Події

Восьмилетнему «лающему» мальчику ване пономаренко до сих пор снятся сны, в которых собачка приносит ему… Косточку

0:00 — 16 лютого 2007 eye 459

У ребенка, выросшего с дворнягами, давно вдоволь еды, он, хоть и с трудом, освоил чтение и письмо, но по-прежнему иногда может лакать из миски, непроизвольно лаять и подвывать по-собачьи

Ровно четыре года назад «ФАКТЫ» рассказали о судьбе необычного мальчика — Вани Пономаренко, жившего до четырех с половиной лет в селе Селещина Машевского района Полтавской области в неблагополучной семье. Мы назвали его «лающим», так как ребенок не умел разговаривать и откликался лишь на единственную просьбу — показать, как лает собачка. К ужасу медиков и социальных работников, к которым он попал, Ваня имел и другие собачьи повадки. Например, когда ему подавали еду в миске, он макал в нее личико и подпихивал еду в рот ручонкой. Когда его ласкали, показывал, что его нужно… полизать. И даже позже, когда его научили пользоваться туалетом, он поднимал ножку, справляя малую нужду.

«ФАКТЫ» продолжают следить за дальнейшим развитием мальчика. Последний раз мы ездили к нему в Гадячский дошкольный детский дом два года назад. Сейчас Ваня Пономаренко — второклассник Кобелякской специальной общеобразовательной школы-интерната для детей-сирот.

Ваня забыл имя мамы, зато помнит кличку собаки, с которой рос

К тому времени, когда мы виделись в последний раз, Ванюша уже освоил человеческую речь и признался мне, что хочет быть водителем. Поэтому вопрос о подарке передо мной не стоял. Схватив игрушечный легковой автомобиль, мальчик тут же принялся запускать его по классу. Машинка проехала под партой — Ваня под ней прополз. Колеса завизжали — и Ваня завизжал от удовольствия. Обычная детская реакция на подарок. Естественно, его обступили одноклассники и принялись изучать игрушку, испытывая на прочность ее детали. Но вскоре машинка снова оказалась в руках моего давнего знакомого, и он любовно прижал ее к груди. Ничто другое уже не могло привлечь его внимание.

- Это была моя мама. Она скоро заберет меня отсюда, — заявил Ваня ребятам, когда я уехала. Об этом мне сказала школьный психолог Елена Лашко, с которой я созвонилась на следующий день.

Я знаю его маму, Веру Ивановну, а вот Ваня давно уже ее забыл. Не помнит даже, как ее зовут. В отличие от собачонки, с которой рос. Я поразилась, когда услышала его ответ на вопрос учительницы, какие клички дают люди собакам. Дети как раз читали небольшой рассказ о том, как ребенок вылечил своего четвероногого друга, налив ему в миску молока. Так вот, Ваня ответил: «Бимка». Именно так звали его собаку! Эта кличка засела в подсознании ребенка, потому что с ней были связаны эмоциональные переживания в раннем детстве. «А что любят кушать собачки?» — ставит вопрос учительница. «Коточки (косточки.  — Авт. )», — отвечает Ваня Пономаренко практически без раздумий, хотя обычно на правильный ответ его нужно наталкивать.

- Мне снилось, будто собатька принесла мне коточку, — улыбаясь, рассказывал на следующее утро восьмилетний мальчик своим одноклассникам. То ли сон был навеян воспоминанием об уроке, то ли стал следствием тех давних впечатлений, когда собака делила с ним добытую пищу.

- Диагноз «Синдром Маугли» Ивану Пономаренко медики официально не ставят, но в разговоре признают, что он ему частично присущ, — рассказывает психолог школы-интерната Елена Лашко.  — У мальчика до сих пор иногда вырывается лай, он подвывает, когда начинает петь или читать, лакает языком из миски, когда не напомнишь, что нужно взять ложку. Такое случается уже реже, тем не менее этот мотив поведения заложен в подкорке головного мозга ребенка. Избавиться от проявлений так называемых стойких психологических образований очень сложно, практически невозможно. И вылечить это тоже нельзя. Только социальная реабилитация может дать положительные результаты и частично сгладить проявления неестественного для человека поведения.

Первое время малыш жадно набрасывался на пищу и не реагировал ни на что, пока не съедал все до крошки

Напомним, что новый этап в жизни селещинского «Маугли» начался после того, как он заблудился ночью на своей улице и упал в неглубокую яму на обочине. Четырехлетнего умственно малоразвитого мальчика нередко забирала к себе соседка, чтобы он мог посмотреть мультфильмы. Ведь в доме пьющих родителей Вани не было не то что телевизора, но даже света. Однако в тот вечер к соседке нагрянули гости, и она отправила чужого ребенка — одного, ночью — домой. И безмолвное дитя, слабо ориентирующееся в пространстве, в лютый мороз (дело происходило 12 января 2003 года) оказалось на улице.

Вряд ли его кто-нибудь искал бы до утра, и ребенок имел все шансы замерзнуть в яме, в которую свалился. Неизвестно, сколько времени он барахтался в западне, но только детский плач услышали соседи, которые управлялись по хозяйству. Увидев состояние ребенка, люди вызвали «скорую помощь». В районную больницу Ваню доставили с незначительными обморожениями рук и ног. И тут-то обнаружились все «плоды» его воспитания. Медперсонал был в ужасе: такого неприспособленного к цивилизованному образу жизни ребенка им прежде не приходилось видеть. Мальчик — одни кости да кожа — не умел держать в руках ни ложки, ни чашки, не просился в туалет, обожал передвигаться на четвереньках, не мог произнести даже своего имени и… лаял по-собачьи. Казалось, его невозможно было накормить. Он набрасывался на еду с жадностью загнанного звереныша и ни на что не реагировал, не замечал никого вокруг, пока пища не заканчивалась. Домой Ваня уже не вернулся.

