Події

«от удара машины жену подбросило вверх, а потом 17 метров вместе с велосипедом протянуло по асфальту»

0:00 — 25 грудня 2008 eye 330

Водитель иномарки, сбивший насмерть женщину, мать четверых детей, должен выплатить ее семье по решению суда 80 тысяч гривен. «Я не против, — говорит он.  — Но мне… нечем платить»

К Евгению Яковлеву, проживающему в Каменке-Днепровской, что в Запорожской области, корреспондент «ФАКТОВ» пришел вовремя, пирог с абрикосовым вареньем уже был готов. Чтобы посмотреть на гостя, из комнаты выглянул голубоглазый малыш в пестрой пижаме.

- Это Андрюшка, — сказал улыбаясь Евгений.  — Мой младший. Ему три года.

- А где остальные ребятишки?

- Кристина в школе, она третьеклассница. Миша и Таня в круглосуточном садике. Я их забираю в пятницу на выходные.

- Дети вспоминают маму?

- Раньше очень часто вспоминали. Когда бываем на кладбище, спрашивают, будет ли на памятнике мамина карточка. Особенно тяжело без Светы Андрюшке: стал замкнутым, часто плачет…

«Света лежит на дороге вся в крови. Начинаю прощупывать пульс и чувствую, как он угасает»

Светлана Яковлева, жена Евгения и мама его четверых детей, погибла 3 января этого года в результате дорожно-транспортного происшествия. Ей было 39 лет…

- В тот день мы встали, покушали и часов в 10 собрались погулять, — рассказывает Евгений Яковлев.  — Все как обычно. Оставшиеся после смерти жены полдома в Каменке мы не продали, Света периодически наводила там порядок. Я хотел провести ее, кое-что купить и вернуться домой. Поехали на двух велосипедах по тротуару, я впереди, а Света в нескольких метрах сзади. На перекрестке нужно было переехать на другую сторону улицы. Я съехал с тротуара, посмотрел по сторонам и, не увидев машин, выехал на проезжую часть. Через несколько секунд услышал сзади сильный удар. Оглянулся и увидел, как Свету вместе с велосипедом подбросило метров на пять вверх. Машина ударила в заднее колесо Светиного велосипеда. Жена упала на асфальт, и ее вместе с велосипедом протащило более 17 метров. Я перебежал через дорогу, кричу: «Света, Света!» Жена вся в крови, начинаю прощупывать пульс и чувствую, как он в моих руках угасает. Минут десять не мог прийти в себя. Потом побежал к родителям, до их дома оставалось совсем немного, и вызвал по телефону «скорую».

- Кто находился в машине, сбившей Светлану?

- Через несколько метров после удара машина остановилась на обочине. Из нее вышли двое. Водитель стал звонить по мобильному — вызвал милицию и врачей. Он был в шоке. «Скорые» приехали одна за другой, зафиксировали смерть жены и уехали. ГАИ установило, что сбивший Свету «Ниссан Алмера» мчался со скоростью 130 километров в час, тормозной путь составил 92 метра. На машине друга я провел позже эксперимент: прямой участок дороги от поворота до места столкновения на скорости 60 километров мы ехали 11 секунд. Это значит, что если бы «Ниссан» двигался со скоростью, которую предусматривают правила, водитель успел бы среагировать на велосипедиста.

- Вы говорили с водителем?

- С Сергеем Напалковым? Уже потом. Сам он житель Энергодара. Ко мне домой приезжали его родственники, передали 2 тысячи гривен на похороны. Еще через неделю пришли его родители. Следствие уже началось, и они просили не отправлять их сына в тюрьму. Я назвал сумму 160 тысяч гривен. Рассудил так: государственная помощь на одного малообеспеченного ребенка составляет в месяц 400 гривен, мне нужно, чтобы детям хотя бы до школьного возраста хватило. Родители пообещали подумать и через три дня перезвонить. Через полторы недели звоню им сам, а мне говорят: «У нас таких денег нет». Потом приезжает сам Напалков. «Давай, — говорит, — я буду тебе выплачивать по 600 гривен ежемесячно определенное время». «Какое именно время?» А он: «Сейчас точно я этого сказать не могу». Я на такие условия не пошел. Напалков уехал. Больше мы до суда не виделись.

