Події

Поучаствовать в аукционе по продаже служебных автомобилей столичных чиновников пожелали даже иностранные коллекционеры

0:00 — 2 грудня 2008 eye 1031

Вырученная на торгах сумма составила 2,828 миллиона гривен. Деньги обещали передать детской онкологической клинике, трем тубдиспансерам и одной из киевских детских больниц

В пятницу перед зданием Киевской горгосадминистрации состоялся аукцион по продаже служебных автомобилей столичных чиновников. Мэр Киева Леонид Черновецкий купил самый дорогой лот — автомобиль «Чайка» (ГАЗ-14) бывшего первого секретаря ЦК КПУ Владимира Щербицкого — за полтора миллиона гривен. И явно переплатил, утверждают эксперты в области ретро-авто. По документам, имеющимся у коллекционеров, как раз эти машины предназначались не для высокопоставленных советских чиновников, а для обслуживания почетных делегаций.

 

«Привести в порядок эти машины обойдется раз в десять дороже, чем они стоят»

Зарегистрироваться для участия в аукционе мог любой желающий. Для этого достаточно было иметь при себе паспорт и идентификационный код. Большинство из 81 участника торгов интересовали два автомобиля «Чайка». На площадке, где были выставлены лоты, — ажиотаж. Перспективные покупатели пытались определить достоинства и недостатки машин на глаз. Возле «Чаек» обменивались мнениями коллекционеры.

 — Сесть в машину и посмотреть, как она работает, не разрешают. Даже посмотреть под капот нельзя, а ведь только так можно определить состояние машины, — сетовал Андрей, специалист по ремонту ретро-автомобилей.  — Но и после внешнего осмотра я могу сказать, что привести в порядок эти машины обойдется раз в десять дороже, чем они стоят. Отремонтировать «Чайки» можно только на одном заводе в Украине — в Краматорске. Ведь запчастей к ним уже давно нет, их надо делать под заказ. А таких специалистов на пальцах одной руки можно посчитать.

 — Эти машины не возили высоких чиновников советского времени, — утверждает Владимир Винник, эксперт по ретро-автомобилям.  — Они использовались для встречи представительских делегаций.

А Щербицкий любил «тихие», безопасные машины. За рулем не ездил, всегда сидел на правом переднем сидении, покуривая сигарету и разговаривал с водителем и охраной. У него было две «Волги», его обслуживало два ЗИЛа-114, а перед Олимпиадой еще и ЗИЛ-4104. Все машины Щербицкого находятся в частных коллекциях.

Несмотря на некоторую неопределенную историческую «биографию» «Чаек», поучаствовать ради них в аукционе пожелали даже коллекционеры из Германии. К примеру, Сергей, украинец по происхождению, уже много лет профессионально занимается ретро-автомобилями. Принять участие в аукционе ему не удалось, поскольку он не гражданин Украины. Поэтому Сергей решил проследить, кому достанутся «Чайки», чтобы перекупить их у новых владельцев.

 — На аукционе в Германии эти «Чайки» могут стоить около 70 тысяч евро, — рассказал «ФАКТАМ» Сергей.  — У нас модно иметь ретро-авто, и, кроме того, это выгодное капиталовложение. В Германии вошло в моду использовать советские ретро-автомобили в… свадебных кортежах. В Европе считается, чем старше автомобиль, обслуживающий вас на свадьбе, тем дольше пара проживет в браке. На «Чайки» немецкие молодожены записываются за год до бракосочетания, и стоит аренда такой машины 1000 евро в сутки.

На Chrysler 300 покупателей не нашлось, и лот сняли с торгов

Аукцион вела заместитель главы Киевской горгосадминистрации Ирена Кильчицкая, так что ни одно авто по дешевке не ушло.

Toyota Camry 2007 года выпуска, принадлежавшая секретарю Киевского горсовета Олесю Довгому, была продана за 154 тысячи гривен (стартовая цена — 115,644 тысячи гривен); Toyota Camry 2007 года зампреда горгосадминистрации Виталия Журавского — за 131 тысячу гривен (стартовая цена — 115,363 тысячи); Toyota Camry 2007 года, принадлежавшая первому зампреду Денису Бассу, — за 153 тысячи гривен (стартовая цена — 144,376 тысячи); Mercedes-Benz 1998 года выпуска, на котором ездил первый заместитель главы горгосадминистрации Анатолий Голубченко, продан за 106 тысяч гривен (стартовая цена — 29,19 тысячи); Toyota Land Cruiser 1998 года, принадлежавшая бывшему мэру Киева Александру Омельченко, — за 115 тысяч гривен (стартовая цена — 29,325 тысячи). А вот на Chrysler 300, принадлежавший бывшему секретарю Киевсовета Владимиру Яловому, покупателей не нашлось, и лот сняли с торгов. Buick Park Avenue 1991 года ушел за 69 тысяч гривен (стартовая цена — 35 тысяч).

«Чайка» Щербицкого, стартовая стоимость которой составляла 100 тысяч гривен, стала наиболее дорогим из проданных лотов. За нее соревновались пять участников. Однако почти сразу же Леонид Черновецкий назвал сумму в 1 миллион гривен, и дальше торговался только председатель Шевченковской районной горгосадминистрации Киева Виктор Пилипишин. На его последнее предложение — 1 миллион 300 тысяч гривен — мэр назвал сумму в полтора миллиона. Как позднее объяснил журналистам Виктор Пилипишин, он остановился, чтобы «не разорять главу столичной администрации, пообещавшего купить именно эту машину».

Виктор Пилипишин не остался, однако, без машины. Еще одну «Чайку», якобы принадлежавшую первому секретарю Киевского горкома Компартии Украины Александру Ботвину, за 600 тысяч гривен приобрела, по утверждению Виктора Петровича, для него депутат Киевсовета от Блока Литвина Елена Антонова.