Созданная мастером народного творчества Николаем Переясливцем из Котельвы Полтавской области галерея портретов политических лидеров в старинной технике маркетри не имеет аналогов в мире Среди этих знаменитостей можно чувствовать себя непринужденно — без спроса пощупать, скажем, кожаный наряд Русланы — в таком она выступала на Евровидении, потрепать шевелюру Александру Литвину, дотронуться до элегантных рюшек Катерины Ющенко А хозяин этого собрания — 60-летний Николай Переясливец, к моему изумлению, вдруг лизнул портрет Александра Мороза в нос, затем за ухом. — Вот таким будет цвет кожи у спикера после того, как я покрою его лаком, — показывает потемневшие от слюны места. Обычно работы Николая Переясливца — единственного в Украине художника, создающего портреты в технике маркетри (мозаика по дереву) — у мастера не залеживаются. На память о них Николай Демьянович хранит фотографии. Однако сейчас хату известного мастера в райцентре Котельва Полтавской области украшают портреты бывшего президента Польши Александра Квасьневского, певицы Русланы и супруги Президента Украины.
- Как случилось, что портрет Катерины Михайловны — красивой женщины, первой леди страны — оказался невостребованным? — не могу скрыть удивления. — Ведь Виктор Андреевич, насколько я знаю, еще в августе минувшего года, на Сорочинской ярмарке, хотел купить портрет.
- Даже, было, полез в карман за деньгами, но я его остановил, — отвечает Николай Переясливец. — Говорю: не спешите, иначе меня земляки побьют. Я ведь обещал им выставить свои последние работы в День независимости. А потом, мол, можете забрать. Кстати, на днях за портретом должны приехать соратники Президента, чтобы подарить его Катерине Михайловне на Рождество.
- Работа просто изумительная, глаз не оторвать. А портрет Русланы, кажется, сейчас заговорит.
- Выступление Русланы в Турции с «Дикими танцами» мне так понравилось, что я за какой-то месяц на одном дыхании сделал ее портрет. А вот над портретом жены Президента трудился целых три месяца. Сложность этих работ в том, что требовалось подобрать текстуру дерева, которая передала бы особенность одежды, элементы окружающей обстановки. Создавая одежду певицы, я применил несколько разновидностей ореха, а в портрете Катерины Ющенко использовал тигровый глаз.
Николай Демьянович не скрывает своих профессиональных секретов. Наоборот, сожалеет, что некому передать редкое искусство. Сын Виталий школьником еще захаживал в мастерскую отца, но с годами перестал появляться в ней. Сейчас он работает юристом. А внук мастера еще совсем маленький.
- Несколько человек пытались научиться у меня технике маркетри, думали, быстро начнут деньги зарабатывать, — рассказывает Николай Переясливец. — Но больше, чем на день-два их не хватало. Надо быть немножко ненормальным, как я, чтобы заниматься такой сложной работой. Иногда с трудом заставляю себя взяться за очередной портрет. То нет настроения, то — нужных материалов. Но, когда приступаю к работе, забываю и о своих болячках (семь лет назад Николай Переясливец перенес сложнейшую операцию по резекции желудка. — Авт. ), и обо всем на свете. Тогда точно знаю: пока не закончу картину, не умру.
А начинал заслуженный мастер народного творчества Украины с автопортрета. Это было более двадцати лет назад, но Николай Демьянович до сих пор помнит ужас, который испытал, глядя на готовую работу.
- Я тогда не знал, что в зависимости от направления волокна дерево бликует, — улыбается мой собеседник. — И вот, смотрю я на готовый портрет: одна сторона блестит так, что ничего не разобрать, а другая — темная.
Довольно скоро ученик перерос учителя и взялся за более серьезные работы.
- В советские годы особым спросом пользовались портреты Ленина, — вспоминает Николай Демьянович. — Делать их было довольно просто — выкладываешь мозаику по картинке из кубиков или ромбиков, и никаких бликов. Сколько я Лениных сделал, не сосчитать! И ни одного у меня не осталось, все были повешены в кабинетах начальников. Узнав об открывшемся во мне таланте, некоторые из руководителей стали заказывать мне портреты передовиков труда. Самую большую коллекцию я изготовил для сельского музея в Деревках, что недалеко от Котельвы. Там колхозом руководил знатный хлебороб, кавалер ордена Ленина Василий Яковлевич Джирук, который очень ценил своих тружеников и пожелал увековечить лучших из них в деревянных портретах.
Часть этой коллекции находится сейчас у Николая Демьяновича. И хотя портреты выложены уже не кубиками с ромбиками, а «мазками» из шпона, как и те, что мастер делает сегодня, они разительно отличаются от теперешних. Сейчас Переясливец использует итальянские материалы, а тогда основой, на которую впрессовывались картинка, служила ДСП (древесно-стружечная плита). Да и покрывалось изображение не полиэфирным и не матовым лаком, как нынче, а обычным нитролаком, поэтому и выглядели портреты, как вся советская мебель — практически одинаково.
