РОЖДЕНИЕ ШЕДЕВРА
Страна: Италия
Мануфактура: Capodimonte
Год создания: 1992
Размер: 46×32 cм
Лимитированная серия
«И даже Феб объять не в силах разом
Своим лучом холодный шар земной.
А нам подавно страшен час ночной,
Как таинство, пред коим меркнет разум…»
Эти строки принадлежат человеку, родившемуся ровно 545 лет назад, 6 марта 1475 года, в тосканском городке Капрезе, к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буанорроти, городского советника. Имя младенцу дали достаточно длинное — Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буанорроти Симони. Но все называли мальчика просто Микеланджело.
Поскольку отцовского дохода от небольшого деревенского поместья едва хватало на содержание многодетной семьи, Микеланджело решено было отдать кормилице в приёмную семью, проживавшую в той же деревне. Именно там мальчик научился разминать глину и владеть резцом по камню раньше, чем овладел умением читать и писать. После нескольких лет учёбы во Флоренции юноша не просто получил первые навыки скульпторского мастерства, но и довольно быстро обратил внимание знатоков на свои ранние работы, в которых уже тогда угадывались монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряжённость и драматизм образов, редкое авторское благоговение перед красотой человеческого тела.
Первой заметной его работой стало создание в римском соборе Святого Петра знаменитой скульптурной группы «Оплакивание Христа» (или «Пьета») в 1499 году. Работа была столь значительной и совершенной, что многие стали поговаривать о том, что 24-летнему флорентийцу вряд ли подобное было по силам и автором называли другого скульптора — Кристофоро Солари. Тогда настоящий автор высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буанарроти». Позже он не раз сожалел об этой вспышке гордыни и никогда больше свои работы не подписывал.
Одним из самых выдающихся произведений великого флорентийца принято считать роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане, над которым он работал на протяжении 4 лет. Работа являет собой отдельные фрески, представляющие вместе огромных размеров композицию, созданную на потолке. Проживая в одной из поездок в Рим в старинной ватиканской гостинице, мы с детьми подолгу сидели в Сикстинской капелле, рассматривая творение рук Микеланджело, и поверить не могли в то, что он, создавая это чудо, держал в голове и отдельные фрагменты, и всю картину в целом, не делая никаких предварительных эскизов или зарисовок… Современники вспоминали, что во время работы Микеланджело не пускал в помещение никого, включая Папу Римского.
Также писали, что до 60 лет он практически не общался с женщинами. Только на седьмом десятке он повстречал свою первую любовь и музу. Ей самой тогда уже было за 40, она была вдовой и утешение находила в поэзии. Стихи Микеланджело нравились ей не меньше его знаменитых скульптур и картин.
«…Глупцы пред нею падать ниц вольны.
Завистлива, как вдовая царица,
Она и светляков сгубить не прочь.
Хотя предупреждения сильны,
От солнечного света тень родится
И на закате переходит в ночь…»
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.