Події

Екатерина макдугалл: «один наш знакомый во времена перестройки купил картину за 800 долларов, а нынче продал ее за 900(! ) тысяч»

0:00 — 21 листопада 2008 eye 784

Приехав в Киев, директор аукционного Дома «МакДугалл», специализирующегося на продажах произведений русского и украинского искусства, рассказала о том, как порой картины… выбирают клиентов

Не успела закончиться предаукционная выставка живописи «Кристис», как в Киевском музее русского искусства началась презентация лотов предстоящих торгов аукционного Дома «МакДугалл», специализирующегося исключительно на русском и украинском искусстве. Сегодня по оборотам продаж он входит в тройку знаменитых аукционных домов мира наряду с «Сотбис» и «Кристис», хотя существует всего четыре года. Из 700 картин, которые будут продаваться в Лондоне 25-27 ноября, в Киев привезли 24.

«Несколько наших клиентов из Украины, по их словам, подумывают об открытии частных музеев»

- Самый дорогой лот предстоящих торгов — полотно Исаака Левитана «Освящение Московского Кремля в честь коронации Николая Второго», — рассказывает директор аукционного Дома Екатерина МакДугалл.  — Ее заявленная цена — порядка миллиона восьмисот — трех миллионов шестисот долларов. За всю жизнь Левитан, дважды изгоняемый из Москвы как некрещеный еврей, нарисовал всего три вида российской столицы. Одна картина хранится в Днепропетровском художественном музее, другая — в частной коллекции. И вот эта ищет нового владельца.

Для коллекционеров же из Украины особенно интересна будет работа Михаила Клодта «Вид на Киев из сада Муравьевых», созданная в 1871 году. Она написана к первой выставке передвижников и была представлена вместе с картиной Саврасова «Грачи прилетели». Ее планируем продать от миллиона шестисот до двух миллионов четырехсот долларов.

Также мы привезли картину Василия Котарбинского «На берегу моря во время заката». Художник имеет к Киеву прямое отношение: приехав расписывать Владимирский собор, он переключился на частные заказы тогдашних киевских олигархов.

Среди известных имен, чью живопись мы представляем, — Иван Айвазовский, Константин Коровин, Константин Сомов, Алексей Боголюбов, Авраам Маневич, Петр Кончаловский… Украинская живопись представлена на киевской выставке двумя художниками — Николаем Глущенко (заявленная стоимость от 80 до 100 тысяч долларов) и Сергеем Шишко (50-80 тысяч долларов). Хотя на аукционе у нас будут работы и других украинских мастеров — Александра Архипенко, Василия Хмелюка…

 — Правда, что украинское искусство интересует только отечественных коллекционеров?

 — В большей степени это так. По нашим наблюдениям, 90 процентов покупателей — выходцы из стран СНГ. Иностранцев, инвестирующих в русское и украинское искусство, не более десяти процентов. В основном их интересуют графика и современное искусство. Однако они практически никогда не покупают картины дороже 100 тысяч долларов. Коллекционеры же из России и Украины готовы сражаться за лоты, которые составят гордость их коллекции. Иностранцы относятся к приобретению русской и украинской живописи исключительно как к выгодной инвестиции.

 — Бывает, что приобретенные на вашем аукционе работы продаются на украинских аукционах еще дороже?

 — Перепродажа — естественный процесс.

 — А как часто украинские коллекционеры и галеристы предлагают картины вам на продажу?

 — Украинские законы не позволяют вывозить произведения живописи за пределы страны.

 — Как же к вам попадают картины украинских мастеров?

 — В основном мы находим их в США и в Европе. Часто это полотна, которые вывозили дипломаты, сами художники, а также наши соотечественники, эмигрирующие из СССР — в 80-е годы был короткий период, когда им разрешалось вывозить живопись.

 — Правда, что аукционные дома привозят на показ украинским коллекционерам далеко не лучшие лоты?

 — Не могу говорить за всех, но мы как раз привозим и показываем топ-лоты. Привозить не лучшее — это все равно что идти в гости в старом платье.

