Происшествия

Начальник департамента гаи мвд украины алексей калинский: «для нетрезвых водителей новый закон предусматривает лишение права управления автомобилем»

0:00 — 6 февраля 2007 eye 488

Главный гаишник страны рассказал читателям «ФАКТОВ», что в законопроекте, принятие которого Верховной Радой ожидается в ближайшее время, есть предложения, которые однозначно сделают наши дороги значительно безопаснее. Но открывать секрет, какие именно, пока не стал

В прессе карьеру нового начальника Департамента ГАИ МВД Украины назвали головокружительной, хоть сам Алексей Калинский считает ее самой обычной. «Посудите сами, я 20 лет в ГАИ и за это время дошел от лейтенанта до полковника, от инспектора до начальника департамента!» Зато уж, придя на прямую линию «ФАКТОВ», главный гаишник страны «не плавал», отвечая на вопросы дозвонившихся, — для него белых пятен в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения, похоже, нет. Что, конечно, обнадеживает, потому что беспредел на дорогах самым неожиданным образом отразился и на вопросах наших читателей. Еще пару лет назад и в голову не могло прийти, что автолюбитель может требовать ужесточения наказания за нарушение Правил дорожного движения. Из шквала вопросов почти половина касались необходимости повышения штрафов и более жесткого обращения с пьяными водителями и еще почти столько же — тревожной ситуации, сложившейся с пассажирским транспортом, в частности, с маршрутными такси. Ведь ни для кого не секрет, что они стали источником повышенной опасности и для пассажиров, и для других участников движения. Кстати, Алексей Калинский не только ответил на вопросы, но и заинтриговал: «В законопроекте, который обязательно будет принят Верховной Радой, есть такие предложения, которые однозначно сделают наши дороги значительно безопасней». Однако секрет, какие именно, пока не раскрыл.

«Замечаю все больше ситуаций, когда водители проявляют уважение друг к другу»

- Добрый день, Алексей Алексеевич. Это Александр из Бориспольского района Киевской области. По-моему, нельзя навести порядок, не сформулировав, в чем заключались ошибки решений, которые касались жизнедеятельности ГАИ.

- У нас действительно очень любят принимать сиюминутные и быстрые решения. А потом часто выясняется, что они были непродуманными. Так получилось и с нашей службой, хоть в ее реформировании были и положительные моменты. Например, то, что мы создали специализированное подразделение по оформлению ДТП. В результате этой специализации люди стали работать более профессионально. Кроме того, положительную роль сыграло объединение и выделение в отдельную службу нашей автотехнической инспекции, которая занимается техосмотром транспорта и контролем за его техническим состоянием. Считаю, что в первую очередь наша служба должна быть сориентирована на оказание помощи населению и его обслуживание.

- Не складывается ли у вас впечатление, что вы пришли в страну после изнурительной войны, где за несколько лет военных действий были забыты и практически не соблюдаются правила движения? А на дорогах беспредел, гибнут люди…

- Ощущение все-таки двойственное. Судите сами: легко ли мне, в прошлом работнику ГАИ, видеть такую картину: патрульная машина ГАИ стоит на перекрестке, а на красный свет на «встречку» выезжает машина и едет себе, ни на кого не обращая внимания. При этом наша машина, гаишная, продолжает себе стоять. Такого раньше быть просто не могло, а сейчас — сплошь и рядом.

Но с другой стороны, все больше замечаю ситуаций, когда водители проявляют друг к другу уважение, пропускают и в ответ «моргают», рукой машут, благодаря. Я и сам стараюсь так делать — как же иначе.

- Сами за рулем ездите?

- Пока не стал начальником департамента, ездил, а сейчас приходится только пассажиром — и голова, и руки все время заняты, постоянно звонит телефон.

- Добрый день, это Лохвица Полтавской области, Чередниченко Иван Григорьевич вас беспокоит. Я часто езжу из Пирятина в Киев. И по дороге меня останавливают сотрудники ГАИ — очень вежливые, хорошие люди. Но недавно остановил меня товарищ сержант, а когда я показал ему страховой полис гражданской ответственности, он мне говорит: «Шановний, сховай його подалч». Не нарушает ли ГАИ закон, не проверяя шоферов на наличие таких полисов?

- Действительно, изменения к Правилам дорожного движения предусматривают, что водитель обязан иметь при себе страховой полис. Пока мы не применяем мер административного воздействия к тем, у кого его нет, но контролируем его наличие при регистрации транспортных средств в МРЭО, при проведении техосмотра, при совершении ДТП и при выявлении грубых нарушений правил движения.

