Події

«от травки тебе станет веселее»,- подбадривал учитель. Но мне конопляный кайф не пошел: разболелась голова, стало тошнить»

0:00 — 23 січня 2007 eye 406

За сбыт наркотиков своим ученикам в Каховке судят педагога

Скандальный слух о том, что милиция прямо со школьного урока забрала учителя химии, которого подозревают в склонении к употреблению наркотиков своих учеников, разнесся по селу моментально, когда задержанного еще не успели доставить в райотдел. «Не представляю его с наручниками на руках»,  — растирает по щеке слезы семиклассница.

Девочку можно понять: Игорь Павлович (имя педагога изменено.  — Авт. ) был любимцем ребятишек — они вместе с ним ходили в походы, засиживались в кабинете химии после уроков, считали молодого учителя лучшим другом.

Больше двух месяцев, пока шло следствие, школьники еще надеялись, что произошла какая-то ошибка и педагога отпустят, но вести из района приходили самые неутешительные, а недавно стало известно, что начался суд.

Все свободное время химик проводил в спортзале и скоро стал кумиром мальчишек

Полчаса езды от Каховки, и вот она, школа. С какой стороны в село не въезжаешь, ее видно отовсюду. И учительский коллектив здесь, говорят, один из лучших в районе.

- К нам? Из газеты? — растерянно откладывает в сторону стопку ученических дневников Галина Николаевна, директор школы.  — Бывшим учителем химии интересуетесь?

Галина Николаевна даже не пытается скрыть, как ее расстроил приезд журналиста.

- А откуда вы узнали? — устало поднимается она из-за стола.  — Мы надеялись, что за пределами округи об этом позорном случае мало кому известно.

Вы не подумайте, что боюсь, как бы публикация не запятнала честь школы. Просто наш химик сам еще, по сути, ребенок — только с институтской скамьи. У человека жизнь и так испорчена, а тут еще газеты масла в огонь подливают.

Справившись с эмоциями, Галина Николаевна все же согласилась рассказать о коллеге, которого обвиняют в грехе отнюдь не шуточном.

- Нам в школу нужен был химик, вот и прислали молодого специалиста, выпускника педагогического университета, — вспоминает директор.  — Игорь приехал по направлению отдела образования. Хотел, чтобы сюда же устроилась и его молоденькая жена Катя, тоже учительница, но ставки биолога у нас не оказалось, ей пришлось отправиться в соседний поселок. Мы новенькому даже пятницу от уроков освободили, чтобы он мог больше времени проводить в семье — на каждые выходные Игорь Павлович уезжал к супруге.

В селе в многоквартирных домах немало брошенных помещений, многие хозяева выехали на заработки. Мы договорились с одними, чтобы наш новенький временно вселился в их трехкомнатную. Игорь приехал вместе с женой и своими родителями, они отремонтировали жилье, побелили-покрасили, мы принесли из школы на новоселье пару стульев, стол. Хотелось помочь — человек приехал на пустое место. «Дом у меня теперь, как картинка, — шутил Игорь. Вскоре туда стали набиваться школьники, в основном мальчишки. По вечерам они пропадали у молодого учителя. Нас это не только не насторожило, наоборот, радовало. Игорь занимался спортом, любил детей, они сразу потянулись к нему. Сам он из учительской семьи, я хорошо знаю его маму, которая всю жизнь проработала в школе. На каких-то сельских вечеринках Игорь, бывало, только пригубит вино, он не курил и вообще очень скромный спокойный человек. В классе умел держать дисциплину, хотя педагогического мастерства поначалу ему не хватало. Однако мы немного помогли парню, и дела у учителя пошли отлично.

Особенно нравилось коллегам, что все свободное от уроков время химик проводит в спортзале, а для мальчишек он вскоре стал кумиром. Шутка ли, трехпудовую гирю по 20 раз выжимал!

- С приходом весны Игорь Павлович перебазировался на спортплощадку, туда повадился и молодой школьный историк, а вместе с ними — почти все наши старшеклассники, — рассказывает Галина Николаевна.  — Родители детей рады, что ребятня под присмотром педагогов. Мы тоже довольны: наконец-то в школе появились настоящие мужчины! Дополнительно попросили Игоря Павловича вести туристический школьный кружок, он стал ходить с детишками в походы. Ничего не предвещало беды.

«Собираясь на школьный вечер, ученики заходили сначала к Игорю Павловичу, чтобы затянуться «косячком»

- Нам стало известно, — рассказал «ФАКТАМ» Олег Дрыга, следователь Каховского районного отдела милиции, — что трое десятиклассников приходят на квартиру, которую снимает их учитель химии, и там вместе с ним употребляют наркотики. Эту информацию проверили, она подтвердилась. Сначала школьники не хотели признаваться — боялись выдать педагога, но факты говорили сами за себя, ведь мы обнаружили в квартире учителя наркотики, а также несколько специальных приспособлений для курения конопли.

