Актриса, продолжающая вести самоотверженную борьбу за своего мужа — любимца миллионов зрителей, — отметила 60-летний юбилей
Они очень похожи: Николай Караченцов и его супруга — оба взрывные, искренние. Любить — так любить, играть — так играть, не щадя себя. Они даже родились «рядышком» — Николай Петрович 28 октября, а Людмила Андреевна 24 ноября. Этот год для супруги Караченцова юбилейный: она отметила 60-летие. День рождения отпраздновали в ресторане, пригласив самых близких и родных людей, чтобы Николаю Петровичу было комфортно и спокойно. О себе Людмила Андреевна всегда думала в последнюю очередь — главное, чтобы у Коленьки все было на высшем уровне.
60-летие Караченцова отмечали с большим размахом. Но вскоре после торжества случилось несчастье: Николай Петрович попал в автокатастрофу. Караченцов, который чудом выжил, свершил, кажется, немыслимое: заново научился ходить, танцевать, играть в теннис. Если бы не Людочка (так нежно актер называет жену), которая самоотверженно боролась за него, он вряд ли выжил.
- Главным подарком, который я получила к юбилею, были слова Коли: «Люда, это все ради тебя!» — говорит Людмила Поргина. — Дороже Колиных слов, его голоса нет ничего! А уж какой он красивый в этот день был — во фраке!
В квартире Караченцова много икон: и старинных, доставшихся от родителей, и современных, подаренных друзьями, приобретенных в монастырях, где супруги стараются бывать как можно чаще.
- Прошлым летом мы побывали у мощей Серафима Саровского в Дивеевском монастыре, а в этом году сбылась наша давняя мечта: съездили в Козельск, в Оптину пустынь, — рассказывает Людмила Андреевна. — Коля целые сутки провел со старцем из монастыря — внимательно его слушал, молился вместе с ним. В Москву приехал совсем другим, почувствовав прилив новых сил.
- Незадолго до трагедии у нас в квартире упали со стены две иконы. Я тогда подумала о своей маме, которая давно болела. Но почему две иконы? Только потом стало понятно, почему Коля попал в аварию, когда ехал к моей маме — ему сообщили, что она умерла. После того как случилась трагедия, я дома почти не бывала — находилась или в реанимации возле Коли, или в храме. А в это время на домашний адрес пришла телеграмма из Софии от известного астролога: «Мы поклонники Николая Петровича с тех пор, как он приезжал к нам с гастролями. Он будет жить, но вас ждет долгий путь борьбы». Потом эта женщина-астролог приезжала в Москву, привезла подарок — гобелен «Иисус Христос и Мария Магдалина». За Колю молились люди самых разных вероисповеданий: и русские, и евреи, и мусульмане И в конце концов чудо случилось: Коля пошел на поправку.
Первым признаком выздоровления было то, что у Николая Петровича возникло желание появляться на людях. Вот уже три года семье Караченцовых помогает их преданный друг Валерий Завьялов, который каждый день приходит к Николаю Петровичу, чтобы составить ему компанию в прогулке по Москве. Они выходят на Тверской бульвар и не спеша следуют по знакомым местам. Прохожие узнают актера: «Николай Петрович, доброго вам здоровья!» Каждому он с благодарностью отвечает легким поклоном. А потом его ждут занятия — до пота, до боли
- Какие цели Николай Петрович ставит перед собой сейчас?
- Коля не может жить без музыки, поэтому наша задача — начать петь. Каждую неделю он по часу занимается с логопедом по новой методике. Потом все упражнения мы повторяем дома. Это серьезная физическая нагрузка. Я пробовала повторить эти упражнения для развития речи — у меня тут же заболело горло. А ведь у Николая Петровича разорваны голосовые связки. Пока его вытаскивали с того света, связки начали атрофироваться. Поэтому сейчас ему мучительно тяжело заниматься. Но я верю, Коля преодолеет и это. Иногда он отчаивается: «Люда, не могу. Я устал!» Приходится подбадривать: «Ты же мужчина!» Тогда он уже не спорит
Врачи говорят, что самый сложный этап Караченцов преодолел. Связки заново «научились» сокращаться. Он не просто говорит отдельные слова, а выстраивает целые предложения. Теперь нужно добиться абсолютно чистого произношения. Актер всегда был спортивным человеком. Несмотря на занятость, находил время поиграть в теннис, футбол. Отвоевал он у болезни и эту часть своей прежней жизни.
- У Коли сейчас насыщенный график, — рассказывает Людмила Андреевна. — Один день в неделю — занятия физкультурой, другой — бассейн, ежедневные пешие прогулки. Каждый выходной к нам на дачу приезжает старый Колин друг, который с ним фехтует. Коля очень доволен своими успехами, но хочет достигнуть еще большего. Иногда нас спрашивают: «Куда вы так торопитесь?» Но ведь движение — это жизнь!
