Власти Ирана признали, что это их военные ракетой сбили самолет украинской авиакомпании МАУ вблизи Тегерана. Президент Ирана Хасан Рухани сообщил, что «Боинг» был сбит непреднамеренно, а гибель 176 человек на борту была вызвана ошибкой оператора ЗРК.
Ранее о версии с ракетой публично заявили лидеры США, Канады и Великобритании. Лидер Ирана в своем обращении не забыл подчеркнуть, что якобы первопричина катастрофы — «авантюрные действия США». В то же время украинская сторона не спешила делать резкие заявления и не подтверждала «ракетную» версию даже после появления видео прямого попадания в самолет МАУ. Правильно ли сделал Зеленский и компания, а также станет ли обострение на Ближнем Востоке шагом к новой мировой войне, «ФАКТАМ» рассказал военный эксперт и блогер Алексей Арестович.
— Действия украинских властей в этом случае стандартны: сразу после случившего нужно было призвать Иран, чтобы они признали, что сбили украинский самолет, — говорит Алексей Арестович. — Как мы видим, так Иран и сделал. Потребовать компенсацию и возможного наказания виновных. Но, кроме того, я бы поставил с трибуны ООН вопрос об опасности российских средств ПВО (противовоздушной обороны — Авт.), ведь ими за последние 20 лет сбивают уже четвертый гражданский самолет, то есть раз в пять лет. Видимо, что-то там не так с боевыми или техническими алгоритмами, раз такое количество ошибок выходит.
— Как вы оцениваете шаги украинской власти?
— Они практически все сделали: Зеленский сказал, что потребует компенсации и наказать виновных в этом. Насчет средств ПВО они (украинская власть. — Авт.) никогда так вопрос не поставят, потому что у них ума на это не хватит. Ну, а все остальное вполне вписывается в дипломатические рамки. Поэтому большой беды я тут не вижу.
— Какую вы видите роль России в этой авиакатастрофе?
— Я хочу подчеркнуть информационную роль России. Которая, как обычно, предлагает миллион разных версий случившегося: одни — за Иран, другие — против Ирана. Но все они сводились к тому, чтобы обвинить Украину и провести аналогию с рейсом МН17 (малайзийский пассажирский самолет был сбит в небе над Донбассом российским ЗРК «Бук» в 2014 году. — Авт.).
— Противостояние Ирана и США некоторые эксперты называют прелюдией к третьей мировой войне. Это так?
— Нет, Иран не готов вести никакую войну. И США, я думаю, на самом деле не готовы вести войну. Сам факт быстрого признания Ираном и принятия вины, показывает, что они не хотят войны в таком случае.
Как сообщали ранее «ФАКТЫ», в субботу, 11 января, президент Владимир Зеленский выступил с обращение к нации и подробно рассказал о катастрофе самолета МАУ.