Події

«чтобы птица хорошо спела на конкурсе, ее заранее нужно приучить к… Стрессам»

0:00 — 2 березня 2007 eye 3608

Бывший таксист, а ныне школьный сторож из Полтавы Александр Марченко профессионально обучает кенаров благородному пению Год назад проведению международного конкурса на лучшее пение кенаров благородных напевов, который традиционно проходит в Киеве, помешал птичий грипп. И желтенькому кенару без имени, подготовленному к состязанию полтавчанином Александром Марченко, довелось спеть свою песню для жюри только сейчас. Жюри назвало его голос одним из лучших среди двадцати с лишним участников и вручило хозяину большую серебряную медаль. Еще две подопечные птички Александра Дмитриевича принесли ему бронзовые награды. А он уже приступил к подготовке певцов на следующий конкурс. Обучение начинается, когда птенцам исполняется всего два дня от роду, а иные даже не проклюнулись из яичек, но уже слушают чарующие переливы, которые должны будут воспроизвести. Хотя сколько из них станут «звездами», никто сейчас сказать не может. Нынешнего победителя Александр Марченко ждал целых десять лет.

«Не дай Бог, во время урока зазвенит телефон или будильник — кенар тут же «вплетет» этот звук в свою песню»

Такого количества кенаров и канареек в Полтаве точно никто не держит. Александр Дмитриевич сам не знает им счета. То ли пятьдесят, то ли шестьдесят штук, большинство из которых самки. Когда птичье хозяйство разрослось, хозяин вынужден был пристраивать к дому специальную комнату, где и обитают теперь пересмешники. Именно так называют кенаров, потому что они повторяют все звуки, которые слышат в первые восемь месяцев своей жизни.

- Не дай Бог, во время обучения зазвенит телефон или будильник, птица тут же «вплетет» это в свою песню, и от фальши ее уже не избавишь, — рассказывает

58-летний Александр Марченко, проработавший десятки лет таксистом, а ныне «переквалифицировавшийся» в школьного сторожа.  — Раньше кенаров учили петь по записям на магнитной ленте. Зачастую они были некачественными, в некоторых местах склеенными, и птички тут же подхватывали характерное «цик». Сейчас, к счастью, есть диски. Хотя считается, что лучшие учителя кенаров — хорошие певчие птицы.

Александр Дмитриевич включает установленные в птичнике колонки, и он наполняется приятными для слуха трелями различных пернатых — кулика, синицы весенней, овсянки, дубровника, юлы… Это так называемые колена, которые кенары должны выучить. А между ними вдруг появляется звук хрустальных бокалов — динь-дон.

- Еще в начале прошлого века в песнях кенаров овсяночного напева, которых я развожу, использовался этот прием. Звук очень мелодичный и его воспроизведение высоко ценится специалистами, — объясняет собеседник.  — Позже он исчез из «репертуара» обученных птиц, а мы с моим педагогом Николаем Николаевичем Новицким, заслуженным канароводом Украины из Черкасс, хотим возродить его. Затем собираемся включить в песни своих птичек более сложный звук — динь-динь-дон.

- Думаю, серебряному голосу, одному из победителей конкурса, это будет не сложно…

- Ошибаетесь. Кенар в своей жизни заучивает только одну песню. Иное дело, что в ходе многократного исполнения он ее может упрощать. Так бывает, когда человек покупает подготовленную птицу, выставляет у себя в комнате и наслаждается ее пением с утра до ночи. Глядишь, через две-три недели от ее песни из четырнадцати колен остается всего лишь половина, самые легкие. Это потому, что не соблюдается режим содержания кенара. А для сохранения его вокальных данных нужен покой, поэтому лучше всего ставить клетку в шкаф и на определенное время ее закрывать.

- Вы все время говорите о кенарах. Они более способные ученики, чем самки?

- А самки вообще не поют, за исключением тихих и непродолжительных песен перед спариванием. Хотя именно они передают птенцам способность к пению. Поэтому очень важно вести родословную птиц.

Именно по песне канарейка выбирает себе самца для спаривания

Бесталанных кенаров и плохих мам-канареек Александр Дмитриевич раздает и продает. Зато с подающими надежды работает очень тщательно. В месячном возрасте, когда у птенцов начинает пробиваться голос, разделяет «мальчиков» и «девочек». Если кто-то из подрастающего поколения начинает фальшивить (в песне появляются сорочьи выкрики, воробьиное «цив-цив», соловьиные трещотки), его тут же убирают от остальных. Но лучше всего изолировать кенара с чистым голосом, чтобы он не наследовал фальшивых звуков. Именно по песне самца самка выбирает себе партнера в период спаривания.