 — В одном журнале я читала, что некоторые участники торгов практикуют фальшивые ставки с целью раскрутить имя малоизвестного художника, работы которого скуплены ими по дешевке. Если даже никто работу не купит, полотно художника, чье имя зафиксировано на знаменитом аукционе, в следующем сезоне якобы будет стоить в несколько раз дороже.

 — Наивно полагать, что таким способом можно «раскрутить» имя. Чтобы работы оценили, требуется огромная кропотливая работа, время, инвестиции.

 — Случается такое, что продавец, чтобы подвести картины художника к желаемой цене, сам покупает одну из его картин?

 — По условиям аукциона продавец не имеет права покупать свой лот.

 — Но он же может сделать это через подставных лиц?

 — Может. Однако если картины художника есть у других коллекционеров, эти работы ведь тоже взлетят в цене. А если сумма необоснованна, она может рухнуть в один момент и никогда больше не подняться.

 — Ваш прошлогодний визит в Украину добавил покупателей?

 — Я бы не сказала. Новых клиентов практически не появилось. Но удержать старых покупателей в наше конкурентное время — это тоже неплохой результат (улыбается). Вместе с тем наметились некоторые новые тенденции. Например, огромный интерес к покупкам на аукционе проявляют коллекционеры из Днепропетровска. Несколько наших клиентов из Украины, по их словам, даже подумывают об открытии частных музеев.

«Как правило, мужчины сражаются на торгах до суммы «икс», женщины же намного азартнее — по себе знаю»

 — Если клиент примет решение о покупке того или иного лота во время предаукционной выставки, вы продадите работу?

 — Нет, снять работу с аукциона невозможно. Исключение можем сделать для покупателя, который хочет купить коллекцию. Но это бывает нечасто. Если же клиенту понравилась какая-то работа, обычно мало кто в этом признается, чтобы не привлечь к ней внимание возможных конкурентов. Есть у нас один постоянный покупатель, который приходит на предаукционную выставку и хвалит то, что покупать… не собирается. А от того, на что положил глаз, демонстративно отворачивается. И мы всегда безошибочно знаем, за что он будет сражаться.

 — Ревнуете своих постоянных клиентов, если они покупают работы на «Сотбис» и «Кристис»?

 — Ревновать неразумно вообще, а к хорошей живописи — тем более. Мы с мужем и сами покупаем на «Сотбис» и «Кристис» картины для своей коллекции.

 — Женщины и мужчины торгуются одинаково?

 — Как правило, мужчины бьются до суммы «икс», женщины же намного азартнее. Для них не существует границ — я это знаю по себе.

 — Вы практикуете частные продажи, когда картина не выставляется на аукцион, а продается по первоначальной цене клиенту, который давно мечтает о ней?

 — Да, практикуем, если цена не ниже полумиллиона долларов.

 — Но продавцу картины, как мне кажется, участие его полотна в аукционе должно быть выгоднее?

 — Для частных продаж у людей бывают разные причины. Например, финансовые дела коллекционера пошатнулись, он вынужден их поправить продажей раритета, но не хочет, чтобы знакомые были в курсе того, что у него в жизни и бизнесе не лучшие времена. Часто клиент продает картину таким образом, потому что не хочет, чтобы об этом факте знали его родственники, которые захотят претендовать на вырученные деньги.

 — В вашей практике случались мистические моменты?

 — Мистика есть всегда. К примеру, один наш знакомый во времена перестройки купил картину за 800, а нынче продал ее за 900(!) тысяч долларов и купил себе за вырученные деньги шикарную квартиру в Санкт-Петербурге. Аукцион же — это удача или ее отсутствие. Клиенту кажется, что он выбирает картину. Нет, она его! Есть люди, которые годами охотятся за работами какого-то мастера, а те ускользают из-под самого носа. К примеру, торгуются по телефону, и вдруг в решающий момент у них пропадает связь. Когда хотят присутствовать на торгах лично, задерживается вылет самолета, и они прибывают с опозданием. А оказавшись на месте в нужное время, вдруг в самый ответственный момент продажи поздороваются с кем-то, отвлекутся — и картина снова ушла. Но если вам суждено иметь именно это полотно, оно найдет вас обязательно, поверьте…