КАРАСЬ И ОДАРКА
Страна: Украина
Мануфактура: Киевский ЭКХЗ
Скульптор: Щербина В. И.
Время выпуска: 1960-е
Размер: 13×25 cm
Есть люди, при одном упоминании о которых на душе становится как-то теплее, а губы сами собой растягиваются в улыбке. Именно таким человек как раз и был Николай Фёдорович Яковченко, легендарный украинский актёр, 120-летие которого отмечается сегодня.
В советское время не было, пожалуй, ни одного заядлого театрала или любителя кино, не знавшего этого совершенно удивительного артиста. Яковченко сыграл в 60 фильмах и практически каждое его появление в новой роли вызывало сумасшедший успех у зрителей. Достаточно только вспомнить фильмы, которые и сегодня порой крутят на некоторых телеканалах: «Максим Перепелица», «За двумя зайцами», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Королева бензоколонки», «Захар Беркут», «Меж высоких хлебов» и другие.
В это трудно поверить, но свою первую роль в кино Николай Яковченко сыграл, когда ему было уже 52 года. Это случилось в фильме «Украденное счастье». И с тех пор у актёра киевского театра имени Ивана Франко просто отбоя не было от предложений сниматься в новых картинах. Причём, буквально все режиссёры предлагали ему роли, как правило, комедийные, весёлые, характерные, исполнение которых было неповторимым. И немногие при этом знали о том, что сам он всю жизнь мечтал сыграть Отелло. И даже порой, добряче подвыпив, читал друзьям длинные монологи из пьесы Шекспира. Наизусть!
Ну, а о его этом самом «увлечении» чаркой не говорил только ленивый. Водился за Николаем Федоровичем такой грешок, чего уж там утаивать. Рассказывали, как на съёмках фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» во избежание срыва творческого процесса весь коллектив буквально глаз с Яковченко не спускал. И всё как будто шло нормально. До тех пор, пока за обедом Николай Фёдорович на глазах у всех не выпивал несколько сырых яиц — так сказать, для голоса. И через минут 10 уже был «готов». Позже выяснилось, что водочку в эти яйца Яковченко заливал с помощью… медицинского шприца!
Об этом его пагубном пристрастии, как, впрочем, и о совершенно гениальном чувстве юмора, ходили легенды. Однажды морозной зимой ему так приспичило выпить, что он в одном халате и домашних тапочках выскочил в ближайший магазин за бутылочкой «оковитої». Увидев на улице знаменитого артиста, один из его коллег (одетый по погоде — в зимнюю шапку и шубу) остановил Николая Фёдоровича вопросом: «Как дела? Как творческие планы?» Яковченко, на ходу, стуча от холода зубами, обронил: «Влітку, влітку про це поговоримо…»
Когда ему порой не хватало денег на жизнь, он брал свою старую боевую подругу — гитару и отправлялся на творческие подработки, на концерты. И перед выходом на сцену, мельком заглядывая в зеркало, хлопал себя по физиономии, душевно приговаривая: «Кормилица ты моя…» Точно так же отправлялся он и на операцию по удалению аппендицита, которую ему предстояло сделать в больнице (как оказалось, она была в его жизни последней): «Клоун идёт на манеж…» Каким же всё-таки светлым был этот человек, если даже через много лет вспоминать его хочется только с тёплой улыбкой!
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.