Події

«из-за незаконного отключения газа мой дом превратился в настоящие руины»

0:00 — 19 грудня 2008 eye 2416

Жительница Донецкой области Татьяна Решетник, отсудившая у горгаза 41 тысячу гривен компенсации, утверждает, что своим примером решила сказать людям: «Не бойтесь бороться за свои права!»

Татьяна Решетник, отказавшись от навязываемой ей установки нового газового счетчика стоимостью 280 гривен, даже не подозревала, чем закончится для нее «война» с горгазом. Женщина потерпела убытки в 41 тысячу гривен, а ее дом стал непригодным для проживания.

«Зачем мне новый счетчик, если старый еще годен?»

Воевать с Татьяной Александровной Константиновское управление по газоснабжению и газификации (структурная единица ОАО «Донецкоблгаз») начало еще три с половиной года назад.

- Первый раз мне отключили газ в августе 2005 года без всякого предупреждения — за долг в… пять гривен, нацарапав на моих свежевыкрашенных воротах позорящую надпись: «Газ перекрыт, оплатить долг», — вспоминает Татьяна Решетник.

Несмотря на то что «огромный» долг Татьяна вскоре оплатила, возобновили газоснабжение не сразу. Это произошло лишь после того, как женщина обратилась в газету. В ноябре 2007 года газовщики снова посетили дом Решетник — с «благими намерениями», которыми, как известно, вымощена дорога в ад. Так и получилось.

- Дома находилась лишь 78-летняя мама, когда работники горгаза без моего ведома и предупреждения о визите отрезали трубу, ведущую к газовому счетчику, — рассказывает Татьяна Александровна.  — Я с удивлением обнаружила, что работники горгаза переделали ее под новый счетчик, об установке которого я не просила! Стоил он «всего» 280 гривен. Я потребовала, чтобы мне вернули старый счетчик, который газовщики забрали на ремонт и корректировку. Зачем мне новый счетчик, если старый еще годен?

Татьяна внимательно изучила свой договор с горгазом (сейчас она настоятельно советует вникать в подобные документы всем потребителям коммунальных услуг). Несмотря на то что в этих типовых договорах у потребителя больше обязанностей, права там тоже обозначены. Решетник не нашла в бумаге пункта, предписывающего ей обязательную установку счетчика нового образца — без ее ведома и письменного заявления. Старый прибор учета потребляемого газа, выяснила женщина, при прохождении плановых корректировок служит 11 лет.

Более того, Татьяна нашла в договоре пункт, гласящий: если горгаз снимает счетчик по своей инициативе (для замены, ремонта или корректировки), он должен установить временный прибор учета. Однако временного счетчика Татьяне не поставили. Старый, по ее настоянию, после корректировки вернули, правда, спустя почти два месяца. За этот период потребителю насчитали 272 гривни долга за газ — исходя из расчета площади домостроения. Хотя как раз в это время в доме никто не проживал! Позже истица доказала это в суде соответствующими справками.

Женщина с таким подсчетом не согласилась и продолжала платить за газ, согласно показаниям счетчика, не зная, что горгаз продолжал считать ее должницей. Более того, у нее образовался новый «долг» — из-за ошибки в компьютере.

- У меня на счетчике значилось 2 186 кубометров, а в компьютер газовая служба внесла показания 3 186, — говорит собеседница.  — В августе 2007 года меня уведомили, что уже… отключили газ за задолженность. Во двор газовщики проникли привычным для них способом: перемахнув через забор в то время, когда никого не было дома.

После перепроверки, на которой настояла владелица дома, газоснабжение вернули. Горгаз признал ошибку компьютера, что было зафиксировано в соответствующем журнале с подписью многострадальной потребительницы. Позже эта запись также была предъявлена суду.

Татьяна надеялась, что на этом ее недоразумения с газовщиками закончились. Она продолжала пользоваться газом, своевременно оплачивая эту услугу. И даже переплатила 61 гривню за период с февраля по январь 2008 года. Ей пересчитали платежи, с учетом… давнего долга в 278 гривен, когда горгаз, пытаясь навязать новый счетчик, на два месяца оставил потребителя вообще без прибора учета. Из-за «долга», который, по мнению горгаза, составлял теперь уже 211 гривен, Татьяну в очередной раз отключили от газоснабжения. Отключение произвели в прежнем стиле: без предупреждения, «шпионским» способом, перед выходными (что незаконно) и в самое холодное время года — 18 января 2008 года.

«Батареи полопались, потолки обрушились, стены и полы деформировались… »

- Меня не было в городе, но соседи рассказали, как работники горгаза по приставной лестнице перелезли через забор во двор и сварочным аппаратом перерезали трубу, подающую газ в дом,- на глазах собеседницы выступают слезы.  — И дело уже не в ошибке компьютера. Это такая система!

