Народная артистка СССР, прима «Ленкома» во время гастролей в столице Украины три дня держала в напряжении киевскую публику
Инна Чурикова — одна из любимейших актрис Марка Захарова. Ее называют непревзойденной примой «Ленкома». Долгие годы спектакли ставились именно на нее. Жена известного российского режиссера Глеба Панфилова (»В огне брода нет», «Начало», «Прошу слова», «Валентина», «Васса», «Мать»), Инна Михайловна снималась в кино в основном в его картинах. Исключение составляли лишь знаменитые телепостановки Захарова. Сериалы Чурикова не выносит на дух, вообще не каждый сценарий сядет читать.
Миниатюрная Инна Чурикова, с завораживающе тихим голосом, три дня держала в напряжении киевскую публику. Фонд Виктора Пинчука, организовавший большие гастроли «Ленкома» в столице, привез одну из самых популярных пьес театра — «Город миллионеров». Времени на прогулки по Киеву у знаменитой актрисы было мало. Но она успела посетить салон и купить украинский национальный костюм
- Инна Михайловна, все только и обсуждают, как потрясающе вы выглядите!
- (Довольный смех. ) Правда?! Очень приятно. На самом деле никакого секрета в этом нет. Я всегда слежу за своим весом и внешним видом. Никаким видом спорта не занимаюсь, не плаваю, делаю лишь посильную зарядку. Предпочитаю не есть лишнего.
- А если сын приглашает вас в свой загородный ресторан?
- Конечно, тут я не могу отказать себе в удовольствии съесть что-то вкусненькое. Что поделать? Но такое бывает редко.
- Сами-то готовите?
- Сейчас уже нет. У меня есть Манана, женщина, которая помогает по хозяйству. Хотя я очень люблю готовить и всегда делала это довольно неплохо. У меня были даже фирменные блюда. Но времени на все не хватает и уж не помню, когда стояла у плиты.
- Вы счастливая женщина!
- В этом плане, наверное, да. К тому же я никогда не слышала упреков от мужа: почему, мол, ты что-то не приготовила. Наоборот. Он мне сочувствует и говорит, что я слишком много работаю. Так получается, что чем старше становлюсь, тем больше работы появляется. Впрочем, сетовать на это грех.
- Говорят, ваш муж Глеб Панфилов «замахнулся» на Александра Островского?
- Это правда. Мы хотим снимать фильм по его пьесе «Без вины виноватые». Конечно, я буду в нем играть. Пьеса потрясающая! Возможно, лишь немного ее переделаем. Глеб всегда с большим уважением относится к автору, его интонации, манере героев разговаривать. Мы не осовремениваем вещи. В общем, я в ожидании большой работы и интересного кино.
- Другая на вашем месте могла бы запросто обиду на кинематограф затаить.
- Это почему?
- Ну, Жанну д'Арк вам так и не дали сыграть.
- Что же обижаться? Такова жизнь. Хотя, конечно, это сейчас я спокойно об этом говорю. А тогда После картины «Начало» Глеб очень хотел снять фильм о Жанне, где бы я сыграла главную роль. Вроде я даже была утверждена, но окончательное разрешение на запуск картины все откладывали. Я мечтала об этой роли четыре года, но так и не дождалась. Фильм не сняли. Конечно, у меня была огромная обида. Сейчас я понимаю, что есть вещи, которые от тебя не зависят, — политический строй, вкусы чиновников. А тогда
- Вы никогда не были близки к высшим кругам власти?
- Нет! Ни я, ни муж. У нас друзья не полезные, а сердечные, поэтому такая история и получилась. Я даже не знаю, как дружить с государственными деятелями, могу им только сочувствовать. Правда-правда. Ведь они не принадлежат себе, я даже не представляю, как они живут!
- Когда вам не давали сниматься, не было желания все бросить к
- Мне никогда не хотелось бросать свою работу, что вы! Мы с Глебом придумали другую историю, снимали картину. Просто я стала понимать, где живу. Ведь ситуации все время повторялись. Когда мы в «Ленкоме» делали спектакль «Три девушки в голубом», принимать его приходили многие начальники. Но не принимали. Это было безумно унизительно. Четыре года! Но это моя страна.
- Правда, что, закончив театральный, вы мечтали играть в Театре сатиры, но вас не взяли?