- Бывает, не угадаю с подсадкой, и птицы три недели бьются между собой, не находя согласия, — делится наблюдениями Александр Марченко.  — А заменишь кенара, и, гляди, на второй день пара уже начинает вить гнездо. Но не все самки-канарейки бывают хорошими мамами. Случается, не кормят детенышей, чем обрекают их на голодную смерть.

- А существует ли способ улучшить голосовые данные птиц?

- Я, например, постоянно подкармливаю их медом — он хорошо влияет на голосовые связки, — раскрывает свои секреты канаровод.  — Но чтобы птица пела, она должна быть, прежде всего, здоровой. Поэтому многое зависит от ухода, питания.

- Представляю, сколько нужно корма для такой птицефермы!

- Я закупаю мешками семена проса, льна, рапса, канареечное семя, овсянку, хотя каждой птичке в день нужно не больше чайной ложечки корма. Обязательно подкармливаю круто сваренными яйцами, но не чаще, чем дважды в неделю, потому что от этого птицы жиреют. Даю натертые яблоки, измельченную капусту, летом — одуванчики, другую зелень. И обязательно устраиваю своим пернатым банные дни в специальных ванночках. Они очень любят купаться, без этого начинают болеть.

- Да, дорогое и хлопотное у вас хобби. Семья-то хоть помогает?

- Любит мой Шурик птичек. Ну что с ним сделаешь? — смеется мама Александра Дмитриевича, 80-летняя Римма Алексеевна.  — Здесь, на Кобыщанах (старый район частных застроек в Полтаве.  — Авт. ), мы живем давно, и почти в каждом дворе были голуби. Саша еще ходить не умел, но уже ползал в соседние дворы к голубям. Бывало, камушки прилипнут к коленками, он их отряхивает, и ползет дальше. Потом снегирей, синичек, щеглов, чижиков ловил. А в восьмом классе отец подарил ему кенара, и с тех пор он не разлучается с этими птицами, которые рождаются и умирают в клетках.

- Жена помогает кольцевать птенчиков, это очень важно для качеств породы, чтобы не произошло в дальнейшем смешивания родственной крови, — отмечает Александр Дмитриевич.  — На ней в основном и уборка клеток. Надеюсь, внук, которому сейчас четыре с половиной годика, разделит мое увлечение. Сыну, увы, оно не передалось, он предпочитает охоту.

«Хочу обучить птичку бубенцовой россыпи»

- Одного не пойму, Александр Дмитриевич, как же можно заставить такую маленькую птичку петь на заказ, перед членами жюри?

- О, это, пожалуй, самое сложное. На прослушивание конкурсной песни отводится десять минут. Бывает, за это время кенар не проронит ни звука — то зерно клюет, то в водичке плещется. Но как только его уносят, начинает петь. Так сказывается на птичке стресс. Я, например, перед конкурсом своим «солистам» много петь не даю. Обязательно приучаю их к стрессам — переношу из комнаты в комнату, иногда даже вожу в троллейбусе. Для поездок на длительные расстояния у меня есть утепленный ящик.

- А какие требования предъявляют специалисты к песне кенара?

- Важно, чтобы птица правильно чередовала колена и гармонично их сочетала с мягкими, плавными переходами. В песне должна быть запевка  — звонкая россыпь высокого регистра. Причем, россыпей существует множество: обыкновенная, серебристая, кузнечковая, бубенцовая. Вот сейчас я хочу обучить одну из птичек бубенцовой россыпи. Это похоже на звук едущей тройки с бубенцами: сначала слышно вдали, потом все ближе, ближе, а затем звук удаляется и стихает. В песне кенара обязательно должен быть так называемый тройник, то есть три приблизительно равные по продолжительности, не слишком короткие трели, причем средняя — с более высоким или низким регистром.

Александр Марченко поражен уровнем подготовки к конкурсу птиц своего учителя черкасчанина Николая Новицкого. А еще восхищается слепым канароводом-одесситом, который успешно занимается обучением пересмешников на ощупь. Сам же Александр Дмитриевич тоже не новичок на подобных конкурсах. Первые награды — большое и малое «серебро» — он привез домой еще двенадцать лет назад из Москвы. Жаль только, сетует Марченко, что в Полтаве некому передать свое мастерство.