Николаю Петровичу очень помогли занятия райтер-терапией — катание на специально обученной лошади. Это популярная во всем мире методика, по которой восстанавливается человек, имевший проблемы с позвоночником, нервной системой и рядом других болезней.
- Тут не каждая лошадка подойдет, — объясняет Людмила Андреевна. — Нужна исключительно спокойная, с хорошим характером. Она должна быть специально обучена, чтобы не делать никаких рывков, чувствовать малейшие движения больного человека, который не может управлять ею так же, как здоровый. Сначала мы занимались в Прибалтике, но оказалось, что хорошие специалисты есть и в Москве.
Благодаря супруге и семье, Николай Петрович вернулся к привычному образу жизни. В ней есть почти все, чтобы чувствовать себя вполне счастливым. Нет только любимого театра. Выход на сцену «Ленкома» — заветная мечта актера.
- Мы часто посещаем театр. Николая интересует, что делают его коллеги. Когда после трагедии он впервые пришел в свой театр, долго не хотел уходить. Я молилась за мужа в одном из монастырей, и монах мне сказал: «У него такая добрая душа, что его решили отпустить с небес на землю, поскольку он нужен людям здесь». Недавно из театра Коле прислали подарок. Котенка. Кто-то из поклонников принес это чудо в театр и сказал: «Это для Караченцова». Мы не смогли отказаться от котенка, назвали его Клеопатрой. А потом выяснилось, что это мальчик. Так он стал Клепой.
Коля трепетно реагирует на красивую музыку. Когда он услышал песню «Пресвятая Богородица» на слова Олеси Борисовой, у него по щекам потекли слезы. Очень любит рок-оперу «Юнона и Авось» После того как роль Коли отдали другому актеру, мне было очень тяжело выходить на сцену в этом спектакле. Как хорошо ни играли бы ребята, у меня в ушах стоял голос Николая. Однажды он пришел после спектакля, который смотрел из зала, и сказал: «Спектакль ничего, а ты — краше всех!»
- Вы познакомились в театре?
- Меня приняли в «Ленком», где Коля уже работал. Увидев Николая в спектакле «Музыка на 11 этаже», я поняла, что это навсегда, хотя у каждого из нас была своя жизнь. Я была замужем, у Коли много романов Но мы поженились. Коля никогда никого не предал, не обманул. А помог очень многим. Он как-то особенно умеет радоваться за своих друзей. Сейчас многие не знают, что такое торжество человеческого духа. Я и сама это поняла только благодаря мужу. Он из породы людей, которые живут не хлебом единым, а глубокой духовной жизнью.
- В прошлом году Николай Петрович выпустил антологию своих песен.
- Он спел около 200 песен. Сначала они вышли в виде антологии, где к каждому диску написана статья. Мы искренне благодарны людям, которые помогли с этим проектом. Всем композиторам, которые из уважения к творчеству Николая Караченцова отказались от авторских гонораров. И конечно же, коллекционеру и поклоннику Николая Петровича Максиму, собравшему воедино все его песни. К сожалению, это подарочное издание оказалось дорогим, доступно не каждому. Сейчас мы готовим к выпуску «Золотую коллекцию Караченцова» — сборник из трех дисков.
У Николая Петровича и Людмилы Андреевны есть сын Андрей и двое внуков.
- Яночка родилась уже после Колиной аварии, — рассказывает Людмила Поргина. — Как он плакал, когда узнал о рождении внучки! Сказал тогда: «Я жив — это моя кровь!» А Петя — вылитый Коля. У него такой же низкий красивый голос. Коля любит с внуком ходить в цирк. Это — особое искусство, потому что в театре можно обмануть, а в цирке — нет. Не прошел по канату — и все! Это в Колиной натуре: все или ничего!
- У вас есть и приемный сын?
- Это наш крестник Леша, который практически вырос с нами. Леша уже взрослый, но нас связывают очень теплые отношения.
- А кто в вашей семье принимал решение обвенчаться после многих лет брака?
- Николай Петрович. Я боялась, что он не выдержит таинства, ведь это тяжело физически. Но Коля сказал: «Я выстою».
- После случившегося ваш взгляд на жизнь как-то изменился? С чем-то неожиданным пришлось столкнуться?
- Люди (по крайней мере, многие) прячутся от страданий. Но есть и те, кто понимает: подаренная Николаю Караченцову жизнь — это большое счастье. Коля раньше дружил с Володей Высоцким и Олегом Далем. Даль как-то сказал: «А давайте создадим свой театр. Мы ведь такие мужики!» А Высоцкий ответил: «Когда нам театр создавать — нам жить некогда!» Он, конечно, имел в виду, что у них жизнь была расписана по минутам, но фраза, к сожалению, оказалась пророческой. Ребята рано ушли А Караченцов жив и готовится к полному возвращению. Он многое сделал для других и не случайно, видимо, был оставлен в этом мире. Коля многое переосмыслил, пережил. Ему есть что сказать людям. Его жизнь — доказательство того, что человек может преодолеть очень многое.