- Я показывалась там. Помню, играла на английском языке сцену дуэли из «Гамлета» и чеховский рассказ про егеря. Театр сатиры я просто обожала! Вообще, мне казалось, что я комедийная актриса. Меня всегда что-то смешило, я любила шутить. Татьяна Ивановна Пельтцер очень хотела, чтобы я работала в ее театре. Вроде не против был и тогдашний главный режиссер Валентин Плучек, но меня не взяли. Пельтцер, говоря мне об этом, просто развела руками.
- И вас взяли в ТЮЗ.
- Да я вообще никому не нужна была! До ТЮЗа я пробовалась еще в нескольких театрах, но безрезультатно. Помню, когда я вошла первый раз в ТЮЗ, страшно испугалась. Там ТАК кричали дети: «Во-олк, во-олк, не трогай Красную Ша-а-апочку!» Я совершенно не готова была к такому зрителю. Устраиваться в театр мы пришли втроем — мои сокурсники Тамара Дегтярева, Саша Косырев и я. В результате им дали актерские ставки 75 рублей, а меня вызвал директор и сказал: «Так как у нас больше нет актерских ставок, мы берем вас на суфлерскую».
- И сколько это?
- 45 рублей. Даже по тем временам — не деньги. Я поняла, что сейчас решается моя судьба, посмотрела на него и сказала: «Михал Михалыч, извините, но в таком случае я работать в театре не буду». Тихонечко повернулась и пошла к двери. И когда уже взялась за ручку двери, услышала: «Ну ладно-ладно, так уж и быть »
- Красную Шапочку дали играть?
- Куда там! Я начала с бабы-яги, потом играла свинью, затем купчиху с необъятной грудью. На роли красавиц-царевен брали других актрис.
- Лию Ахеджакову? Вы ведь с ней в одно время работали в ТЮЗе.
- Нет, Лиленька играла мальчиков! Причем так замечательно. Никто не мог поверить, что это женщина. Она невероятно талантлива. В очень популярном спектакле «Будьте готовы, Ваше Высочество» Лия тоже была смешным мальчиком. А вот пришла в «Современник» и стала играть совершенно другие роли. Что значит — судьба.
- Вы верите в подобные вещи?
- Все не случайно. История, происходящая со всеми нами, давно написана. Просто мы ее еще не прочли. Конечно, и от тебя зависят какие-то вещи, нужно лишь прислушиваться к своему сердцу.
- Ваше знакомство с Панфиловым тоже судьба?
- Хочу в это верить. Глеб рассказывал, что первый раз увидел меня по телевидению. Шла какая-то передача, где я играла девочку. Совершенно случайная, по-моему, неинтересная постановка. Но Глеб меня запомнил и стал искать. В то время он готовился к съемкам картины «В огне брода нет». И, кстати, первой, кому предложили этот сценарий, была Тома Дегтярева, с которой я пришла в ТЮЗ. Потом какими-то окольными путями он попал ко мне, и я пошла на встречу с режиссером.
- Панфилов вам сразу приглянулся?
- Поначалу нет. Я подумала, что он выглядит слишком взрослым. Мне сказали, что это молодой режиссер — Глебу тогда было 32 года. Но когда я его увидела, подумала: «Боже, да он же в возрасте!» Представляете? Я была моложе его на девять лет. Мужчины за тридцать мне казались стариками. Но это ощущение молодости быстро проходит. Глеб долго ко мне присматривался, не сразу проявил свои чувства. Но я была сражена им после первых репетиций. И так продолжается уже тридцать лет!
- На пресс-конференции вы так и не признались, с кем из актеров — Арменом Джигарханяном, Николаем Караченцовым, Геннадием Хазановым — вам комфортнее работалось в паре.
- Знаете, говорить об этом немного бестактно, потому как я ни о ком другом не думала, работая с каждым из этих людей над пьесой «Город миллионеров». Армен Борисович уникальный актер, просто фантастический! Мне иногда казалось, что, когда с ним рядом говорит партнер, он перестает дышать. А уж о том, чтобы кашлянуть, и речи нет!
- Большая редкость в актерской среде
- Очень! Для Армена Борисовича было важно, ЧТО я говорю, думаю, чувствую. Даже не знаю, кто ему преподнес эти качества. Коля Караченцов — мой любимый человек. У него своя энергия. У Гены совершенно другая история. И спектакли все разные.
- Как чувствует себя Николай
Караченцов?
- Я общаюсь с Колей, но, увы, не очень часто. Прихожу к нему и Людочке домой. Коля долго возвращается. Но видно, что он этого страстно желает и делает все возможное. Дай Бог Ведь история с его болезнью совершенно невероятная. Коля такой энергии, силы и мощи человек! У него ведь здоровье 40-летнего мужчины, он всегда активно занимался спортом. Думаю, это ему и помогло выкарабкаться.