Учитель отпираться не стал. Он признался, что впервые попробовал марихуану еще в университете. Дал показания, что сам предложил ученикам покурить вместе с ним. Иногда вдвоем «забивали косячок», иногда втроем. Собирались, например, на школьный вечер, и для настроения курила вся компания. Трое школьников, которые проходят по уголовному делу как свидетели, утверждают: раньше никто из них наркотики не употреблял. Учитель предложил ребятам попробовать «ловить кайф», когда эти трое были в девятом классе, то есть приблизительно год назад. В новом учебном году, вернувшись после летних каникул, опять взялись за старое. Что касается мальчишек, то это дети из хороших, благополучных семей.

Мы почувствовали: школа шокирована тем, что открылось. У учителя химии был очень высокий авторитет и среди коллег, и среди школьников. Никто не верил, что милиция может заинтересоваться Игорем Павловичем, настолько его ценили в коллективе.

… В школе идут уроки. Заглядываю в класс: десятиклассники склонились над тетрадками. На каждой парте лежит учебник химии. Сегодня этот предмет преподает другой учитель. Я ждала перерыва, чтобы поговорить с ребятами, которые стали самыми близкими друзьями Игоря Павловича, а сейчас проходят свидетелями по уголовному делу. Все они учатся сейчас в десятом классе. Впрочем, встретиться с мальчишками мне не разрешили.

- Мы хотим поскорее забыть этот ужас, — объясняет корреспонденту «ФАКТОВ» директор.  — Да и детям лишний раз ни к чему это вспоминать. Впереди судебный процесс, им придется ездить в район, давать показания. Давайте пощадим ребят.

Между тем в школе работает мама одного из провинившихся мальчишек, и она соглашается поговорить с журналистом.

- У меня хороший сын, — говорит женщина, — но все равно возраст такой, что переживаешь: где он, с кем, не курит ли? Поэтому, когда стал больше времени проводить с учителем, я радовалась. Тот постарше, интеллигентный, образованный. Как сын восхищался своим старшим другом! «Мама, сколько Игорь Павлович всего знает, как с ним интересно!» — говорил сын. Сошлись они на той почве, что и до приезда нового химика мой занимался спортом, а потом стал ходить хвостиком за новеньким педагогом-спортсменом. И не только он один, там у них образовался своеобразный мужской клуб. Мы за детей были совершенно спокойны. Иногда сын просил: мама, можно я угощу учителя пирогом? Я никогда не возражала. Да и Игорь Павлович привозил из дома какие-то деликатесы, и все они бежали к нему на чай. Дети его боготворили! И тут вдруг такое! Кто поверит? Когда в школу нагрянула милиция, сын растерялся. Боялся рассказать оперативникам, как они на квартире у учителя пробовали баловаться коноплей, а вечером дома мне начистоту все и выложил.

- Что же конкретно рассказал сын?

- Что учитель проработал у нас год, прежде чем предложить ему попробовать «косячок». Я попросила уточнить, где это было, что он ощутил первый раз. Ребенок объяснил: у химика на квартире. Говорит, ему этот первый опыт совсем не понравился. После нескольких затяжек разболелась голова, тошнило, плохо себя чувствовал. А учитель обещал, что от травки ему станет веселее. «Мне конопляный кайф не пошел», — сказал сын. Чем бы все закончилось, если бы не нагрянула милиция, трудно сказать. Сын очень переживал: обманывать нехорошо, но и выдать Игоря Павловича он не может. Мой сынок и раньше был не ахти какой разговорчивый, а тут совсем замкнулся. Я посоветовала во всем признаться.

Особого зла на учителя и сейчас не держу. Ведь ему самому чуть за двадцать, он еще сам ребенок. Мальчишки строили из себя взрослых, а он, наоборот, впал в детство. Ведь Игорь Павлович не наркоман, понимаете? И ребята — тоже. Они дурачились, думали, что ничего страшного не происходит. Наверное, он не до конца понимал, что уже не просто студент, а учитель. И для него, и для мальчишек это страшный урок. Вряд ли им захочется когда-нибудь еще так баловаться.

- Родители остальных школьников примерно так же относятся к происшедшему, — подытоживает директор школы.  — Никто не требует, чтобы коллегу лишали свободы. А я… У меня смешанное чувство: страшно за детей и жалко Игоря Павловича. Если б вы видели, как он переживает! «Как ты мог?» — спросила я его недавно, когда он был отпущен на подписку и приехал к нам в село забрать свои вещи. Чтобы не делать мне больно, он ответил уклончиво: мол, все не совсем так происходило, как вам представили… Я там один взрослый был, вот и надо отвечать. Может, думаю, в суде обвинения не подтвердятся. Просто не могу поверить, что он предлагал ученикам наркотики. Это не укладывается в голове!

