Государство настоятельно рекомендует ввести «кредитные каникулы», предусматривающие реструктуризацию задолженности людей, взявших ранее кредиты, но кредиторы не спешат идти навстречу должникам.
Более того, финансовые компании по выдаче «быстрых кредитов» и коллекторы продолжают практику вымогательства не только непосредственно у должников и их родственников, но и у абсолютно посторонних людей, например соседей. В связи с давлением коллекторов на граждан возникает вопрос, распространяются ли на финкомпании, выдающие так называемые «быстрые кредиты», государственные решения относительно реструктуризации задолженности в связи с эпидемией коронавируса и обязаны ли они выполнять рекомендации государства.
— Стоит напомнить, что 18 марта 2020 года вступил в силу Закон Украины № 533-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)», — сообщил «ФАКТАМ» управляющий партнер адвокатского объединения «Лещенко, Дорошенко и партнеры», кандидат юридических наук Александр Лещенко. - В частности, раздел IV «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О потребительском кредитовании» дополнен пунктом следующего содержания:
«В случае просрочки потребителем в период с 1 марта 2020-го по 30 апреля 2020-го выполнения обязательств по договору о потребительском кредите (в том числе, но не исключительно, просрочки потребителем в период с 1 марта 2020-го по 30 апреля 2020 года выполнения обязательств по уплате платежей) потребитель освобождается от ответственности перед кредитодателем за такое просрочки. В том числе, но не исключительно, потребитель в случае допущения такой просрочки освобождается от обязанностей платить кредитодателю неустойку (штраф, пеню) и другие платежи, уплата которых предусмотрена договором о потребительском кредите за просрочку исполнения (неисполнения, частичное исполнение) потребителем обязательств по такому договору. Запрещается увеличение процентной ставки за пользование кредитом по причинам, иным чем предусмотренные частью четвертой статьи 1056−1 Гражданского кодекса Украины, в случае невыполнения обязательств по договору о потребительском кредите в период с 1 марта 2020-го по 31 мая 2020-го (в том числе, но не исключительно, просрочки потребителем в период с 1 марта 2020-го по 31 мая 2020-го выполнения обязательств по уплате платежей). Нормы этого пункта распространяются в том числе на кредиты, определенные частью второй статьи 3 настоящего Закона».
Таким образом, в вышеуказанный период лица, получившие потребительские кредиты, освобождаются от уплаты именно штрафных санкций и других видов платежей, которые должны уплатить в случае нарушения исполнения обязательств по кредитному договору, — отметил юрист.
Это означает, что кредитор на время карантина не имеет права начислять только штрафные санкции за несвоевременную оплату и сопутствующие платежи. Но от обязательств по выплате тела кредита законодатели граждан не освободили. Людям просто дали возможность погасить задолженность позже, после завершения эпидемии. Правда, и повышать процентные ставки по кредитам на время карантина запрещено. Но стоит уточнить, на какие именно кредиты распространяется действие закона.
— Согласно Закону Украины «О потребительском кредитовании», потребительский кредит — это денежные средства, предоставляемые потребителю (заемщику) на приобретение товаров (работ, услуг) для удовлетворения нужд, не связанных с предпринимательской, независимой профессиональной деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника, — уточнил Александр Лещенко. - Потребителем в понимании этого определения, может быть только физическое лицо.
— Законодательные новшества распространяются только на банки? Или всевозможные финкомпании по «быстрому кредитованию» также обязаны их выполнять?
— Согласно Закону Украины «О потребительском кредитовании», кредитор — это банк или другое финансовое учреждение, которое в соответствии с законом имеет право предоставлять потребительские кредиты, — разъяснил юрист. — Поэтому, если люди получили в таких финансовых учреждениях потребительские кредиты, так называемые «быстрые кредиты», на них распространяются внесенные в Закон Украины «О потребительском кредитовании» изменения относительно освобождения от ответственности перед кредитодателем в случае просрочки потребителем платежей в период с 1 марта по 30 апреля 2020 года. То есть заемщик освобождается от обязанности платить кредитодателю, в том числе и финансовой компании, неустойку, штраф, пеню и другие платежи, уплата которых предусмотрена договором о потребительском кредите за просрочку исполнения потребителем своих обязательств.
— Но кредиторы продолжют терроризировать людей, требуя срочного возврата долга. Коллекторы оказывают психологическое воздействие не только на должника, но и на его родственников, знакомых и даже незнакомых людей, не имеющих абсолютно никакого отношения к этому кредиту!
— Хочу подчеркнуть, что телефонные звонки с требованиями погасить кредит, которые часто сопровождаются угрозами и другими противоправными действиями, являются очевидно незаконными. Процедура взыскания и погашения задолженности по кредитному договору может быть или добровольной, когда человек самостоятельно погашает всю задолженность по кредитному договору, или принудительной, по решению суда. Но угрозы по телефону и шантаж, направленные на должника, его близких и даже на незнакомых ему людей, абсолютно незаконны. В таких случаях должны реагировать правоохранительные органы по соответствующим обращениям граждан, ставших жертвами таких звонков, и привлекать виновных лиц к ответственности, — подытожил Александр Лещенко.
Стоит напомнить, что Национальный банк потребовал от банков своевременно реагировать на экономические проблемы, обусловленные пандемией COVID-19. Для этого регулятор направил банкам письмо с рядом рекомендаций для работы с заемщиками, в частности относительно «кредитных каникул». Также НБУ временно ввел особые правила, согласно которым кредиты, которые обслуживались по состоянию на 1 марта 2020 года и будут реструктуризованы до конца сентября 2020 года, не будут считаться такими, на которые распространяются отдельные признаки дефолта.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»