Події

Обычный спичечный коробок убережет купе вагона от воров

0:00 — 26 грудня 2008 eye 1937

По словам сотрудников милиции, в разгар каникул количество краж в пассажирских поездах возрастает вдвое

Лето и зима для каждого из нас — это время долгожданного отпуска. И многие предпочитают проводить его вдали от дома. Мы собираем друзей, планируем поездки, пакуем чемоданы, покупаем билеты на поезда. Но не каждый знает об опасностях, подстерегающих нас в вагонах, а многие не подозревают о том, что в праздники аферисты всех мастей потирают руки в предвкушении большого наплыва «клиентов». По статистике, более половины людей передвигаются по Украине на железнодорожном транспорте, самом лакомом для воров и аферистов.

В течение 20 минут преступники с помощью… щипчиков для ногтей успевают обворовать несколько купе в разных вагонах

«ФАКТЫ» не раз писали о задержаниях вагонных воров. Преступный путь одного из них, 33-летнего жителя Черкасской области, заслуживает внимания. Ранее мужчина работал столяром. Денег на содержание семьи не хватало. О прибыльном воровском деле он узнал от жителей Грузии, арендовавших у него квартиру. Как-то разговорившись с хозяином за бутылкой, жители Кавказа убедили его, что пора заняться более прибыльным ремеслом. «Как видишь, мы процветаем и до сих пор на свободе», — убеждали его. «Учителя» стали брать новичка с собой в дорогу, где постепенно обучали воровскому мастерству и всем приемам поездных краж. Так называемая стажировка проходила в поездах крымского направления. Схема была отработана до мелочей и расписана до секунды. Вся операция занимала не более 20 минут. За один раз грабители могли обворовать несколько купе в разных вагонах. Грабили пассажиров рано утром, когда все еще спали, незадолго до прибытия на ближайшую станцию. Если купе было закрыто изнутри, воры легко открывали его простыми щипчиками для ногтей и забирали все, что представляло собой ценность и можно было продать. Преступники, уже заранее бродя по вагонам, выбирали, кого будут обворовывать. Если человек неожиданно просыпался, использовали подушку, чтобы слегка придушить его, и наносили несколько сильных ударов кулаком по голове. Пока потерпевший приходил в себя, злоумышленники успевали скрыться в плацкартных вагонах, по дороге блокируя все двери. Затем спокойно выходили на ближайшей станции. Именно так на протяжении двух лет работал и бывший столяр. Он садился на станции имени Тараса Шевченко в поезда, следовавшие из столицы в крымском направлении, и «шерстил» вагоны. Свое последнее преступление вор завершить не успел. Благодаря быстрой реакции потерпевшего, поднявшего шум на весь поезд, сотрудники милиции успели перехватить вора еще до того, как он вышел на станции. «Гастролер» рассказал, что награбленное сдавал в ломбард или продавал, золото обменивал на новое и всегда дарил жене, которую мало интересовал источник его доходов.

Предельно осторожными нужно быть, пользуясь автоматическими камерами хранения

Как обезопасить себя от воров или аферистов во время поездок железнодорожным транспортом? Что делать, если вас все-таки ограбили?

По информации милиции, кражи в поездах происходят на протяжении всего года, но особенно активно преступники орудуют в поездах во время праздников, каникул. Зимой преступники чаще всего «работают» в поездах западного направления. А на протяжении всего года более тяжкие преступления совершаются в пригородных электропоездах. Грабежи и налеты в них отличаются от преступлений в поездах дальнего следования особой жестокостью. В основном преступники высматривают жертву среди одиноко сидящих в пустом вагоне людей. Но иногда позволяют себе нападать и в полупустых вагонах. В большинстве случаев воры внезапно нападают за несколько секунд до остановки. Такая схема очень популярна среди грабителей-ромов. Объектами их внимания становятся пассажиры, стоящие в тамбурах вагонов. Высмотрев у предполагаемой жертвы ценные вещи, цыгане-карманники грабят человека и спокойно выходят на станции в тот момент, когда машинист объявляет о закрытии дверей.

