О выдающемся советском бегуне — уроженце села Алексино Сумской области, которому 7 февраля исполнилось бы 80 лет, вспоминают его близкие, друзья и соперники по спорту Из досье «ФАКТОВ» Владимир Куц родился 7 февраля 1927 года в селе Алексино Сумской области. Умер 16 августа 1975 года в Москве. Двукратный олимпийский чемпион Игр-56 в Мельбурне (бег на 5 и 10 тысяч метров). Чемпион Европы. Десятикратный чемпион СССР. Восьмикратный рекордсмен мира. В 1956 и 1957 годах был признан лучшим спортсменом мира.
Владимир Куц сделал для легкой атлетики столько, сколько не сделал, наверное, ни один спортсмен. Он первым из советских стайеров выиграл первенство Европы и Олимпийские игры. Поклонники в буквальном смысле слова выносили его со стадиона на руках. Спортивная судьба Куца уникальна, а вот жизнь после завершения карьеры — трагична. Травмы, авария, инсульт, два развода. Смерть 48-летнего Куца так и осталась загадкой
Многие годы одним из самых близких друзей Владимира Куца был киевлянин Александр Уткин. Когда я представилась 80-летнему ветерану отечественной легкой атлетики, Александр Яковлевич сразу спросил:
- Вы, наверное, хотите поговорить со мной о Владимире Куце? У него на днях мог бы быть юбилей. Величайший спортсмен! Вспоминаю друга часто. Э-э-х, мог бы жить и жить Вот какой мне вспомнился интересный факт. Когда Володя выступал, врачи неоднократно просили его написать разрешение на изъятие и исследование его органов после смерти. Мол, изучение феномена организма Куца могло бы принести пользу науке. Но Володя ни в какую: нет, и все! Как-то попросил, чтобы я, в случае чего, проконтролировал это дело. Вот ведь как случилось, пришлось-таки выполнить просьбу друга. После вскрытия врачи сказали мне, что ожидали увидеть «труху». Ведь в последние годы жизни Куц сильно пил, выкуривал по пачке «Беломора» в день. А оказалось, что его организм был в полном порядке. Мог бы жить лет до ста, если бы в ту роковую ночь не задохнулся
Познакомились мы с Володей в 1949-м. Я тогда служил в Ленинграде в учебном отряде подводного плавания имени Кирова, а Куц — на Краснознаменном Балтийском флоте. На зимнем первенстве мы с ним впервые соперничали друг с другом в лыжных гонках. Володя был настоящим самородком, мог бы стать лыжником, а не бегуном. Сам же он родом из села Алексино что на Сумщине, а там каждый пацан умел бегать на лыжах. Володя рассказывал мне, что в детстве смастерил из доски от бочки и из обломка потерянной красноармейцем лыжины полозья, чтобы быстро добираться до школы, находившейся в пяти километрах от дома.
Через год снова встретились — в Таллине, на военном чемпионате по легкой атлетике. Куц уже тренировался серьезно, стал показывать хорошие результаты. В 1952-м выступали вместе на первенстве Военно-Морского флота в Ейске. Там Куц сражался на дистанциях пять и десять тысяч метров со знаменитым спортсменом, чемпионом и рекордсменом СССР Поповым. Володя тогда проиграл, но до последнего круга дышал в затылок именитому сопернику. Вот после этих соревнований на него и обратили внимание и как перспективного бегуна забрали в Москву.
Снова судьба свела меня с Куцем — уже прославленным на весь мир атлетом — во время учебы в Ленинградском дважды орденоносном институте физической культуры имени Лесгафта. В 1958-м мы с Володей поступили на военный факультет. За четыре года учебы очень сдружились. Куцу было уже 30. Это было его первое высшее образование, и он страшно комплексовал, что самый старший среди курсантов. Просил меня садиться с ним на самую дальнюю парту в аудитории. Часто среди урока вытягивал свои отекшие ноги на скамью — не мог долго в одном положении сидеть. Объяснил, что проблемы с ногами (закупорка лимфатических сосудов) начались после Олимпиады в Мельбурне.
В Ленинград Владимир Куц приехал вместе со своей первой женой Раисой. Она первый раз была замужем за полковником КГБ, комендантом Кремля. Когда Раиса ушла от него, тот еще долго судился, пытался вернуть красавицу-жену Так вот, в Ленинграде мы дружили с семьей Куца. После занятий часто ходили друг к другу в гости. Обычно Володя сам готовил. Его любимое блюдо — цыплята табака. Сам покупал цыплят, мариновал, тщательно отбивал их, да так, что потом все съедалось вместе с косточками.
Пили? Бывало. Я-то за месяц до соревнований не брал в рот ни капли спиртного. А Володя позволял себе выпить. Говорил, помогает взбодриться. А уж после ухода из спорта Когда я приезжал к нему в гости в Москву, он сразу шел в магазин, покупал цыплят и три бутылки водки. «Зачем столько, я ведь не пью!» — говорил ему. А Володя: не волнуйся, мол, не пропадет. И действительно, за вечер вся водка уходила
Володя был очень азартным. Мог залпом осушить бутылку водки или на спор выпить 30 сырых яиц подряд. И всегда выигрывал.
- Почему у Куца не сложилась жизнь с первой женой Раисой?
- Володя души не чаял в жене. Он тогда был одним из пяти знаменитых советских спортсменов, которым назначили пожизненную государственную пенсию в 3 тысячи рублей (после реформы 1961 года — 300 рублей). Раиса и ее сын от первого брака ни в чем не знали отказа. Но Раиска хулиганила сильно. Изменяла Куцу направо и налево. Она была журналисткой. Общительная Как-то Володя приехал на их подмосковную дачу, а там полный дом мужиков, в углу — штабеля водки. Второй раз — опять. Вот и развелись А я вот со своей женой справил золотую свадьбу.
