Завершившаяся на днях международная экспертиза подтвердила, что «Женщина в жемчужном ожерелье» — неизвестный ранее подлинник великого художника
Истории этой немало лет, но наличие в запасниках Днепропетровского художественного музея картины гениального голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна все эти годы не афишировалось, а сам женский портрет ни разу не выставлялся. Сотрудники музея словно оберегали это бесценное полотно от завистливого глаза. Но на днях, в ознаменование 400-летия художника, открыли в одном из залов выставку его работ: двух офортов, ценнейших факсимильных копий рисунков и, конечно, женского портрета.
История появления этой картины обросла за прошедшие сорок лет множеством легенд.
- Работавший тогда главным хранителем Семен Шило рассказал, что в 1962 году приобрел две дощечки с каким-то смутным изображением за бутылку водки, — говорит ведущий научный сотрудник Днепропетровского художественного музея Светлана Бугулова. — Их предложил купить какой-то бродяга, а Семен Иванович заинтересовался картинами, как пособием для начинающих реставраторов.
На досуге он решил отмыть изображение от многолетней пыли и начал с верхнего правого угла. Когда под действием специального состава обнажилась краска и проступили четкие буквы «Rembrandt,1632», хранитель не поверил своим глазам. Продолжать работу дальше он не решился и отвез дощечки в киевскую реставрационную мастерскую, специалисты которой восстановили изображение: из тени выступила женская головка в шляпе, с ниткой жемчуга на шее. Но подлинник это или удачная копия, удалось установить только в конце 80-х годов. Заинтригованный хранящейся в запасниках картиной, которая не значилась ни в одном каталоге работ Рембрандта (насчитывающем 500 живописных полотен), но по манере письма и, главное, подписи, могла принадлежать его кисти, новый хранитель музея Владимир Куличихин повез картину в Москву.
- В Музей изобразительных искусств имени Пушкина я принес ее в обычном портфеле и показал самому опытному в Советском Союзе специалисту по наследию Рембрандта Ксении Егоровой, — вспоминает директор музея Владимир Куличихин. — Исследовали картину долго и тщательно, с использованием самых современных по тем временам методик. Когда же под слоем новой краски, нанесенной реставраторами, эксперты обнаружили применяемый именно великим голландцем состав, сомнения практически отпали. Ксения Егорова на 90 процентов подтвердила, что картина — это неизвестный ранее подлинник Рембрандта. А завершившаяся на днях авторитетная международная экспертиза окончательно установила: «Женщина в жемчужном ожерелье» (именно так официально теперь именуется картина) принадлежит кисти великого голландского художника!
Как же получилось, что об этой картине никто до сих пор не знал? Светлана Бугулова объясняет это просто: в те годы, когда составляли каталог работ Рембрандта, картина могла находиться у одного из частных коллекционеров, которые не любят привлекать внимание к подобным шедеврам. После этого она долгие годы могла валяться где-нибудь на чердаке, под видом простой деревянной дощечки. Кстати, картин, написанных на дереве, у Рембрандта немало — эта основа была характерна для XVII века.
Сегодня Днепропетровский художественный музей единственный в Украине владеет живописным полотном великого мастера. Кстати, музейные фонды могли в свое время пополниться целой коллекцией картин: народному музею села Сурско-Литовское, где родился известный художник Федор Решетников, предлагали принять на хранение имеющиеся у них полотна. Но земляки не захотели расставаться с двадцатью подлинниками, среди которых были и довольно известные. О печальной истории сельского музея «ФАКТЫ» уже писали: в конце августа прошлого года он был ограблен. Четыре натюрморта и три пейзажа Решетникова не найдены и по сей день