По словам милиционеров, очень много карманников на столичном Центральном железнодорожном вокзале. Они работают группами от двух до пяти человек. Предельно осторожным нужно быть и в автоматических камерах хранения. Многие не доверяют рослым дядям в обычной камере хранения. И напрасно. Злоумышленники сводят на дверцах автоматических камер хранения все три цифровые колеса на «0», а буквенное — на «А». Когда человек, положив сумки в камеру, начинает набирать код, мошенник стоит рядом под видом такого же пассажира и, задумчиво роясь в своих вещах, внимательно слушает щелчки кодового колеса. К тому же он внимательно следит за вашими руками, чтобы с точностью определить, с какого именно колесика вы начали набирать свой тайный код. Позже вор незаметно следует за вами, чтобы удостовериться в том, что вы покинули территорию вокзала, и спокойно идет вскрывать ячейку камеры хранения. Экспериментально доказано, что таким способом код можно угадать в 80 случаях из 100.

Среди злоумышленников, посягающих на чужое добро, случаются и проводники

Вагонные воры стараются войти в доверие к своим предполагаемым жертвам — вместе с ними едут как обычные пассажиры, заводят разговоры, наблюдая за собеседниками. Но когда через некоторое время общительный пассажир исчезает, вместе с ним «уходят» и кошельки, мобильные телефоны и драгоценности попутчиков. Однако часто кражи в поездах происходят спонтанно. Их совершают «случайные» воры, которым представился удобный момент, чтобы присвоить чужое. Чаще всего воруют в ночное время суток. Если в милицию сообщить своевременно (на сегодняшний день наряд милиции присутствует практически в каждом пассажирском поезде), шансы задержать непрофессионала весьма велики. Среди таких «одноразовых» воров, по словам оперативников, встречались студенты, пенсионеры, предприниматели и даже… проводники(!), которые покусились на чужое имущество. Последние очень осторожны и действуют, как говорится, наверняка. Однако, по мнению милиции, проводник, если и украдет, то вещи стоимостью не более 700 гривен, — он знает, что уголовная ответственность за предметы, которые стоят до 700 гривен, не предусмотрена.

В купейном вагоне вероятность быть обворованным даже больше, чем в плацкартном. В купе ездят более состоятельные граждане, а преступникам ничего не стоит взломать дверь купе, даже если она дополнительно закрыта на предохранитель. Замки во всех купе одинаковы. Со времен СССР, когда начали собирать такие вагоны, дверные замки ни разу не менялись, потому раздобыть постоянный ключ не составляет труда. Предохранитель же можно взломать с помощью обычной линейки.

Если вам дороги ваши вещи, правоохранители советуют не только поднимать предохранитель на закрытой на замок двери, но и подкладывать под него обычный спичечный коробок. Какие бы усилия ни приложил преступник по ту сторону двери, он не сможет защелкнуть заблокированный спичечным коробком предохранитель.

Не стоит терять бдительность и в отношении попутчиков по купе. Есть еще один вид поездных злоумышленников — клофелинщики. И если случайный попутчик предложит выпить за его счет в честь какого-то придуманного праздника, можно ждать беды. В любой момент, когда вы на мгновение выпустите свою рюмку или стакан из поля зрения, в него могут подсыпать снотворное. Когда же человек засыпает, вор не спеша обчищает его, не тревожась о том, что тот может в любой момент проснуться.

Тем, кто собирается в поездку, милиция советует документы, деньги, драгоценности и мобильные телефоны держать при себе, брать их с собой, выходя из купе, не оставлять на ночь на столиках и не держать все деньги в одном месте. Не доверять незнакомым людям. Мошенники часто маскируются под милых и внимательных попутчиков, готовых помочь, угостить. Не оставлять вещи посторонним людям, даже если до этого вы присматривали за их вещами. На вокзале лучше сдать вещи в камеру хранения. Обязательно обратите внимание на код внутри дверцы ячейки камеры хранения и для профилактики несколько раз прокрутите кодовое колесо. Не пить со случайными попутчиками, особенно если бутылка открыта не при вас. Не поддаваться на провокацию, если вас обвинят в краже денег, которых вы не брали. В таком случае нужно требовать от обвиняющего решать проблему в милиции. Не соглашаться играть в азартные игры с посторонними. Если вы все-таки решились, прекращайте игру, как только почувствуете, что вам начала «идти карта». Никогда не пытайтесь отыграться.

Кроме того, если вам предлагают слишком выгодные сделки (например, при обмене денег) — скорее всего, это обман.

Автор благодарит пресс-службу Управления МВД Украины на железнодорожном транспорте за помощь в подготовке материала.