Події

«лед даже не трещал — просто исчез из-под ног, и я сразу оказался в воде с головой»

0:00 — 22 лютого 2007 eye 365

Во Львове провалившегося под лед восьмилетнего Васю Шамилова буквально в последний момент вытащили из воды солдаты срочнойслужбы Мирослав Татомир и Владимир Гончаров. Удивительно, но после ледяной «ванны» ни ребенок, ни его спасители не подхватили даже насморк

Трагедия чуть не произошла на водоеме, расположенном рядом со складом горюче-смазочных материалов на территории Львовской учебно-спортивной базы летних видов спорта. Хоть формально это и военный объект, он не режимный — людей, направляющихся заниматься спортом в многочисленные залы базы, пропускают через проходную. Водоем находится на краю комплекса. Он имеет прочное ограждение и окружен многочисленными плакатами: «Купаться строжайше запрещено!». Однако пара открытых подходов к нему все же есть, чтобы в случае пожара можно было беспрепятственно взять воду. Этим и воспользовались двое мальчишек…

«Удивляюсь, как доплыл до ребенка. Еле успел схватить его за ворот куртки… »

- Около пяти часов вечера мы получали на складе, окна которого выходят на водоем, продукты к ужину, — рассказали «ФАКТАМ» солдаты срочной службы 20-летний Мирослав Татомир и 22-летний Владимир Гончаров (оба львовяне).  — И вдруг слышим громкие детские крики: «Помогите! Помогите!». Первое мгновение не обратили на них внимания — думали, что детвора просто дурачится. Но потом сработало предчувствие: мы переглянулись и, не сговариваясь, выскочили из склада, где окна закрашены, на улицу. Видим, что почти на середине озера из полыньи в воде то появляется, то исчезает детская головка в черной спортивной шапочке, а руки ребенка судорожно пытаются зацепиться за край льда. Но его пальцы скользили по гладкой поверхности, края льдины обламывались. Глазенки у пацана от ужаса стали огромными, он отплевывал попадавшую в рот воду, хватал воздух ртом. На берегу растеряно метался и отчаянно звал на помощь друг пострадавшего Саша.

Ситуация действительно была серьезная, ведь глубина водоема достигает 8 метров. Когда мы только начинали служить, командиры не раз проводили с нами строгие инструктажи: там не купаться — очень глубоко, к тому же дно илистое, поэтому затягивает ноги.

- Я послал Сашу, чтобы он сообщил о беде родителям пострадавшего, а одного из солдат отправил за дежурным по нефтебазе, — вспоминает Владимир Гончаров.  — Попытался подползти к мальчишке по льду, но он оказался слишком тонким, и я сразу провалился в воду прямо возле берега. Выбрался, схватил большую доску и попробовал добросить ее до мальчика. Не получилось. В это время прибежал Мирослав с длинным шлангом, и мы бросили конец ребенку. Тот схватился за него, общими усилиями вытянули было мальчонку на лед, но он… опять провалился. У малыша явно не было сил бороться дальше. Экспериментировать с вариантами спасения времени уже не оставалось. Я обвязался шлангом, который страховал зашедший почти по пояс в ледяную воду Мирослав, и бросился в водоем. Плыл медленно, поскольку приходилось палкой и руками ломать лед на пути. Вода была до того холодной, что дух захватывало, глаза буквально вылезли на лоб, окаменевшие мышцы сводила судорога. «По дороге» утонули мои кроссовки, из кармана вывалилась пачка сигарет и плыла прямо перед лицом, что крайне раздражало. Представляете, какие глупые мелочи запомнились в такой момент? Сам удивляюсь, как доплыл до ребенка. К счастью, вовремя: он уже совсем обессилел и начал скрываться под водой. Еле успел схватить его за ворот куртки…

- Хоть я и страховал друга, стоя по пояс в воде, но было как-то неловко: Владимир, рискуя жизнью, спасал малыша, а я стоял на берегу, — признается Мирослав.  — От волнения не обращал внимания на ледяную воду. Увидев, что Вова наконец схватил ребенка, стал тянуть на себя шланг, вытаскивая обоих на берег. Это оказалось нелегко: их одежда намокла и потяжелела. К тому же мои ноги увязали в тине и разъезжались. Откуда только силы взялись их вытянуть?

