.

 — Да. Мы не говорили на эту тему детально, наверное, есть вещи, понятные и без слов. Но я уверен, они понимают, что я поступил честно.

 — Как на твой выход из Верховной Рады отреагировал отец?

 — У нас такие отношения, когда с уважением относятся к решению другого. Кроме родственных уз, мы просто друзья, а друзья всегда понимают друг друга. Папа мне сказал: «Делай так, как считаешь нужным».

«Я по-прежнему живу в квартире, а не в частном доме, и езжу на черном БМВ»

 — Ты отрастил бороду…

 — Это случайность, в том смысле, что ничего не символизирует. Просто не побрился раз, второй, третий. Это не часть имиджа. Всего лишь борода.

 — Жизнь в политике подарила тебе блага, ты купил дом под Киевом?

 — Я не покупал дом, по-прежнему живу в квартире в Киеве.

 — На чем ты ездишь?

 — На БМВ черного цвета. Люблю иногда сам садиться за руль. Не скажу, что никогда не нарушаю правила дорожного движения. Не знаю людей, которые совершенно правильны во всем. Это, наверное, безумно скучно.

 — О чем тебе пишется сейчас?

 — Последние два месяца ничего не писал, было много работы, связанной с подготовкой концерта. Сейчас, думаю, начнет писаться. Чувствую, этот момент уже наступает.

 — Что при этом происходит?

 — Он приходит и все. Ты же чувствуешь, например, что скоро весна?

 — Скорее, зима. И депрессия…

 — А я чувствую, что скоро начну писать. Это как штормовое предупреждение, когда надо закрывать окна и ставить на всякий случай огнетушители. Сложно пытаться описать иррациональные вещи рациональным языком. Я НЕ умею этого делать!

 — Одну из песен нового альбома ты создавал, находясь на 40-м этаже небоскреба в Нью-Йорке. Стоило так далеко лететь?

 — Конечно! У меня был свободный вечер в Нью-Йорке. Я пошел в джазовый клуб, засыпая из-за смены часовых поясов. Послушал биг-бэнд, у меня поднялось настроение, и я прошел пешком 30 улиц по пути в гостиницу. Поднялся на свой 40-й этаж, и меня охватило вдохновение. Сел и написал «Вночi». В Нью-Йорке было два часа ночи…

 — Говорят, нынешний состав «Океана Ельзи» наиболее гармоничный.

 — Нам действительно хорошо вместе. Мы органично дополняем друг друга, у нас нет таких сильных творческих конфликтов, как раньше. Тогда все самое лучшее появлялось в конфликтах, а сейчас рождается в гармонии. Думаю, все в жизни делается по принципу «так надо».

 — Это самоуспокоение.

 — Нет! Мне многие говорили, что «Океан Ельзи», начиная с альбома «Глория», стал другим. Раньше было меньше опыта, больше поиска, но в то же время присутствовала юношеская свежесть. Во всем есть свои плюсы и минусы. Просто дело в том, что в какой-то момент жизни твоя судьба пересекается с другой. Но дружить со всеми нельзя. Дружба — это нечто большее, чем совпадение интересов.

 — Ты сейчас счастлив?

 — Я все время нахожусь в поиске счастья! Мне кажется, в этом главная задача человека. НЕ верю в то, что счастье может быть утром, днем, вечером, каждый день. Я знаю, получая то, к чему стремился, бываешь счастлив. Потом снова долго идешь. Жить беспрерывно на пике невозможно. Бывали моменты на сцене, когда я чувствовал себя очень хорошо, но потом казалось, все идет не так. Сцена — это маленькая жизнь, и ты проживаешь ее от начала до конца конкретного концерта.

 — Когда уже будешь свадьбу играть?

 — Мы на свадьбах не играем…