Сейчас в работе у Николая Демьяновича сразу два портрета — председателя Верховной Рады Александра Мороза и руководителя одной из крупных организаций Харькова. Он создает их в гостиной, в которой царит творческий беспорядок. А затем перемещает в мастерскую, где стоят циркулярка с прессом и поддерживается постоянная температура воздуха 22 градуса тепла. Черно-белые портреты, увеличенные с помощью компьютера и выведенные на бумагу, разделены карандашом на маленькие сегментики самых причудливых форм. Они будут заполнены шпоном, вырезанным точно по контурам. Уже выложенные детали скреплены небольшими ленточками скотча.
- Пока не на что смотреть, — предупреждает меня хозяин. — Удался или не удался портрет, можно будет сказать только через пять суток после нанесения лака. Я сам до этого стараюсь не глядеть на картину — страшно. А вот через пять суток начинают проявляться истинные цвета различных пород дерева, скомпонованных в одном портрете. Именно лак «вытягивает» их наверх. Только одни, более рыхлые породы, отдают цвет быстрее, а другие, более плотные, дольше. Лишь тогда становится видно, угадал ли я с оттенками, переходами линий, фактурой материала. Случается, приходится что-то менять. А шпон-то бывает разной толщины, от 0,6 до двух миллиметров, и направление волокон у него разное, и твердость неодинаковая. Вот и начинаешь потихоньку снимать микроскопические стружечки
- Тот, кто работает в технике маркетри, должен зрительно смешивать краски, знать, какая порода и каким образом реагирует на лак, — рассказывает Николай Демьянович. — Часто бывает, несколько дней не могу приступить к работе, потому что не удается сформировать палитру. Ночами не сплю, ворочаюсь. Вот сейчас размышляю, из чего сделать пиджак Александру Морозу. Пиджак должен быть черным и сам политик задуман на темном фоне, чтобы изображение получилось объемным. Сделаю, наверное, из ореха. Он имеет очень много оттенков — от светлого до совершенно черного.
- У вас, смотрю, представлены все фракции парламента, даже сошедшие с политической арены. И, что приятно, здесь они мирно сосуществуют.
- Спрашивайте уж напрямик: работаю ли я в угоду политической коньюктуре? — улыбается мастер. — Политика — дело грязное, в ней принято говорить одно, а делать другое. Но есть люди, которые творят современную историю. Правильно, не правильно — время все расставит по местам. Я же хочу увековечить самых выдающихся людей современности. Изделия, выполненные в технике маркетри, неприхотливы к условиям хранения и очень долговечны. До наших дней сохранились работы французских мастеров еще ХII века. Возможно, кто-то из потомков соберет когда-нибудь хотя бы часть моей уникальной галереи выдающихся современников, и это станет национальным достоянием. Чем черт не шутит!
Мастер создал уже около двухсот портретов. За небольшим исключением, все они изготовлены в единственном экземпляре. Некоторые находятся за границей: портрет принцессы Дианы — в частной коллекции в Лондоне, Тараса Шевченко — в Музее Шевченко в Торонто, Джорджа Буша — в Вашингтоне. Как рассказывает Николай Демьянович, отдел подарков Белого дома принял сувенир, отметив, что ничего подобного у них в коллекции нет. Автора за подарок поблагодарил в письме лично президент США.
Виктор Ющенко и Виктор Янукович — единственные из украинских политиков, над портретами которых заслуженный мастер народного творчества работал дважды. Существует также два портрета Тараса Шевченко в технике маркетри. Один находится в Канаде, а другой висит в загородном доме Президента Украины на почетном месте.
Обычно работы Переясливца покупают однопартийцы и близкие изображенных на портретах людей. Вот только с Юлией Тимошенко вышло несколько иначе — региональные лидеры ее партии не захотели взять портрет, зато один народный депутат из другой фракции купил не торгуясь.
- А Татьяну Засуху мне заказали ее друзья, — объясняет мастер. — Но под заказ я работаю очень редко.
Удовольствие повесить в своем доме портрет, изготовленный Николаем Переясливцем, не из дешевых. Хотя для людей состоятельных заплатить несколько тысяч долларов — сущий пустяк. Но именно они, как ни странно, очень часто забывают рассчитываться с автором. Многие работы мастер просто дарит, за некоторые берет, сколько заплатят. Так что пока назвать себя обеспеченным человеком он не может, а порой приступать к новой работе вынуждает банальное безденежье. Кстати, доводилось слышать от знакомых художников, что они не занимались бы маркетри ни за какие деньги — слишком хлопотно.
- Вам лично какой портрет нравится больше всех? — любопытствую.
- Я обычно обращаю внимание не на целое полотно, а на детали, — отвечает уклончиво Николай Демьянович. — Со временем краски устаиваются и становятся более выразительными Пожалуй, особенно мне удаются прически. Наверное, мог бы стать неплохим парикмахером.