- Вас беспокоит водитель с 35-летним стажем, полковник запаса Иван Иванович из Киева. Мне как водителю очень неприятно смотреть на организацию работы ГАИ. Практически ее нет. Работники Госавтоинспекции только фиксируют какие-то нарушения, избирательно наказывая нарушителей. Почему-то на трассе на Кончу-Заспу машины летают на скорости под 200 километров, а нас наказывают за превышение скорости на 5-10 километров. Одними штрафами проблему, впрочем, не решить.

- А как ее решить?

- Как в Белоруссии, где в течение года нарушителей собирали по выходным и рассказывали им правила движения. А после этого перешли к административному наказанию, занося фамилии нарушителей в компьютеры. Теперь там пешеход не пойдет на красный свет, даже если дорога совершенно пустая.

- Спасибо за то, что вы рассказали. Это почти на 99 процентов совпадает с тем, что заложено в новый закон, который вот-вот должен быть принят парламентом.

- Здравствуйте, господин полковник. Это Инесса из Днепропетровска. Скажите, какие меры по новому закону, принятия которого вы так ждете, будут приниматься к пьяным, которые, садясь за руль, становятся опасными для окружающих? У меня недавно брат погиб из-за одного такого…

- Законопроект предусматривает такие меры борьбы с водителями-пьяницами: когда ГАИ останавливает водителя в нетрезвом состоянии, составляет протокол, предусматривающий санкцию суда на лишение нарушителя права управления автомобилем. После получения на руки соответствующего решения суда водитель должен в течение пяти дней сдать свое водительское удостоверение. В противном случае, будучи остановленным сотрудником ГАИ, он не только лишается этого удостоверения на срок, который определит суд, но и заплатит 1700 гривен штрафа — 100 необлагаемых налогом минимумов. При этом новый закон предусматривает введение системы штрафных баллов, в соответствии с которой пьяный водитель получает сразу максимальное их количество.

«В прошлом году из тысячи ходатайств ГАИ на лишение перевозчиков лицензий Минтранс удовлетворил только 200»

- Я уже не первый раз звоню на прямую линию «ФАКТОВ» с начальниками ГАИ с одним вопросом: до каких пор по нашим дорогам будут ездить эти бусики-убийцы? Сердце кровью обливается, когда видишь, что они вытворяют. Кто их покрывает? Я имею в виду маршрутные такси.

- К сожалению, ситуация с маршрутками действительно чрезвычайно сложна. Сколько ДТП с их участием, сколько людей в них погибло — цифры просто страшные. Сейчас мы проводим операцию «Перевозчик». Проверив за неделю более двух тысяч предприятий, имеющих лицензии на пассажирские перевозки, мы выявили, что перевозчики во многих случаях не имеют ни условий для сохранения транспорта, ни механика контроля на выезде, ни медработников, контролирующих состояние здоровья водителей. Машины ездят перегруженными с превышением скорости. Зафиксировано много случаев, когда водители были в нетрезвом состоянии. Но ГАИ может влиять на ситуацию, только направляя ходатайства на лишение лицензий этих перевозчиков, что мы и делаем. Сама же выдача лицензий на перевозки находится в компетенции Министерства транспорта и связи. А Минтранс из тысячи ходатайств, направленных нами в прошлом году, удовлетворил только 23 процента из них, это 200 ходатайств. Если вы помните, в позапрошлом году во Львовской области с моста в речку упал автобус ЛАЗ. В результате погибли девять(!) человек. Все это произошло из-за лысой резины. Так вот, мы четырежды запрещали эксплуатацию этого автобуса, но он все равно выезжал. Тогда мы направили ходатайство на лишение этого перевозчика лицензии. И что вы думаете? Минтранс до сих пор ее не аннулировал, и автобусы этого предприятия на лысой резине по-прежнему разъезжают по горным дорогам. Вот и ответ на ваш вопрос.

- Я работаю в автопарке N 1, на улице Васильковской в Киеве. Скажите, почему работники ГАИ никогда не проверяют, сколько времени работает водитель на маршруте? Нас выгоняют в шесть утра и не пускают в гараж до 11-12 ночи. А ведь уставший водитель — хуже пьяного. Это очень опасно.

- Знаете, я с вами полностью согласен. Кстати, когда-то я работал в вашем автопарке водителем, на 20-м маршруте «Корчеватое — Московская площадь». Так что мы с вами коллеги. А с вашей ситуацией мы разберемся. Хоть такое положение вещей не только в этом парке. Еще хуже обстоят дела с водителями маршруток. Они, работая в таком же режиме, с шести утра до 23-х, ночуют в своем автобусе — чтобы утром начать все сначала.

- Можно задать вопрос Алексею Алексеевичу? Это Лысенко Григорий Иванович из Киева. Ходят слухи, что техосмотр придется проходить каждый год. Это же будет обдираловка для простого человека.