«Пусть хоть десять учителей вместо него пришлют, а такого уже не будет!»

Уезжая из села, обратила внимание на симпатичных девчушек возле местного магазина.

- Уроки уже закончились? — спрашиваю.  — Из какого вы класса?

- Из седьмого, — хором отвечают школьницы.

Мои расспросы об Игоре Павловиче их не удивляют.

- Мы и сами хотели у кого-нибудь узнать, где он, что с ним, — говорят они.  — Игоря Павловича мы очень любим! Классный учитель! Непохожий на других!

- А «классный» — это какой?

- Который тебя понимает, уважает, — отвечают девчонки.  — Мы не верим, будто он мальчишкам мог сказать: «Давайте покурим коноплю». Тут что-то не так! Ребята, скорее всего, подставили его.

- Что вы имеете в виду?

- Игорь Павлович на выходные уезжал домой, а ключ от квартиры, которую снимал, оставлял пацанам. Может, они сами там баловались, а на него потом свалили. И вот, когда милиция на той квартире нашла наркотики и пришлось объясняться, кто их туда принес, они смалодушничали…

Скажите, суд над ним уже начался? А то нам ничего не говорят. Очень хотелось бы поехать, поддержать учителя. Знаете, пусть хоть десять вместо него пришлют, а такого уже не будет!

Мы попрощались, я отошла уже довольно далеко и вдруг услышала, как кто-то меня догоняет.

- Хочу вам еще что-то сказать, — запыхавшись, выпалила симпатичная девчушка, с которой только что беседовали.  — Одного из мальчиков, который сейчас в роли свидетеля будет давать показания в суде, я хорошо знаю. Мы еще за год до приезда в нашу школу Игоря Павловича сидели с ним на скамейке, и этот парень курил коноплю. Я сама видела. Еще и демонстрировал: смотри, какой я крутой! Так зачем же врать, будто именно учитель предлагал наркотики? Может, Игорь Павлович, чтобы их выгородить, все взял на себя? Мне так кажется. Не верю, будто он мог своим ученикам внушать, что от травки делается веселее! И никто в это не верит! Ведь мальчики хвастуны! Где-то ляпнули: мол, вот какими делами вместе с учителем занимаемся! Потом эта новость дошла до участкового. И началось…

- Может, вас это удивит, но у нас село благополучное в этом отношении, — утверждает председатель сельсовета Татьяна Величко.  — Почти две с половиной тысячи людей тут живет, но ни одного наркомана не знаю. Может, они и есть, тихонько сидят по хатам и затягиваются или колются, но я ни одного не знаю. Поэтому школьные события минувшей осени, как гром среди ясного неба. Учитель распространял наркотики! Как в такое поверить? Вот ждем, что решит суд.

- Иногда в школу попадают случайные люди, — вздыхает Виталий Грушко, начальник Каховского районного отдела образования.  — Это наши кадровые просчеты. Ситуация для нас очень болезненная, ведь авторитет учителя страдает. Не секрет, что после священника наибольшим доверием у людей пользуется педагог. Как же после такого будут смотреть на учителей?

- Игорь Павлович проработал учителем почти полтора года, дети успели его полюбить. Сам он из семьи педагогов. Почему вы считаете, что он в школе случайный человек?

- Не знаю, рассказывали вам или нет, но он, проработав недолго на новом месте, пытался добровольно пойти в армию. Только несогласие семьи его остановило. Значит, сам считал, что это не его. Мы со своей стороны пытались создать молодому специалисту самые благоприятные условия: если бы не ЧП, он получил бы квартиру — сельсовет принял решение о выделении учителю жилья.

- А вам он как объяснил то, что произошло?

- Его закрыли на трое суток в изоляторе временного содержания, а сразу после освобождения он пришел ко мне: «Я сам виноват. Подвел вас, школу, это меня мучает». Написал заявление на увольнение. Кто кому коноплю предлагал — он мальчишкам или мальчишки ему, по-моему, неважно. Как единственный взрослый человек в той компании он несет полную ответственность за ситуацию. «Как ты видишь свое будущее?» — поинтересовался я. Игорь Павлович ответил: «Все зависит от решения суда, но в школу в любом случае уже не вернусь». Возможно, он пойдет работать спортинструктором в одно из сельхозпредприятий, ведь почти профессионально занимается гимнастикой, если, конечно, приговор не будет связан с реальным лишением свободы. Ведь ему выдвинуты обвинения по статье 307 Уголовного кодекса Украины (сбыт наркотических средств). В моей практике это первый факт задержания учителя за подобное преступление. Бывало, что увольняли из школы за пьянство. Может, Игорь Павлович и в самом деле себя оговорил? Суд покажет.