- Ваш сын Ваня никогда не хотел стать актером?
- Как-то он прошел мимо этого. Однажды сказал нам с отцом очень твердо: «Я никогда не буду актером». Видимо, наша жизнь произвела на него сильное впечатление. Хотя мне кажется, что Ваня — творческий человек и еще передумает. Мне бы этого очень хотелось. Да и характер у Вани очень эмоциональный.
- От вас достался?
- Внешне сын похож на папу. Да и характером, по-моему, тоже. Хотя какие-то черты и от меня достались. Упрямство, наверное. Не дождусь, когда он меня бабушкой сделает. Это моя самая заветная мечта!
- Да у вас же времени не будет хватать на внуков!
- Вот и Ваня мне так говорит. Но пусть они появятся — я время найду.
- У меня такое впечатление, что вы просто физически не можете повысить голос.
- Иногда бывает, но неожиданно даже для самой себя. Это случается, когда я пытаюсь отстоять собственное мнение. Вдруг: р-р-аз! И я преображаюсь. Откуда силы берутся? А потом становится как-то не по себе. Начинаю анализировать, думать, чего я вспылила. Испытываю чувство неловкости. Не умею долго обижаться. Забываю, что сделали мне во вред.
- Не самое плохое качество.
- По крайней мере, мне так спокойнее. Хотя пару раз бывало, когда я расставалась с человеком. Просто понимала, что в наших отношениях все исчерпано.
- Вы любите подарки?
- Люблю. Правда, больше дарить, чем получать.
- А как же не позаботиться о себе, любимой?
- Случается и такое. Если мне очень понравится какая-то вещь, я обязательно должна ее купить, иначе буду потом жалеть. Помню, несколько лет назад была во Львове на рынке. Одна бабушка продавала вышитое бисером платье. Красоты неописуемой! Я стояла-стояла. Но оно казалось слишком тяжелым, и я не купила. До сих пор жалею! Зато в Киеве я уже приобрела вышитую гладью рубашку. С потрясающими розочками! Теперь хочу юбочку с запахом купить. Как они у вас называются?
- Плахты. А в народе эту юбку называют «когда мужчине некогда»
- Правда? Они такие скорые? Очень интересно! Надо обязательно купить. Ведь не обязательно ее на голое тело надевать, можно на брючки. Для меня главное, чтобы вещь была с какой-то ручной работой.
- У вас, смотрю, и сумочка от Кавалли бисером вышита.
- Это моя любимая. Очень удобная и нарядная. На все случаи жизни.
- Сами-то рукодельничаете?
- Умею вязать, но давно этим не занималась. Некогда. А когда снимали картину «Начало», я даже сама связала себе шлем. В финале есть момент, когда я перехожу улицу на фоне афиши «Жанны д'Арк». Вот как раз там я была в своем шлеме.
- Потрясающий фильм!
- Один из моих самых любимых. Это уже что-то родное, от чего не уйти. У меня есть картины, места, города, с которыми связаны приятные воспоминания. Люблю Киев. Мне он кажется очень уютным городом. У нас в Москве нет таких тихих улочек в самом центре, негде прогуляться. Даже Арбат стал неуютным. Просто место для показа гостям города. Поэтому в Москве я в основном передвигаюсь на машине.
- Сами за рулем?
- Нет, с водителем. Хотя права у меня есть. Сдала на них с третьей попытки. В первый раз поехала назад вместо того, чтобы двигаться вперед. Второй — тоже что-то перепутала, а третий экзамен пришелся на гололед. Я поехала с гаишником, и на ледяной поверхности меня закрутило. Помню, страшно перепугалась. Экзаменатор кричит: «Вы не умеете вести машину!» Сел за руль, и нас еще больше раскрутило! Я тогда тихонечко переключилась на первую передачу и вырулила! Даже не знаю, как это произошло, но права мне дали. Потом я попробовала ездить с водителем, и мне так понравилось, что я подумала: лучше сидеть рядом. Пока стоишь в пробке, можно роль почитать или подумать о чем-то своем.
- На метро, наверное, быстрее.
- Уже не помню, когда там была последний раз. Хотя раньше, конечно, так и передвигалась — метро да троллейбусы. Но сейчас меня пугает огромное количество народа, да и с пересадками замучаешься.
- А если еще автографы раздавать
- Это точно. Нет, в метро уже ездить не буду.