Політика

«если бы политики не подогревали то сербов, то албанцев, они жили бы в косово мирно»

0:00 — 3 грудня 2008 eye 247

ООН признала ошибки своего руководства, допущенные при проведении операции в Митровице, во время которой погиб украинский миротворец 26-летний Игорь Киналь

В конце прошлой недели Организация Объединенных Наций (ООН) приняла важное решение по Косово — о переводе международной полиции, судов, таможни и других гражданских организаций, находившихся в составе миссии ООН, в сербские анклавы. Одновременно происходит и сокращение миротворческих сил ООН. Этот шаг вызвал неприятие косоваров — со 2 декабря районы, в которых большинство составляют албанцы, перешли под контроль миссии Евросоюза. Среди прочих служб в сербский анклав Митровицу из Гнилян переводится и спецподразделение украинских полицейских-миротворцев. А накануне в Гнилянах для участия в Медальном параде, который ежегодно проводит ООН, вместе с министром внутренних дел Юрием Луценко и вице-спикером украинского парламента Николаем Томенко побывал и корреспондент «ФАКТОВ».

«Основной отраслью экономики Косово является Western-Union»

Въезды и выезды из городов и сел Косово, как и повсюду в мире, обозначают табличками с названием населенного пункта. По конституции нового независимого государства, надписи на них должны делаться на двух языках — албанском и сербском. Так изначально и было, но сейчас, спустя девять месяцев после объявления независимости Косово, уже при въезде в деревню понятно, кто в ней живет. Если черной краской закрашена сербская кириллица — мы в албанском селении, если затерто написанное латинскими буквами албанское название, большинство живущих здесь — сербы, составляющие только пятую часть населения Косово. В местах поселения мусульман-албанцев возвышаются першингами минареты, в сербских анклавах — православные храмы. В крае понемногу утихают страсти, строятся дома и дороги — благо, американская помощь пришла в Косово в невиданном объеме — на каждого албанца выделено по 50 тысяч долларов плюс 100 тысяч — за каждый недостроенный дом.

Как отразился на Косово мировой кризис, поинтересовалась я у украинских офицеров-миротворцев, уже несколько лет несущих службу в подразделении гражданской полиции ООН.

 — Да никак, ведь основной отраслью экономики Косово является Western-Union, — говорит один из них, Александр.  — Албанцы из многочисленной диаспоры активно поддерживают местных. Основные полезные ископаемые находятся в шахтах в сербском анклаве Митровица, там же — единственная в стране ТЭЦ и все запасы пресной воды. На американские деньги активно строятся дороги, дома, отели, в каждом селе есть крытый (надутый) спортзал. Косово претендует и на звание туристической страны, но предложить пока может только экстрим, инфраструктура практически отсутствует.

 — Возникают ли конфликты между сербами, обидевшимися на весь мир после объявления независимости Косово, и албанцами?

 — Если бы политики не подогревали то сербов, то албанцев, все бы жили мирно. В общем-то, особых конфликтов в последнее время и нет. Хоть оружия в стране ходит огромное количество — по подсчетам, где-то 300 тысяч единиц только огнестрельного. У албанцев свои традиции, ни одна албанская свадьба без стрельбы не обходится. Но все по-доброму: кровь при этом играет, но не льется. Раньше, несколько лет назад, автомобилю с сербскими номерами лучше было не появляться в албанском селе. Теперь же это безопасно: заплати «въездную пошлину» — и езжай.

 — После беспорядков, произошедших 14 марта в Митровице, во время которых от гранаты, брошенной сербами, погиб наш миротворец Игорь Киналь, подобные инциденты не повторялись?

 — Слава Богу, нет. О том до сих пор забыть не можем.

В Гнилянах, где дислоцируется спецподразделение украинской милиции, в день нашего приезда прошел Медальный парад, во время которого комиссар полицейского подразделения ООН Фригаард Гор Ивер Пер и министр внутренних дел Украины Юрий Луценко наградили украинских милиционеров ооновскими медалями и знаками отличия МВД. Наградили почти всех, кто принимал участие в подавлении беспорядков в косовской Митровице. Напомним, что спустя месяц после объявления независимости Косово, сербы, выломав решетки окон суда, захватили его. Руководство ООН приняло решение срочно освободить здание суда. К операции привлекли и украинскую группу захвата в составе 20 человек. Позже к ней подтянулась и группа прикрытия. Около пяти утра 17 марта суд взяли штурмом, в здании суда были арестованы два десятка оккупировавших его сербов, которых собирались перевозить в столицу Косово Приштину. Через несколько часов после захвата суда его окружили толпы сербов, в миротворцев полетели сначала камни и бутылки с зажигательной смесью, а потом и боевые гранаты. Военные миротворцы, которые прибыли для прикрытия украинских и польских полицейских, были обездвижены выстрелами снайперов. Открывать огонь полицейским приказ не отдавали (а без приказа миротворец стрелять не должен), да и по кому стрелять — по женщинам и детям, которых в бушевавшей толпе было предостаточно? Итогом дня стало смертельное ранение Игоря Киналя, умершего в американском госпитале, сотни раненых миротворцев.

Священник Украинской православной церкви вместе с сербским коллегой освятят в Митровице новые казармы украинских миротворцев

 — После беспорядков в Митровице ООН проводила собственное расследование, однако официальных его результатов не оглашали. Почему? — спросила я Юрия Луценко.

 — Результаты есть. Были отозваны из Косово люди, планировавшие и руководившие операцией в Митровице, а само планирование операции и ее проведение признали неудовлетворительными. Комиссар полиции ООН получал, например, от украинских полицейских сообщения о том, что операцию по захвату суда лучше перенести на более спокойный день, так как 17 марта из года в год сербы обычно устраивают акции протеста. Однако эти донесения проигнорировали. Поначалу ООН даже пыталась обвинить наших в плачевном исходе операции, но в итоге признала свою ошибку. Хорошо, что нам удалось отстоять присутствие наших миротворцев в Косово, которых после событий 17 марта горячие головы в Украине собирались отзывать на родину. Постановлением Кабмина, принятым вскоре после инцидента, тем, кто участвовал в операции в Митровице, присвоен статус участников боевых действий. Но я считаю, что этот статус нужно вернуть всему контингенту. Их служба тяжела и опасна.

 — Тем более что, как я слышала, и комиссар международной полиции миссии ООН в Косово Фригаард Гор Ивер Пер, и другие представители ООН во время Медального парада заявляли, что украинские полицейские-миротворцы — самые дисциплинированные и профессиональные. Говорят, скоро место их дислокации изменится. Из Гнилян спецподразделение миротворческой полиции переводят в сербский анклав Митровицу.

 — Да, это произойдет в начале декабря. Решением ООН объединенные полицейские силы переводят в сербский анклав, остальная территория Косово будет контролироваться Евросоюзом в связи с решением о так называемом «изменении конфигурации гражданского присутствия в Косово».

 — Посол Украины в Сербии г-н Олийнык поделился со мной опасениями, что в Митровице украинским миротворцам будет находиться небезопасно.

 — Надеюсь, ничего плохого не произойдет. Ведь сербы, как и украинцы, православные. Мы уже договорились со священником Украинской православной церкви, чтобы вместе с сербским коллегой они провели в Митровице общую службу, освятили новые казармы. Думаю, это сблизит наших миротворцев с сербами.