Начатое в Каменке-Днепровской следствие продолжила и завершила военная прокуратура, поскольку сотрудник СБУ Сергей Напалков являлся военнослужащим. По мнению Яковлева, расследование велось объективно. На заседании военного местного суда Днепропетровского гарнизона, состоявшегося в начале апреля этого года, Евгений Яковлев заявил, что желает денежной компенсации, а не лишения свободы Напалкова. Суд учел его просьбу, чистосердечное раскаяние ответчика в содеянном (превышение дозволенной скорости движения в населенных пунктах), положительные характеристики с места жительства и работы, наличие на иждивении больного ребенка и приговорил Сергея Напалкова к пяти годам лишения свободы (с трехлетним испытательным сроком), а также на три года лишил права управлять транспортным средством. Кроме того, в пользу потерпевшего суд взыскал 80 тысяч гривен морального ущерба (Яковлев требовал 200 тысяч). Военному прокурору, представлявшему обвинение, это решение показалось мягким, и он подал апелляцию. Повторный суд, прошедший 19 июня в Севастополе, оставил решение днепропетровских коллег в силе.

«Реальный материальный ущерб я погасил полностью — 1824 гривни. На погребение дал 3 тысячи»

- Делая Напалкову снисхождение, я надеялся, что и он потом пойдет мне навстречу, — говорит Евгений.  — Не знаю, по какой причине, но за минувшие месяцы я не получил ни копейки. Встретив Сергея, сказал, что выплатишь, мол, деньги, купишь новый велосипед, поставишь памятник, и мы квиты. Он ответил, что денег нет — все ушло на адвоката и судебные издержки. Но у его родителей в Каменке свой микроавтобус, какой-то бизнес. Пусть сыну помогут… В октябре сталкиваемся на улице в Каменке, опять спрашиваю, когда начнет выплаты. Он заявляет: «У тебя есть решение суда? Обращайся к судоисполнителям». А в исполнительной службе Энергодара отвечают, что разослали запросы на его имущество. В начале ноября за свой счет я поехал в Киев, подал заявления в Генпрокуратуру и в администрацию Президента. С просьбой, чтобы мне посодействовали. Пока безрезультатно.

- На что сейчас живете? Государство помогает?

- Оформил пособие, 1300 гривен в месяц государство платит. Немножко помогают Светины родственники из Ровенской области. У меня девять кур, две козы. Летом до трех литров молока в день одна коза давала. Варю борщ, плов, каши. В магазине колбасу покупаю не очень дорогую, иногда окорочка. Сам стираю, у нас есть машинка. Справляемся, хотя тяжело бывает. Местные власти не помогают, летом не смог даже путевку ребенку выбить.

- Если бы Напалков отдал хотя бы часть денег, на что бы вы их потратили?

- На детей! Им одежда нужна, питание. Андрюшку надо лечить, он давно на диспансерном учете у невролога в райбольнице стоит. На ремонт деньги нужны, видите, потолки в трещинах? Хочу ванную комнату к дому пристроить…

31-летний прапорщик Сергей Напалков до трагического столкновения на дороге в Каменке-Днепровской служил в охране энергодарского отдела областного управления СБУ. После возбуждения уголовного дела был отстранен от службы. Вскоре, ссылаясь на то, что должен ухаживать за больным ребенком, написал рапорт об увольнении. Как объяснил бывший начальник прапорщика, претензий к нему по службе не было. Но после суда его бы все равно уволили — таково положение. Сергей стал на учет на бирже труда.

