рассказывает популярный детский писатель, один из создателей самого известного советского мультсериала Александр Курляндский. После долгого перерыва на экраны вышли две новые серии фильма
С Александром Ефимовичем Курляндским мы встретились на Международном детском литературном фестивале «Ветер перемен», проходившем недавно в Международном детском центре «Артек». Писатель, придумавший сериал о Волке и Зайце и не менее любимые детворой и взрослыми мультики «Великолепный Гоша» и «Блудный попугай», был членом жюри, которое определяло победителей фестиваля в номинациях «Лучшая книга», «Лучшее периодическое издание для детей», «Лучшая иллюстрация» и «Лучшая аудиокнига».
Первый выпуск мультсериала «Ну, погоди!», режиссером которого был Вячеслав Котеночкин, а сценаристами — Аркадий Хайт и Александр Курляндский, появился на советских телеэкранах в 1968 году. За это время к мультфильму, имевшему бешеный успех, прочно присоединился эпитет «народный».
- Тогда мы и не думали о сериале, решив снять только один фильм, — рассказывает Александр Курляндский. — Сериал был продолжен именно по настойчивым просьбам зрителей, причем как детей, так и взрослых. Когда после 1973 года режиссер Вячеслав Котеночкин объявил о завершении четвертой, последней, серии, «Союзмультфильм» завалили мешками писем с просьбами и вариантами продолжения. Иногда на конвертах просто стояло: «Москва, «Ну, погоди!» или «Москва, Котеночкину». В письмах дети уговаривали мультипликатора продолжить работу над сериалом. Одна пятилетняя девочка написала письмо, в котором попросила снимать «Ну, погоди!» до самой ее смерти.
Сериал был построен на шлягерах, которые подбирал сам Котеночкин. Композитор Геннадий Гладков написал песню о Снегурочке и Деде Морозе. Для нескольких серий песни написали Зацепин и Мигуля.
После смерти Анатолия Папанова, когда было снято уже 16 серий, режиссер совсем было решил закончить работу над сериалом. Жизнь персонажа после смерти актера казалась ему совершенно невозможной.
17-я и 18-я серии появились благодаря случаю. На студии обнаружили записи голоса Папанова, фрагменты озвучки предыдущих серий, анекдоты, рассказанные актером в перерывах. Из этого материала и сделали два фильма. Более того, исходя из этих фрагментов, был написан сценарий.
После 18-й серии мультфильма, вышедшей в 1992 году, наступил долгий перерыв. В 2000 году ушел из жизни Вячеслав Котеночкин, не стало Анатолия Папанова и Клары Румяновой. Казалось бы, на истории этого анимационного проекта можно было бы поставить точку. Но в начале марта нынешнего года в рамках кинофестиваля «Дух огня», проходившего в Ханты-Мансийске (Россия), показали две новые серии мультфильма «Ну, погоди!», которые снял сын режиссера Вячеслава Котеночкина Алексей. Автором сценария стал Александр Курляндский. Волка в новом выпуске озвучил известный сатирик-пародист Игорь Христенко, Зайца — актриса Ольга Зверева. В новых сериях мультфильма звучит музыка группы «Машина времени», которую написал клавишник Андрей Державин.
- Александр Ефимович, по-вашему, мультфильм «Ну, погоди!», который вот уже почти сорок лет не сходит с экранов телевизоров, действительно явление мирового масштаба?
- Так ведь так оно и есть. В пике популярности отдельные серии мультфильма были проданы чуть ли не в 100 стран мира! Он был безумно популярен в странах бывшего соцлагеря. Его смотрели во Франции и в Индии. И американские астронавты, побывавшие у нас, увезли с собой этот мультфильм. Кстати, и сейчас идет некий возврат к мультфильму — ностальгический, наверное. К примеру, я был на фестивале детского кино в Чехии, и там «Ну, погоди!» получил приз детских симпатий. Видел, как наш мультфильм принимают в Берлине, насколько там популярны его герои. Мне часто звонит приятельница, которая сейчас живет в Германии (она родом с Украины), бывший диктор киевской телестудии. И вот она сказала, что, как только говорит кому-то, что знакома с одним из авторов «Ну, погоди!», тут же у собеседника возникает масса вопросов. Хотя, если честно, мы никогда не думали, что «Ну, погоди!» станет таким популярным. Мы делали рядовой фильм. Просто тогда было очень мало смешного в жанре анимации. И нас попросили придумать что-нибудь смешное.