Уже на берегу мы схватили мальчонку на руки и побежали в расположенное рядом двухэтажное офицерское общежитие. Заскочили к жене одного из офицеров Анастасии Коваль. Она быстро сняла с ребенка мокрую одежду, растерла его и плотно прижала к себе, объяснив: от человеческого тела малыш быстрее согреется. Мы тоже стояли мокрые, синие от холода и тряслись от пережитого. Прибежала мама мальчика, соседки, офицеры. Женщины налили нам по 100 граммов, чтобы согрелись, и отправили переодеваться.

Когда мы вернулись, мальчуган был уже веселый, словно ничего и не случилось. И так бодро и по-взрослому «отрапортовал»: «Спасибо, что меня спасли!» Приехала «скорая», врачи осмотрели ребенка и успокоили волновавшихся взрослых: «Все в порядке».

Удивительно, но после ледяной «ванны» спасители малыша не заработали даже легкий насморк. Признались, что пострадали только от грязной воды, которой пришлось наглотаться, — от нее внутренности скручивало до рвоты. Но через пару дней все прошло.

«Когда я увидел, что ко мне на помощь бегут солдаты, поверил, что уже не утону. Потому что наши солдаты — самые храбрые и сильные!»

- Мама выпустила меня в тот день во двор погулять с другом Сашей, — рассказал «ФАКТАМ» виновник переполоха — ученик второго класса львовской средней школы Ь 44 восьмилетний Василий Шамилов.  — Саша сказал, что знает, где можно покататься по льду, и предложил пойти туда. Ну, я и согласился: уж очень люблю кататься по льду на ногах. Пришли на водоем, несколько раз прокатились. Сначала провалился Саша. Но это было возле берега, поэтому он сразу выбрался из воды, почти не намокнув. Я пошел к нему и сам провалился. Лед даже не трещал — просто исчез из-под ног, и я сразу оказался в воде с головой. Глотнул воды, забил руками и ногами, вынырнул. Вода такая холодная! Испугался, конечно, страшно! А тут еще Саша бегает по берегу и кричит очень громко. Попытался вылезти на лед, а он или обламывается, или локти скользят. Еще больше испугался. Стал кричать: «Помогите!» Но, когда увидел, что ко мне на помощь бегут солдаты, поверил, что уже не утону. Потому что наши солдаты  — самые храбрые и сильные, могут спасти всех! Поэтому, когда меня вытащили, не плакал. Не плакал даже когда приехавшие на «скорой помощи» врачи сделали мне укол. Я когда вырасту, тоже в армию пойду и буду всех спасать.

- Только не подумайте, что ребенок в нашей семье без присмотра! — говорит Моника, мама Василия.  — Мы с мужем хотим дать сыну хорошее образование, к нему почти каждый день приходят репетиторы. Но в тот день я пожалела Василия и разрешила ему ненадолго выйти погулять во двор. Я и предположить не могла, куда он отправится! Столько лет живем в этом районе, но никогда не слышала, что рядом находится водоем.

Маленький Саша, которого солдат послал рассказать о произошедшем родителям, понял все буквально. Вместо того чтобы сообщить о беде мне или мужу, прибежал к… своему отцу. Тот быстро нашел меня. Сначала я запаниковала, но потом взяла себя в руки: схватила теплые вещи сына, сухое белье, полотенца и помчалась на спортивную базу. Туда уже приехали врачи «скорой». Они сделали укол ребенку и заверили меня, что с ним все в порядке. Я так благодарна за спасение сына ребятам и Анастасии Коваль, отогревшей его своим телом! Впрочем, для Василия приключения обошлись не без последствий: он пережил сильнейший шок, не мог после этого успокоиться, вскакивал по ночам…

А на Владимира и Мирослава «свалилась» неожиданная слава: командование дало каждому по пять дней отпуска, глава Львовской облгосадминистрации Петр Олийник передал им именные часы, а министр обороны Анатолий Гриценко вручил ордена «За мужество» III степени. Несколько удивленные этим вниманием, ребята потом смущенно говорили журналистам: «Да не из-за ордена мы мальчика спасали… ».

P. S. Материал подготовлен при содействии пресс-службы Западного оперативного командования Вооруженных сил Украины.