7 июля наступает один самых любимых народных праздников — Ивана Купалы. А по церковному календарю православные и грекокатолики отмечают Рождество Иоанна Крестителя (у католиков выпадает на 24 июня). В традициях этого праздника тесно сплелись христианские и языческие верования.
Рождество честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — таково полное название великого праздника, который православные и грекокатолики отмечают 7 июля. Он был установлен в память об описанных в Евангелие от Луки событиях, связанных с рождением этого одного из самых почитаемых христианских святых.
Надо сказать, что для православия празднование рождества святого — редчайшее явление. Собственно, в православном церковном календаре отмечаются только три события такого рода — Рождество Иисуса Христа, Рождество Богородицы и Рождество Иоанна Крестителя. Кроме того, это еще и один из самых древних праздников — первые упоминания о нем относятся к III веку, а к началу IV он уже был введен в христианский календарь.
Иоанн Предтеча появился на свет на полгода раньше Иисуса Христа. Его родителями были священник Захария из рода Аарона, брата пророка Моисея (представители именно этого рода становились священнослужителями в Иерусалимском храме) и праведной Елисаветы из рода царя Давида, которая приходилась сестрой святой Анне — матери Богородицы (по другим источникам, старшей сестрой святой Анны была мать Елисаветы). Эта благочестивая семейная пара, жившая около города Хеврона, расположенного южнее Иерусалима, была бездетна и очень страдала от «поношений между людьми», которые считали отсутствие детей наказанием Божьим за тяжкие грехи. Страстно хотевшие иметь ребенка и постоянно молившие Бога даровать им чадо, Захария и Елисавета, достигнув преклонного возраста, так и не смогли обзавестись детьми из-за бесплодия Елисаветы. И вот однажды, когда Захария служил в храме, возле жертвенника ему явился архангел Гавриил с невероятным известием о том, что молитвы их были услышаны и скоро у них родится сын, которого надо назвать Иоанном (Благословение Господне). И ребенку этому суждено выполнить особую роль в истории человечества, став предтечей Мессии, ожидавшегося Ветхозаветной Церковью. Помня о своем возрасте и возрасте жены, Захария усомнился в самой возможности такого чуда, за что был наказан немотой.
Как и предсказывал архангел Гавриил, речь вернулась к Захарии на восьмой день после рождения ребенка, когда в его дом пришли священники и родственники, чтобы по закону Моисея совершить над младенцем обряд обрезания. Надо было дать ребенку имя. Гости предложили назвать его в честь отца, но Елисавета настаивала на имени Иоанн, хотя так в их роду никого не звали. Захария же написал на дощечке: «Имя ему — Иоанн», после чего к нему вернулась речь и он смог возблагодарить Господа за его величайший дар.
А через полгода, вскоре после рождения Иисуса Христа, царь Иудейский Ирод послал своих воинов убить всех младенцев в Вифлееме и во всех его пределах (как и было предсказано пророком Иеремией). Узнав об этом, Елисавета, спасая сына, бежала с ним в пустыню, а Захария остался, чтобы продолжить свое служение в храме. В храме его и убили воины Ирода за отказ указать место, где прячут его ребенка. Елисавета пережила мужа ненадолго, и малыш остался один. Он рос, опекаемый ангелами, питался саранчой и диким медом, носил одежду из грубой верблюжьей шерсти, подпоясываясь кожаным поясом.
Когда Иоанну исполнилось 30 лет, он начал свое служение. Призывая людей к покаянию, он крестил их в водах реки Иордан. Принял крещение от Иоанна и Иисус Христос. Пророк всенародно признал в нем долгожданного Мессию, Спасителя рода человеческого.
Кроме Рождества Иоанна Крестителя, существует еще несколько дат, когда Церковь празднует память этого святого: 6 октября — его зачатие, 11 сентября — усекновение главы Иоанна Предтечи, 8 марта — первое и второе обретение главы пророка, 7 июня — третье обретение главы святого, 25 октября — перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину и 20 января — Собор Иоанна Крестителя.
Не менее любим этот святой и в народе. В Украине люди всегда почитали Предтечу, а имя Иван стало одним из самым популярных.
Впрочем, в традициях этого праздника тесно сплелись христианство и языческие верования. Так, в древние времена в народном быту он совпадал с днем летнего солнцеворота и получил название Ивана Купалы (Ивана — по имени Крестителя, а Купалы — по имени одного из языческих божеств). В разных местностях называют его и Купало, Купайло, Купайла, Купайлиця и Іванiв день, а еще Іванец, Іван-травник, Іван-лопушник, Іван-чаклун. (Кстати, в наше время дата летнего солнцеворота уже не совпадает с Рождеством Иоанна Крестителя ни в юлианском, ни в григорианском календарях.)
