А также выполнять Указ Президента об отмене новых тарифов на коммунальные услуги для предприятий
Новость о том, что с 8 декабря стоимость проезда в коммунальном транспорте Киева может снизиться наполовину (с двух гривен до одной — в метрополитене, с 1,5 гривни до 80 копеек — в наземном транспорте), обрадовала киевлян. В конце прошлой недели первый вице-премьер-министр Украины Александр Турчинов поручил столичной горгосадминистрации в течение 10 дней привести к экономически обоснованному уровню тариф на проезд в метро.
Рабочая группа, специально созданная Кабинетом министров Украины для изучения вопроса о повышении в Киеве тарифов на проезд, пришла к выводу: экономически обоснованная стоимость проезда в столичном метрополитене при 10-процентной рентабельности составляет 91 копейку. Потому тариф и нужно снизить до одной гривни в метро и до 80 копеек в наземном транспорте. Выводы комиссии в письменном виде поданы в Киевскую горгосадминистрацию вместе с поручением: в течение 10 дней снизить цены на проезд.
В свою очередь, руководство Киевского метрополитена считает невозможным понизить плату за проезд, несмотря на выводы правительственной комиссии.
Сейчас столичные чиновники готовятся провести запоздалые общественные слушания по поводу повышения тарифов на проезд, как этого потребовала прокуратура Киева. Но как-либо изменить стоимость проезда городские власти не намерены.
— В течение десяти дней мы должны согласовать свои позиции по поводу тарифов с правительственной комиссией, — говорит начальник главного управления ценовой политики горгосадминистрации Василий Яструбинский. Именно так он трактует поручение вице-премьер-министра. — По результатам согласования будет принято окончательное решение.
— Вы согласны с тем, что повышение тарифа — до двух гривен — решение политическое, а не экономическое?
— Категорически не согласен! В 2000 году в Киеве установили тариф на проезд 50 копеек, он был самым высоким в Украине. В областных центрах люди ездили и за 30-40 копеек. С того времени по всей Украине плата за проезд возрастала (и в три, и в пять раз), а в Киеве — нет. Сейчас мы повысили плату только в три-четыре раза — впервые за восемь лет! Тем более что в городе действуют нынче гибкие тарифы — по проездным билетам разовая поездка обойдется от 50 копеек до 1,9 гривни. Ни в одном областном центре такой лояльной ценовой политики нет.
Зарплата в столице — самая высокая в Украине, и доля расходов на проезд у киевлян все-таки меньше, чем у дончан или запорожцев. С 2000 года зарплаты в Киеве выросли в семь раз. Затраты метрополитена в 2000 году исчислялись 182 миллионами гривен, в 2008-м — уже около 900 миллионов, а в 2009-м метрополитену необходим 1 миллиард 170 миллионов гривен, чтобы бесперебойно возить пассажиров. Потому мы считаем, что наши новые тарифы экономически обоснованны, в отличие от Запорожья, где людей в наземном транспорте возят за 1,75 гривни.
Конечно, везде тарифы повышались поэтапно, а у нас это случилось в одночасье. Мы пробовали в 2004 году повысить тарифы на проезд в Киеве до 1 гривни. Но нам и тогда Кабмин во главе с Виктором Януковичем не позволил этого. Пошли на все, вплоть до увольнения людей, лишь бы мы этого не сделали. Таким образом, Киев лишили возможности поэтапно повышать плату за проезд.
А сейчас мы вынуждены либо повышать тарифы, либо останавливать транспорт. В любом случае жители города должны поблагодарить и предыдущего мэра Александра Омельченко, и нынешнего мэра Леонида Черновецкого за то, что они восемь лет удерживали низкие тарифы на транспорт и платили дотации на него из горбюджета. Но сейчас это стало уже невозможным.
— А почему власти столицы фактически ослушались Указа Президента Украины и все-таки выдали распоряжение о повышении с 1 декабря тарифов на водоподачу, водоотвод и отопление для организаций в пределах 1,6-9,5 раза?
— Сессия Киевсовета приняла решение: для населения тарифы на эти виды коммунальных услуг повышаться не будут. Мы лишь исполняем решения горсовета.
Действительно, существует экономическая необходимость повысить плату за воду и отопление для киевлян в два-три раза. Мы этого не сделали, а затраты вынуждены были «переложить» на другие категории потребителей услуг. Для бюджетных организаций новые тарифы установлены на экономически обоснованном уровне, другим же потребителям мы «подбросили» часть затрат «от населения». Но не все: 480 миллионов гривен мы будем платить из горбюджета вместо киевлян — дотации «Киевводоканалу» и «Киевэнерго» запланированы.
В прошлые годы так делалось во всех областях, руководители которых и нынче поступили так же. Почему же Киеву нельзя пойти тем же путем?
Не собираясь снижать тарифы на проезд в городском транспорте, власти столицы уже продают проездные билеты на год и рассчитанные на 12 месяцев (с момента активации) и призывают киевлян, имеющих льготы, позаботиться о своих льготных проездных. Напомним: бесплатно в столице с 1 декабря могут ездить абсолютно все пенсионеры, а не только ветераны труда. Предъявив удостоверение, бесплатно могут ездить работники милиции, прокуратуры, Службы безопасности Украины.
С 1 декабря все работники бюджетной сферы, чья зарплата не превышает 1200 гривен, смогут купить себе проездной, оплачивая его в рассрочку.
— Оформлять все документы должно само бюджетное предприятие, где составляются списки сотрудников, имеющих право получить проездной, и передают их в метрополитен, — объясняет заместитель главы столичной горгосадминистрации Ирена Кильчицкая.
Каждый месяц определенные суммы будут вычитаться из зарплаты на погашение рассрочки. Если заказываются проездные на два вида транспорта, то полностью оплатить их можно в течение трех месяцев (по 191 гривне в месяц), если на три-четыре вида транспорта — за полгода (за годовой — по 133 гривни ежемесячно).
— Тем, кому положено, бесплатные проездные выдадут по месту работы, например медработникам (а это участковые врачи, педиатры, фтизиатры и психиатры), сотрудникам «Красного креста» и социальных служб, — говорит Ирена Кильчицкая. — А людям, ухаживающим за лежачими больными и стариками старше 80 лет, их выдадут в социальной службе по месту проживания человека, за которым осуществляется присмотр.
За проездные не придется платить пенсионерам всех категорий, инвалидам, многодетным родителям, малообеспеченным семьям — им проездные уже выдают по месту регистрации (в жэках).
Проездной с 50-процентной скидкой положен студентам, матерям-одиночкам и семьям, потерявшим кормильца (платят половину — с заявлением и паспортом им следует обращаться в органы соцобеспечения по месту своей регистрации), и школьникам (платят 25 процентов).