- Почему? Ведь транспортный сбор вы все равно платите за два года, а талон техосмотра стоит семь гривен. Плюс семь гривен за сам техосмотр — итого 15 гривен в год. Законопроект предусматривает, что автомобили возрастом до четырех лет проходят техосмотр раз в два года, а старше четырех — каждый год. К тому же поскольку сейчас оплачивается лишь 7-8 процентов штрафов, начисленных судами за нарушение Правил дорожного движения. Поэтому, предлагая ежегодное прохождение техосмотра, мы рассчитываем еще и на то, что нарушитель при прохождении техосмотра будет вынужден заплатить все набежавшие к этому моменту штрафы.

- Меня зовут Елена Ивановна, я мать учащейся 79-й школы на Печерске. Мы хотим отвезти наших детей на Харьковский массив, в Клуб именинников. Собираемся заказать для этого автобус. Можно ли заказать для него сопровождение ГАИ? Сколько это стоит?

- Детей мы сопровождаем бесплатно. Нужно обратиться с заявкой к начальнику ГАИ Печерского района. Но это нужно сделать предварительно.

- А сколько стоит такое же сопровождение для взрослых?

- Три гривни за километр.

«В том, что сотрудник ГАИ присутствует при эвакуации неправильно припаркованного автомобиля, есть и положительный момент»

- Это Андрей Сергеевич вас беспокоит из Киева, автолюбитель с почти 40-летним стажем. Что нам делать с эвакуаторами? Беда просто. Ведь когда для эвакуации одной машины, которая никому не мешает, прибывают два эвакуатора, перекрывая полосу движения и создавая проблему всем, при этом присутствует сотрудник ГАИ, что дискредитирует, на взгляд общественности, саму службу. Машины поднимают вместе с водителями в салоне, что категорически запрещено, а милиция не вмешивается.

- Ситуации порой действительно складываются просто дикие. Скажем так: это нужное дело превратилось в зарабатывание денег. Хоть, с другой стороны, в том, что сотрудник ГАИ присутствует при эвакуации автомобиля, есть и положительный момент. Мы все-таки составляем протокол за парковку в запрещенном месте, записываем номер машины, и дежурный может сообщить ее хозяину, где она. А то ведь выходит человек — а его авто нет. Инфаркт можно получить. Первая ведь мысль всегда о том, что машину угнали.

- Это Сергей из Полтавы. В последний год участились случаи гибели на дорогах сотрудников Госавтоинспекции. Не связано ли это с недостаточной их подготовкой?

- Вряд ли. Смотрите: ночь, мост Патона. Стоит эвакуатор с включенными маячками — грузит машину. Движение перекрыто, наша патрульная машина стоит с включенной аварийкой. Установлен знак: «Увага! Оформлення ДТП». Конуса отражающие установлены. И тут летит этот… Когда его вытащили из машины, он был такой пьяный, что просто невменяемый. Он вообще не понимал, что с ним случилось, куда он заехал, что наделал-натворил. А наши двое сотрудников погибли, и водитель эвакуатора потом умер в больнице. Действия наших сотрудников при этом были профессиональными, просто в этой ситуации ничего нельзя было сделать. К сожалению, мы не можем, как дорожники, ставить трактор или грузовик, прикрывая оформление ДТП. У нас просто нет такого количества транспорта — ведь в одном только Киеве за сутки происходят около 300 ДТП.

- И еще один вопрос разрешите. Как по-вашему, нужно ли обязать водителей в зимний период ездить только при наличии зимней резины? Нельзя же подвергать опасности и себя, и других участников движения.

- Я себе запишу: может, и надо бы внести это требование к техническому состоянию в закон. Да и Правила дорожного движения нуждаются в обновлении. Их давно следовало бы упростить, избавить от устаревших требований и систематизировать.

- А какой ваш любимый — или последний услышанный  — анекдот о гаишниках?

- Последний расскажу, хоть он уже «с бородой». Стоят на посту два гаишника. Один — старшина, упитанный, вальяжный. А второй — молодой, стажер. Старшина сидит, наблюдает, как стажер учится. Молодой останавливает машину. Дверь авто открылась, из нее высовывается рука с червонцем и тычет его стажеру: «На, собака, отвяжись!» И поехал дальше. Молодой опешил: как так, он страж порядка, в форме, а тут его так обозвали. Подходит он со своей обидой к старшему: «Товарищ старшина, вот негодяи, обозвали меня собакой, червонец тычут!» Старший тоже возмущен: «Давай сюда! Это я — собака, а ты еще щенок!» Анекдоты про гаишников, как и фильмы о сержанте Петренко, популярны, конечно. Но мне все время вспоминается другой герой, из прошлого. Нашим любимым персонажем тогда был дядя Степа.

Прямую линию подготовили

Ирина ДЕСЯТНИКОВА и Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»