Выводы экспертов Всемирной организации здравоохранения о «невиновности» индийской вакцины в гибели одиннадцатиклассника базируются лишь на аналогии, а данными вскрытия подростка располагает только Генпрокуратура, заявляют следователи, которые ведут дело о смерти школьника
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) представила украинским медикам отчет независимой медэкспертизы относительно смерти 17-летнего школьника в Краматорске и госпитализации подростков после проведения внеплановой вакцинации против кори и краснухи индийской вакциной в мае этого года. ВОЗ заявляет, что трагический случай не связан ни с вакциной, ни с иммунизацией. А люди попали в больницы после прививок из-за «психологического фактора». Однако Генеральная прокуратура, расследующая причины смерти Антона Тищенко и законность попадания вакцины в страну, придерживается противоположного мнения. Тем временем родители пострадавших детей терпеливо ждут начала судебного слушания их иска к Минздраву.
Медицинский эксперт из штаб-квартиры ВОЗ в Женеве Дина Пфайфер на совещании в Минздраве заявила, что причиной смерти Антона Тищенко специалисты считают септический шок как результат сепсиса, возникшего вследствие инфекции неопределенного происхождения. По ее словам, смерть не связана ни с введением вакцины, ни с иммунизацией.
Напомним, что именно смерть одиннадцатиклассника приостановила внеплановую всеукраинскую вакцинацию против кори и краснухи всех молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет. Минздрав Украины при содействии ВОЗ получил девять миллионов доз комбинированной индийской вакцины как гуманитарку от Детского фонда при ООН.
— Антон ничем не болел, в экспертизу эту я не верю: если бы на исследование взяли именно ту вакцину, которой прививали детей в Краматорске, тогда можно было бы ожидать объективного результата, — считает бабушка Антона Таисия Тищенко. — Мы, конечно, не специалисты, но чувствуем, что нам врут в глаза, чтобы оправдать то мероприятие, которое могло бы привести к гибели других молодых людей.
Таисия Ивановна, потерявшая своего единственного внука, считает, что эксперты ВОЗ просто защищают честь своего мундира.
Дина Пфайфер также акцентировала внимание на том, что на момент вакцинации в Краматорске была эпидемия инфекционной болезни. Почему о ней не сообщалось официально, объяснений нет.
ВОЗ рекомендовала Минздраву Украины провести дополнительные исследования, чтобы выявить, эпидемия какого заболевания была зафиксирована в Краматорске. Напомним, что по данным комиссии Минздрава, озвученным в сентябре, наиболее вероятной причиной смерти школьника был инфекционно-токсический шок, который могла вызвать бактериальная (в том числе менингококковая) инфекция. Однако 12 ведущих специалистов Академии медицинских наук Украины, проводивших судмедэкспертизу, пришли к выводу, что подросток не страдал какими-либо острыми хроническими заболеваниями или инфекционной патологией (в том числе менингококковой). Кому из уважаемых специалистов верить? Окончательный ответ дадут только следствие и суд.
Первый заместитель министра здравоохранения Анатолий Пономаренко сказал, что официально окончательное заключение о причинах смерти подростка будет объявлено после патолого-анатомической конференции с участием отечественных и зарубежных специалистов. А ведь выводы экспертов ВОЗ базируются на изучении документации, предоставленной Минздравом. В то время как данные вскрытия подростка находятся в Генпрокуратуре. Это подчеркнули следователи, ведущие дело о смерти школьника.
Международные эксперты исследовали и случаи госпитализации подростков после вакцинации. Они изучили 221 историю болезни из разных регионов Украины, обратив внимание на тот факт, что только четверть от общего количества доз вакцины было введено в Донецкой области, в которой оказались три четверти всех госпитализированных. Дина Пфайфер, изучив документацию, утверждает, что госпитализация была вызвана психологическим фактором и реакция на введение вакцины не требовала стационарного лечения. Этому утверждению противоречит тот факт, что, наряду со школьниками, состояние здоровья 28-летней учительницы Краматорской общеобразовательной школы Ь 26 Светланы Орленко ухудшилось настолько сильно, что ее доставили в Донецк из Краматорска вертолетом ночью. Неужели тоже для подстраховки?
Как рассказала «ФАКТАМ» Светлана, по показаниям анализа крови ее госпитализировали в отделение гематологии Донецкого института неотложной и восстановительной хирургии им. Гусака АМН Украины: «Единственное, что мне сказали врачи, — количество тромбоцитов в крови у меня резко упало до нижней границы нормы. Как у погибшего Антона Тищенко. В эпикризе медики указали диагноз: поствакцинальная реакция». Молодая женщина говорит, что 29 лет — предельный возраст для внеплановой вакцинации — ей исполнилось в июле. А прививку сделали в мае. Светлана радуется, что врачи спасли ее, но о том, что ей какое-то время нельзя будет беременеть, женщине сообщили постфактум.
В эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» 19 сентября 2008 года Генпрокурор Украины Александр Медведько заявил, что расследование пришло к выводу о прямой причинно-следственной связи между вакцинацией и смертью школьника. К тому же следствие установило, что индийская вакцина, завезенная в Украину с согласия бывшего первого заместителя министра здравоохранения и Главного государственного санитарного врача Николая Проданчука, не прошла сертификацию и не была зарегистрирована. Поэтому применять ее было нельзя.
— Следователи Генпрокуратуры, приехавшие в Краматорск, сообщили нам то, что все эти месяцы мы ожидали услышать: Антон умер именно из-за прививки, — говорит Таисия Тищенко. — Мы в этом с самого начала не сомневались. От того, что официальные лица вышли с нами на контакт, сразу стало как-то легче на душе.
Отец умершего мальчика Вадим Тищенко сказал, что буквально накануне заявления ВОЗ он связывался со следователем Генпрокуратуры, сообщившим, что через пару недель родственников погибшего школьника пригласят для ознакомления с делом, которое готовится к передаче в суд.
А вот иск 16 краматорских семей — родственников пострадавших от вакцинации школьников к Минздраву и правительству, Донецкий окружной административный суд даже не принимает к рассмотрению. Председатель Хельсинкского медико-социального общества доктор Алексей Титиевский, помогавший семьям с процедурой подачи исков, сказал, что суть судебного разбирательства в том, чтобы признать неправомерным само решение о внеплановой вакцинации. Кампанию начали, когда не было угрожающей эпидемической ситуации. К тому же комиссия Верховной Рады, расследовавшая причину смерти школьника, пришла к выводу, что 80 процентов молодых людей вообще не нуждаются в дополнительной вакцинации.
— Судя по последствиям, наступившим для здоровья людей, вакцина содержала недостаточно ослабленный вирус кори или краснухи. Возможно, не были соблюдены условия ее хранения, — заявил «ФАКТАМ» доктор Титиевский. — Вместо того чтобы приобрести иммунитет, люди заболели теми болезнями, от которых их прививали. Сама суть вакцинации этим извращена.
— У моей дочери после вакцинации обострились буквально все болезни, которые у нее были, упало зрение, — жалуется отец 16-летней краматорской школьницы Олег Емец. — Но в суде все время находят какие-то нюансы, чтобы вернуть наши заявления на доработку: то буквы не хватает, то еще чего-то
Между тем представители ВОЗ рекомендовали украинским медикам, например, дать оценку существующей практике приема больных по скорой помощи, а медучреждениям — вести медицинскую документацию с требованием полноты, последовательности и точности записей. Очевидно, иностранным специалистам в Минздраве не рассказывали, что загруженность участковых педиатров в обычных поликлиниках настолько велика, что на прием, осмотр, диагностирование и ведение документации врачу отведено всего пять минут на каждого пациента! А во время эпидемии гриппа и того меньше. Что уж говорить о реаниматологах, которые сначала спасают людей, а потом, уже по памяти, заполняют документацию.
Чиновники также сообщили, что «индийская вакцина по-прежнему хранится в нормальных условиях». По регионам прошли рейды с участием представителей как ВОЗ, так и украинского Минздрава, которые ут-верждают, что ситуация полностью контролируется.
— Уровень вакцинации в Украине ни в коем случае не должен падать: медики обязаны спокойно объяснять родителям, что прививки делаются во всем мире, потому что очень много заболеваний можно победить только вакцинацией, — заявил министр здравоохранения Украины Василий Князевич на выездной коллегии Минздрава в Донецке, отвечая на вопросы журналистов о том, будет ли продолжена вакцинация. — Прививочная кампания в Украине — это, с одной стороны, бизнес, с другой — политический проект. Для нас, медиков, для министерства главной задачей является повышение уровня доверия к вакцинации — и против туберкулеза, и против гриппа, и против кори и краснухи. Но кампанию нужно тщательно подготовить. Есть законодательство по вакцинации, которое влечет за собой прямые обязательства. Дети до 15 лет должны прививаться только с согласия родителей. Отказ от вакцины возможен по настоянию родителей, которые в таком случае берут всю ответственность на себя.
Мы остановили внеплановую вакцинацию против кори и краснухи, пока не выясним, какие проблемы могут нас ожидать. Но мы — комиссия при Минздраве, комитет Верховной Рады и эксперты Всемирной организации здравоохранения — уже завершаем расследование. Как и обещал, все выводы обнародую. По этому поводу в Донецке пройдет научно-практическая конференция с участием всех заинтересованных специалистов, в том числе и той больницы, в которой умер мальчик.
Тем временем такая же кампания по инициативе ВОЗ началась в Абхазии. Местный министр здравоохранения Зураб Маршания в ответ на просьбу журналистов прокомментировать ситуацию в Украине заявил, что ему удалось дозвониться в штаб-квартиру Европейского бюро ВОЗ. Там ответили: смерть мальчика в Краматорске не связана с вакциной, он умер в результате быстротекущей менингококковой инфекции. По мнению газеты «Эхо Абхазии», остается загадкой, как в Копенгагене смогли так быстро разобраться в причинах смерти мальчика, в то время как в Украине следствие пока еще не дало окончательного заключения.