Чтобы встретиться с Напалковым, я приехал в Энергодар. Сергей, сославшись на занятость, вежливо отказался от встречи. Пришлось ограничиться телефонным общением. На вопрос, почему не выполняет решение суда о выплате Яковлеву денежной компенсации, Напалков ответил, что выполняет, насколько может.

- Реальный материальный ущерб я погасил полностью — 1824 гривни. На погребение дал 3 тысячи. Буду продолжать выплаты как только устроюсь на работу. Яковлев запросил 300 тысяч — сразу 120, остальное в рассрочку. Родители сказали: «Таких денег нет, давай поменьше». Я, когда еще работал, тоже предлагал что-то выплатить, все оформить нотариально. Но он не согласился.

Я ведь своей вины не отрицаю — скорость превысил. Но учтите, что и с ее стороны вина была. Пишите, какой я плохой, но не искажайте. (В решении суда сказано: в действиях потерпевшей Яковлевой имелись несоответствия требованиям Правил дорожного движения: пересекая проезжую часть, не убедилась, что это неопасно.  — Авт. )

Встречался с ним не один раз, предлагал помощь. Он постоянно запугивает, разговора не получается. Как-то дал поговорить по телефону с советником председателя Верховного суда Онопенко. Мол, смотри, какой у меня крутой родственник.

«Сергей никогда не говорил, что не будет платить семье погибшей, но мое предложение о работе с хорошим заработком отклонил»

- Зарабатывал Сергей в охране чуть больше тысячи гривен, о других его доходах не знаю, — сообщил коллега Напалкова, пожелавший сохранить анонимность.  — Так что сказать, что у него денег много, я не могу. Сергей никогда не говорил, что не будет платить семье погибшей. Тем не менее мое предложение о работе с хорошей зарплатой отклонил.

- Чтобы выяснить, каким имуществом владеет ответчик, источники его доходов, закон отводит шесть месяцев, — комментирует ситуацию специалист отдела государственной исполнительной службы главного управления юстиции Запорожской области Светлана Соколенко.  — Этот срок еще не прошел. По информации БТИ, никакая недвижимость за должником не числится. По данным ГАИ, на него зарегистрирован только ВАЗ 2101 выпуска 1974 года. На автомобиль наложен арест. По месту жительства Напалкова в Энергодаре выходил наш сотрудник. Оказалось, должник там не проживает, в исполнительном листе перепутали номер дома. Через адресное бюро нашли точный адрес, теперь опишем имущество, наложим арест, продадим и погасим долг. Но если жена, например, предоставит документы, что часть имущества покупала она, то эти предметы в судебном порядке будут исключены из описи. Из денег, которые безработный должник получает на бирже труда, компенсационные вычеты, к слову, не производятся.

- За старенький «жигуленок» 80 тысяч не выручишь. Недвижимости, которую можно продать, у Напалкова нет. На что в таком случае рассчитывать Яковлеву?

- В случае отсутствия у должника заработка или средств для выплаты ущерба исполнительное производство прекращается. Даже с «черных» доходов нельзя ничего удержать, поскольку мы работаем только с официальными источниками — зарплата, пенсия. Но взыскатель имеет право обратиться повторно в исполнительную службу, когда у ответчика появится работа или зарегистрированное имущество.

Через две недели я позвонил в Каменку. Вдруг, думаю, Напалков таки приехал к Яковлеву и все уладил. Должна ж болеть душа у человека…

- Ничего нового, — услышал в трубке печальный голос Евгения.  — Я для них больше не опасен, можно меня забыть. На суде, между прочим, был оглашен документ, что «Ниссан» принадлежал лично Напалкову. Он купил его в автосалоне за 80 тысяч гривен наличными. К моменту аварии прошел автомобиль меньше 10 тысяч километров. На машину наложили арест, но в мае Напалков забрал ее из райотдела милиции. Разве это законно?..