Татьяна даже предположила, что, возможно, таким способом, с ней боролись как с непокладистым потребителем. Судя по всему, нашлось немало домовладельцев, которые безропотно подчинились компании по установке новых и далеко не «дармовых» счетчиков, не вдаваясь в изучение вопроса — обоснована такая замена или нет.

Поскольку система тепло- и водоснабжения, установленная в доме собеседницы, напрямую зависит от подачи газа, а хозяйки в момент отключения не было дома, не слитая из труб вода замерзла.

- Чугунные батареи и трубы лопнули, куски от них валялись по всем комнатам, — с горечью вспоминает хозяйка.  — Все емкости, где была вода: котел, унитаз — полопались. Через три дня наступила оттепель, завершившая разруху: около 400 литров воды вытекли из труб. В результате «подвесные» потолки обвалились, стены деформировались, полы вздыбились, всю электропроводку закоротило, и теперь ее полностью нужно менять. Мы с мамой все зиму перебивались, как могли. Благо, нам было где голову преклонить. А если бы некуда было идти или один из нас был лежачим больным?.. Дом и сейчас находится в том же состоянии: проживать в нем невозможно.

Это самоуправство стало последней каплей в чаше терпения домовладелицы. Татьяна обратилась к адвокату и в сельсовет Александро-Калиново (на территории которого находится дом), попросив создать комиссию, которая зафиксировала бы нанесенный ущерб. Местная власть и общественность активно поддержали пострадавшую: в комиссию вошли специалист (смотритель зданий и сооружений), районный и сельский депутаты и соседи, невольно наблюдавшие за атаками горгаза на дом Решетник.

Комиссия составила акт, а независимая компетентная организация дала оценку убыткам, которые были причинены действиями сотрудников горгаза. Материальный ущерб, заявленный в суд, составил 41 тысячу гривен. Свой моральный ущерб Татьяна оценила в три тысячи гривен. Согласитесь, требуемая сумма, при нынешних ценах на восстановительные работы, выглядит скромно.

Акт комиссии был представлен в местный суд, который поддержал требования истицы, но в компенсации морального ущерба ей отказали. В суде объяснили: возмещение морального вреда в спорах с коммунхозом не предусмотрено законом, даже если его сотрудники фактически нанесли человеку душевную травму. Судите сами: члены комиссии и то охали и хватались за сердце, когда видели, во что превратилось жилье Татьяны Решетник. А каково ей самой? Стоит отметить, что никто не остался равнодушным к беде потерпевшей.

- Охотно давала свои свидетельские показания даже моя 92-летняя(!) соседка Надежда Шаповалова, которая видела, как в мое отсутствие газовщики перебирались через забор и отрезали трубу газоснабжения, — вспоминает Татьяна.

«Даже не подозревала, что сужусь с государством — я судилась с безответственными людьми»

Решение местного суда горгаз обжаловал. Однако 29 октября текущего года Апелляционный суд Донецкой области оставил в силе решение местного суда, вынесенное в пользу истицы, а также постановил возобновить газоснабжение дома Решетник. Но подключать газ к дому истицы никто не спешил! Не говоря уж о компенсации нанесенного ущерба. Тогда Татьяна Александровна снова обратилась в прессу.

- Прочитав в местной газете о том, что в городе действует проект «Мониторинг доступа граждан к правосудию при рассмотрении «коммунальных» дел в судах», я пришла в редакцию и рассказала свою историю, — говорит Татьяна Решетник.  — Хотела поведать людям, как нужно отстаивать свои права. Удивительно, но горгаз, который месяц(!) не реагировал на решение суда, вдруг на следующий же день после публикации снова подсоединил мой дом к газоснабжению. Так, наверное, совпало, — лукаво улыбается собеседница.

О получении 41 тысячи гривен истице пока остается только мечтать: в государственной исполнительной службе ее предупредили, что счета ОАО «Донецкоблгаза» уже три года являются «неприкосновенными» (из-за долгов Украины за газ на счета предприятий топливно-энергетического комплекса Верховной Радой наложен мораторий).

Как выяснилось, государственным исполнителям судебных решений в диковинку взыскивать деньги не с владельца жилья, а с поставщика услуги. Тем не менее заместитель начальника Главного управления юстиции в Донецкой области Людмила Фролова сказала, что, как только мора-торий будет снят, исполнители обязаны взыскать эти средства с должника: либо снять их со счета, либо описать имущество на указанную сумму, а вырученные с его продажи на аукционе деньги пойдут на уплату по исковому требованию. Татьяна Решетник понимает, что ожидать денег, без которых ей дом просто не восстановить, придется долго. Но настроена она по-боевому.

- Если решение суда не будет исполняться, то адвокат, к которому я обратилась, снова подаст иск в суд, — твердо заявляет Татьяна Решетник.  — Потребуется, до Европейского суда дойдем! У меня многие спрашивают, не страшно ли мне было судиться с государством? Но я даже и не подозревала, что сужусь с государством — судилась с безответственными людьми.