- Говорят, мой сын рос в собачьей будке. Неправда! — оправдывалась мама мальчика Вера Ивановна в разговоре со мной.  — А вот то, что он постоянно играл с Бимом, это правда. Бим был лучшим другом Вани. Но однажды его сбила машина прямо на глазах у сына. Для него это было сильнейшим потрясением. С тех пор Ваня перестал выговаривать слово «собачка», а только имитирует ее лай.

- Но ведь он и других слов не произносит, — напомнила я матери ситуацию.

- Еще выговорится! — отмахнулась женщина.

Явное отставание в развитии своего третьего позднего ребенка Вера Ивановна объясняла тем, что во время беременности она плохо питалась, ни разу даже молока не пила, потому что не было денег. Роды были преждевременными, и родила она дома. Правда, женщина не созналась, что заниматься ребенком ей мешал алкоголь. Районный педиатр рассказывала, что горе-мать забывала приходить даже на молочную кухню за приготовленной для малыша едой. И бутылочки с молочными смесями везли в село сами медики. Они же случайно выявили у девятимесячного ребенка перелом ключицы. Сколько раз врачи просили сделать комплексное обследование мальчика — мамаша все пропускала мимо ушей. Веру с мужем неоднократно предупреждали о возможном лишении родительских прав. Однако лишили, когда гром грянул. Теперь специалисты говорят, что упущено много времени. Ведь эмоциональное развитие человека формируется в возрасте от трех до пяти лет. А Ваня в эти годы был брошен, по сути, на произвол судьбы. И только Бимка, видать, о нем заботился.

Мальчик очень чувствительный, совестливый, ласковый и аккуратный

За четыре года, которые Ваня находится в нормальных условиях, у него произошел огромный скачок в умственном развитии. Не знаю, каких усилий стоило педагогам научить его читать и писать, только он, в отличие от некоторых своих одноклассников, освоил грамоту!

- Мальчик в раннем детстве не складывал ни мозаики, ни паззлов, не рисовал и не лепил из пластилина, поэтому у него слабо развита моторика рук, — рассказывает первая учительница Вани Пономаренко Инна Шабалтий.  — Поначалу ручка попросту выпадала из его пальчиков. Сейчас он понемножку выписывается. А раньше не замечал строчек. Начинал писать слово в левом верхнем углу страницы, а заканчивал — в правом нижнем. Более-менее сносно первые слова под диктовку Ваня написал только к концу первого класса.

Несмотря на то что мальчик не выговаривает многие буквы, он читает — монотонно, слова сливаются в одно, тем не менее понять можно. А вот при счете Ваня должен притронуться к себе пальчиком. Одно прикосновение — единица, второе — два, и так далее. Так ему легче представить цифры.

- Иногда он без подсказки не может посчитать, а другой раз даже удивляюсь, как быстро решает пример, — говорит Инна Пантелеевна.

Однажды Ваня сильно напугал свою учительницу. Еще не зная о прошлом ребенка, она пыталась у него что-то выяснить. Мальчик пробовал ей ответить, но ему не хватило слов и он, высунув язык, начал производить лакательные движения. Так делают псы в моменты эмоционального напряжения.

На большинство вопросов мальчик отвечает односложно — «да». С ровесниками он более раскован и разговаривает предложениями. Случается, от переизбытка чувств впадает в ступор и не реагирует на обращения. Но это, говорит психолог, не болезнь, а особенность натуры.

Ваня Пономаренко — настоящая загадка для педагогов и воспитателей. В нем столько взаимоисключающих противоположностей, что этому все удивляются. У мальчика нет агрессии, злости. Он очень чувствительный, совестливый, ласковый, ему присуще чувство стыда. Казалось бы, эти человеческие качества высшего порядка должны отсутствовать у «Маугли», не умеющего высказать своих эмоций словами. А еще Ваня очень аккуратный. Вряд ли у кого-то можно увидеть такой идеальный порядок в тумбочке, как у него. «Если бы такой ребенок родился в нормальной семье, и с ним занимались, он смог бы ходить в обычную школу», — уверена психолог.

На фоне других ребятишек в классе Ваня Пономаренко выглядит неплохо. Согласно тестам, занимает среднюю позицию. Его одноклассник Коля, который вырос под церковной папертью, где его мама просила милостыню, практически не умеет говорить, хотя может писать и считать. Однако мальчонка и без слов выпросит то, что захочет. А при случае залезет в чужую сумку, чтобы потянуть оттуда что-то интересное. Полная противоположность Ване еще один его ровесник, которому ничего не стоит обидеть одноклассника, ударить, сломать чужую игрушку. Мальчик рос в семье, где насилие являлось нормой общения. Эти дети, большинство из которых имеет диагноз олигофрения в стадии дебильности, — всего лишь зеркальное отражение среды, в которую они попали сразу после рождения.

Какое будущее у Вани Пономаренко? На этот вопрос пока нет ответа.

- Чудеса случаются, и наши выпускники поступают в высшие учебные заведения, — рассказывает Елена Лашко.  — Например, в Полтавском педагогическом университете учится на учителя физкультуры наш бывший ученик, который еще в седьмом классе не умел читать. Нам хочется верить, что Ваня тоже одолеет науку, ему удастся окончить профессионально-техническое училище и таки адаптироваться в обществе. Если это не произойдет, придется оформлять его в социальный интернат. Но в отношении Вани я бы не делала пессимистических прогнозов…