- Долго думали?
- Долго. Пока не придумали фильм-погоню. Еще дольше выбирали героев: кто за кем должен гнаться. И нашим изобретением, по-моему, стало то, что Волк — не злой и страшный, а дурак, комедийный персонаж. Второе, к чему мы подошли очень серьезно и профессионально, — это к придумыванию трюков. Иногда неделями сочиняли их, чтобы эпизоды получались оригинальными и смешными. И третьей, на мой взгляд, удачей было то, что мультфильм снимал режиссер Вячеслав Котеночкин, который привнес в него свое ощущение времени. Кстати, походка Волка — это ведь его собственная походка.
Да, он так ходил. Когда Котеночкин шел по Дому кино, все говорили: смотрите, Волк идет!
- Вам не жалко Волка? Столько на его глупую голову бед сваливается!
- А разве клоуна в цирке жалеют? Мы над ним смеемся. Если кому-то становится жаль Волка, значит, это наша недоработка. Волк — отрицательный персонаж, на него и должны валиться все шишки. Он же — шпана, хулиган. Хотя в нем тоже проявляются какие-то добрые чувства.
- Кто ваш любимый персонаж в этом мультфильме?
- Не знаю. Я не отношусь к ним так уж серьезно. Где-то прочитал, что отличие комедии от трагедии в том, что зритель умнее актеров: он знает, например, что комический персонаж сейчас упадет, а тот, дурак, об этом и не догадывается. Поэтому становится смешно. Так и в этом мультфильме. Для меня он просто работа. И никоим образом не самое главное в моей жизни, — улыбается Александр Курляндский, который также пишет «взрослые» повести и пьесы: пародийный боевик «Тринадцатая ножка Буша», книга «Тайны кремлевских подземелий».
- О чем последние серии «Ну, погоди!»? Наши зрители еще не видели их.
- Это римейк первой серии. Действие тоже происходит на юге, на пляже, но уже на современном, цивилизованном, с аквапарком, парашютами. Словом, атрибутика современная, а взаимоотношения героев те же. Свинка ходит, Волк переодевается в пляжной кабинке в ее одежду. Когда он гоняется за Зайцем, от этого становится смешно.
- И наряды у Волка современные или остались те же фирменные трусы?
- Есть и трусы в цветочек, есть и аэропорт, где Волк хочет вынести Зайца в коробке. Но она попадает под рентгенаппарат, на нем просвечивают все вещи пассажиров, и Волк видит, что там мелькает скелетик Зайца, и сам сильно пугается. Словом, как я уже говорил, трюки современные, а взаимоотношения между героями остались прежними.
- Приключения, которые случаются с персонажами мультфильма, вы наблюдаете в жизни или придумываете?
- Бывает, что и во сне приходят. Как-то мне приснились два сюжета для «Ералаша». Один из них: мальчик смотрит телевизор, ждет футбольного матча, появляется диктор. Но телевизор плохо работает, мальчишка бьет по нему, изображение смещается влево, бьет слева — смещается вправо, бьет сверху — появляется весь перебинтованный, перевязанный диктор и объявляет перерыв по техническим причинам Сейчас выходит журнал «Ну, погоди!» с совершенно новыми сюжетами о Волке и Зайце. Даже их дети уже там действуют. И я знаю, что раз в месяц мне надо придумать новый сюжет.
- Почему у вас, человека, который создает такие смешные мультфильмы, грустные глаза?
- Правда? Сейчас посмотрюсь в зеркало. Наоборот, здесь, в «Артеке», я еще веселый. В жизни куда хуже. Просто, когда человек в профессии эмоционально выкладывается, маятник обязательно должен качнуться в другую сторону. Так восстанавливается равновесие. Я видел Аркадия Райкина в жизни. Никогда не скажешь, что это комик. Хотя встречаются и очень веселые юмористы.
- Что Волк и Заяц будут делать в следующих сериях, вы еще не думали над этим?
- Мы уже столько придумали сюжетов, что не на одну-две, а на сто серий мультфильма хватит.
- Значит, в скором времени можно ожидать и 21-ю серию «Ну, погоди!»?
- Надо ждать денег, тогда все сбудется.