Володя с Раисой прожили вместе лет десять. Но мне кажется, что он только ее до конца своей жизни и любил. Второй супруге, тоже Раисе, денег не давал, все относил первой жене и ее сыну. Раиса Тимофеевна работала директором ресторана «Аист» напротив стадиона «Динамо». Володя говорил, что у нее и так денег хватает
Вскоре после развода с первой женой Владимир Куц переехал в Киев, где проработал несколько лет тренером. Один из самых талантливых его учеников был Виктор Кудинский, ставший впоследствии двукратным чемпионом Европы в беге на длинные дистанции.
- Владимир Куц — это легенда, человек кристально чистой души, — рассказывал в интервью «ФАКТАМ» заслуженный мастер спорта СССР Виктор Кудинский. — Познакомился я с ним во время службы в Советской Армии в спортроте. Именно Куц направил меня, как говорится, в беге на выносливость, научил терпению. Да, в спорте он достиг всех возможных вершин. А вот личная жизнь была не так безоблачна, как спортивная. В один из сложных периодов послеспортивной жизни у Куца пропал партбилет. На него написали анонимки, он развелся с первой женой И Петрович сгоряча принял решение переехать в Киев. Жил в однокомнатной квартире своего ученика, многократного призера СССР Степана Байдюка. Тогда у меня еще не было своей квартиры, и я тоже поселился у Степы.
Каждое утро выезжали мы со Степаном в Пущу-Водицу и делали 20-километровые забеги. К 11 часам подъезжал Владимир Петрович и проводил тренировку. Вечерами он с тоской вспоминал свою любимую жену Раю. А как-то я услышал от него такую историю. Его бывшая жена согласилась поговорить с ним и пойти в ресторан. И как-то невзначай сказала, что ей очень хочется приобрести норковую шубу. Владимир Петрович в надежде, что отношения с женой наладятся, продал свою дачу и преподнес Раисе во время ужина в ресторане роскошную шубу. Посидев немного, Рая вышла и исчезла вместе с норковой шубкой навсегда.
Вообще-то, я не встречал в своей жизни более немеркантильного человека, нежели Куц. Меня, помнится, поразил такой факт. Владимир Петрович был награжден Призом Колумба, учрежденным по завещанию американского миллиардера для пяти выдающихся спортсменов мира. Из советских атлетов его, кстати, получили только Куц и Брумель. Приз на малахитовой подставке метровой высоты — точная копия каравеллы Колумба, выполненная из чистого золота с инкрустацией драгоценными камнями: изумрудами, бриллиантами, рубинами. Как-то я попросил Куца показать эту награду. Выяснилось, что Володя раскурочил ее: оторвал каравеллу и продал ее каким-то армянам как лом Ему и в голову не пришло, что это бесценное произведение искусства, и что даже если была нужда в деньгах, приз можно было бы продать за огромные деньги
О щедрости души и бескорыстии великого спортсмена вспоминают все, кто его знал.
- Дядя Володя был очень добрым, хлебосольным, — рассказал «ФАКТАМ» его племянник Александр Сидоренко, до сих пор живущий вместе с семьей в Алексино. — Владимир Петрович и моя мама — двоюродные брат и сестра. Когда Куц приезжал к родителям в Алексино, обязательно обходил всех родичей, всем подарки дарил. Всегда привозил в багажнике своей «Победы» два ящика водки. Раздавал родичам, а сам предпочитал самогон. Дядя Володя очень любил сало, жареную курицу. Баба Галя (его мама) пекла сыну пампушки, пироги. Она очень любила первую невестку, а вот вторую нет. Помню, как дядя Володя привез свою первую супругу на смотрины. Из «Победы» вышла холеная дама, настоящая московская аристократка, в туфлях на шпильках. А вокруг грязь. Дядя подхватил жену на руки да так и нес до самой хаты. Раиса несколько дней сидела в комнате, пока ей не купили в соседнем селе тапочки.
А еще помню такой смешной случай. Как-то дядя Володя приехал в Алексино со своим другом по сборной Петром Болотниковым. Побежали утром на тренировку в лес. Ну как спортсмены бегут — в одних трусах. А в лесу женщины собирали хворост. Как увидели бегунов, вязки побросали и в милицию с криками: «В лесу голые мужики!» Еле их успокоили
Так уж было суждено, что мать дяди Володи намного пережила своего сына: она умер-ла в 92 года. Отец ушел из жизни раньше — ему еще 70-ти не было.
Смерть знаменитого атлета так и осталась загадкой. Ранним утром 16 августа 1975 года 48-летнего Владимира Куца нашли мертвым в его однокомнатной квартире на Флотской улице в Москве.
- В милицейском протоколе было написано: «Ушел из жизни при невыясненных обстоятельствах», — рассказал Александр Уткин. — Случайно или преднамеренно Куц принял смертельную дозу снотворного, мы уже никогда не узнаем. Среди прочих была версия, что он задохнулся во сне. Выпил на ночь коньяка, таблетки. Заснул, уткнувшись в подушку. Что сказать, в последние годы он располнел до 120 килограммов при «боевом» весе в 65
Я провожал друга в последний путь. В катафалке сидел у изголовья гроба. Слева — мать Володи с его первой женой Раисой Андреевной, справа — вторая супруга Раиса Тимофеевна с ее двумя сыновьями. Поминки были в двух местах. Первая жена Рая, все друзья Куца по военной службе собрались у родного брата Володи — Николая Петровича. У второй жены тоже собралось много людей.
Похоронили Куца на Преображенском кладбище. На могиле — мраморная светлая плита и скромная надпись: «Заслуженный мастер спорта Владимир Петрович Куц».