А если говорить о том, какое именно божество этот самый Купала, то здесь мнения исследователей несколько расходятся. Одни считают, что Купала — бог земных плодов, урожая, благополучия и воды, другие — что это бог земного плодородия, а третьи — что это и не бог вовсе, а богиня, покровительница урожаев язычников-хлеборобов. А есть и те, кто считает, что имя языческого бога — это производное от латинского слова cupido и известный нам Купала — «родственник» античного Купидона.
Так или иначе, но в основе купальских обрядов лежит почитание солнца и воды, а главными стихиями праздника являются символы очищения — вода и огонь.
Традиции праздника
В народе считается, что Иоанн Креститель в свой день рождения освятил воду, выгнав из нее всю нечисть, и потому именно с этого дня лучше всего открывать купальный сезон в реках и озерах. А самую большую пользу принесет купание на заре 7 июля, особенно, если перед ним трижды произнести слова: «Водице-студенице, ти вмиваєш луги, береги, камiння-кремiння. Омий i мої тiло й душу».
Обязательным атрибутом праздника в народе считались костры, которые принято было разводить только трением дерева об дерево. Они символизировали солнце и через них прыгали, чтобы очиститься огнем, быть сильным и здоровым. А уже позже молодежь стала использовать прыжки через костер парами, крепко держась за руки, чтобы определить свое будущее: разойдутся руки во время прыжка — отношения не сложатся.
По поверьям, в купальскую ночь категорически нельзя спать. Надо быть начеку, чтобы не стать жертвой какой-нибудь нечисти, которая в это время становится особо наглой.
Но это еще и волшебная ночь, когда растения и животные получают способность разговаривать между собой, деревья могут переходить с места на место, а целебные травы набирают наибольшую лечебную силу. Поэтому одним из главных моментов праздника как раз и был сбор целебных трав и кореньев. Одни травы нужно было собирать днем, другие — ночью и перед рассветом. Их использовали для лечения самых разных болезней и в качестве защиты от нечистой силы. Например, считалось, что собранные на рассвете и разложенные по углам в доме цветки Ивана-да-Марьи надежно защитят дом от воров. А сорванная утром накануне праздника полынь, которую вместе с другими травами и цветами девушки обязательно вплетали в купальский венок, будет гарантированной защитой от русалок и ведьм. Кстати, иногда сплетенные в этот праздник венки несли домой и раскладывали в огороде «щоб добре росли огiрки та гарбузи».
Но в основном, конечно, девушки использовали венки для того, чтобы узнать свою судьбу. Венок из 12 трав, в который вставлялась зажженная свеча, пускали по течению реки. В какую сторону он поплывет, оттуда и следует ждать жениха. Если плывет ровно и спокойно — жизнь с мужем удастся, если перевернется или зацепится за что-нибудь — в семейной жизни придется тяжело. Если венок прибьет к берегу или он будет крутиться на одном месте, замужеству в ближайшее время не бывать. А если, не дай Бог, венок утонет — хорошего не жди, но если все-таки выплывет, да еще и против течения, все сложится удачно. Очень плохая примета — погасшая свеча.
С праздником Ивана Купалы связано самое известное и самое загадочное старинное украинское поверье о папоротнике, который зацветает огненным цветом только раз в году — в ночь на Иванов день. Сорвать такой цветок невероятно трудно — вся лесная нечисть делает все возможное и невозможное, чтобы не дать людям даже просто найти его. Но если все-таки чудо случится, надо сделать следующее: читая молитвы, расстелить около цветущего папоротника освященную скатерть, освященным ножом обвести вокруг себя круг, окропить освященной водой папоротник и только после этого сорвать цветок. А сорвав, бежать со всех ног, ни в коем случае не оглядываясь. И тот, кто все это проделает и останется жив, получит дар видеть будущее, начнет понимать язык животных и сможет легко отыскать любой клад.
Заканчивается праздник сожжением или утоплением дерева, символизирующего зиму или даже смерть. С древних времен называют такое украшенное лентами и венками дерево (очень часто это просто большая ветка дерева) Мареною или Марою, а иногда и по имени праздника — Купало или Купайлиця, в западных областях Украины оно носит название гiльце. Кроме него, делают еще соломенную куклу, наряженную в женскую одежду — женское подобие Мары. И дерево, и куклу топят в воде или сжигают в костре, а то и хоронят в землю до следующего лета.
И сохранилась до наших времен еще одна старая традиция — на Купалу прямо под деревьями на берегу реки накрывают стол для совместного ужина. И хотя еда обычно бывает постной, ведь Иванов день всегда приходится на Петров пост, никто не уходит с праздника голодным.
В этот день именины отмечают: Иван, Антон, Никита и Яков.
Напомним, Петров пост начинается через неделю после Троицы, а заканчивается всегда 12 июля — в праздник Петра и Павла.