В последнее время курс национальной валюты заметно сдает свои позиции по отношению к доллару и евро. Многие эксперты считают, что сейчас наша денежная единица переживает сложный период, и не исключают ее девальвацию. Однако так думают далеко не все. Свою точку зрения относительно дальнейшей судьбы национальной валюты высказал «ФАКТАМ» аналитик «Инвестиционной группы УНИВЕР» Михаил Федоров.
«В бюджете на 2021 год правительство Украины заложило курс 29 гривен за доллар, и, насколько я понимаю, таковым он и будет, — сообщил «ФАКТАМ» Михаил Федоров. — Поскольку власти страны по-своему понимают «рынок». И теперь, видимо, переменной единицей будет не курс гривни, а величина золотовалютных резервов страны.
Как показали валютные торги в последние полтора месяца, Национальный банк Украины де-факто работал в «одни ворота». НБУ в августе покупал валюту с рынка в периоды, когда гривня укреплялась, и тем сглаживал «растущее колебание» украинской валюты. Но в периоды, когда гривня слабела, НБУ предпочитал ничего не делать и не сглаживал «падающее колебание» гривни. За счет такой политики в августе НБУ выкупил с рынка валюты на 460 млн долларов, а интервенций по продаже валюты, по сути, не было. И только по достижении курса 28 гривен за доллар НБУ начал операции по продаже валюты.
Если бы политика НБУ была бы другая, при которой НБУ и покупал бы, и продавал бы валюту, то, возможно, гривня сегодня стоила бы дороже и курс мог бы составлять 27 или 26 гривен за доллар. Но мы имеем то, что имеем Власть, на мой взгляд, перешла к ручному управлению курсом и сознательно привела его к обозначенной ею же самой цели.
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявлял, что в текущем году курс будет составлять 27−28 гривен за доллар, а в 2021-м он ожидает 29 грн за доллар. И при ручном управлении такое вполне возможно. Власть при желании может держать курс на заявленном уровне.
В этом году объем золотовалютных резервов (ЗВР) страны увеличился на 4,5 млрд долларов, притом что гривня с начала года упала в цене. Это означает, что вся энергия по укреплению гривни трансформировалась в резервы, а не в силу национальной валюты. И далее, независимо от всех других обстоятельств, видимо, вся энергия, которая будет направлена на укрепление гривни, также будет трансформирована в ЗВР.
С другой стороны, финансовые власти страны с таким же успехом могут сдерживать и падение гривни, поскольку страна для этого имеет достаточный объем ЗВР. На данный момент их величина составляет 29 млрд долларов, что по нынешнему курсу более 800 млрд грн. А эта сумма превышает денежную базу, которая в августе составляла 562 млрд гривен, а значит, у властей страны есть достаточно ресурсов для ручного управления курсом. И обозначенные цели власть выполнить сможет.
Хорошо все это или плохо — спорно. Но такая постановка вопроса, при которой будущий курс известен, дает инвестором ответ, какие облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) на сегодня лучше — гривневые или валютные. С такими настройками на ближайший год выгоднее гривневые ОВГЗ с 10-процентной доходностью. Ведь даже если вычесть из этой доходности потенциальное ослабление гривни в течение года на 3−4% до отметки 29 гривен за доллар, то чистая доходность в пересчете на доллары в размере 6−7% годовых будет гораздо выше, чем доходность по валютным ОВГЗ, равная сегодня 2,5−3% годовых.
«Что касается страхов по поводу финансовой стабильности Украины, то в данном вопросе на ближайшие пару лет больших рисков для держателей ОВГЗ не возникнет, даже несмотря на высокие показатели дефицита бюджета страны, — утверждает Михаил Федоров. — И основой для этого служат заслуги прошлых лет, когда Украине удалось довести величину своего государственного долга к концу 2019 года до уровня 50,3% от ВВП. Для сравнения: в 2016-м долг составлял 81% от ВВП.
Текущий запланированный дефицит бюджета в размере 7,5% ВВП на 2020 год и 6% ВВП в 2021 году — суммы большие, но фактические цифры, как показали первые 8 месяцев этого года, могут быть меньше. И при учете того, что номинальный ВВП Украины в 2021 году в цифрах вырастет, общий размер государственного долга к концу 2021 года может увеличиться до 60% ВВП. А такой долг страна сможет обслуживать, и он не будет проблемным. Проблемы могут возникнуть уже после 2021-го, если государственный долг в последующие годы продолжит увеличиваться быстрыми темпами и власти страны не сократят дефицит бюджета. Но пока что ресурс для высоких затрат у страны есть.
При этом, конечно, возникает множество вопросов о том, хорошо ли то, что государство будет наращивать долг? И в ответ на это можно сказать, что да, это плохо, поскольку такое развитие событий не является лучшим вариантом для развития страны. Государственные затраты вряд ли можно назвать эффективным способом инвестиций. И ресурс, достигнутый в прошлые годы, в виде низкого уровня госдолга, макроэкономической стабилизации будет потрачен не самым эффективным способом.
Но, как говорится, все познается в сравнении. И если сравнивать текущую ситуацию с тем, что было в последние 30 лет, то сейчас она не хуже. Потому что эффективного государства у страны еще не было, о нем мы пока только мечтаем. Реформы — это долгий процесс, который, как и многое другое, развивается волнами, с движением вперед и откатами. Если после нынешней власти положение в стране будет лучше, чем в 2014 году, то это уже шаг вперед, потому что новая волна вверх будет стартовать с более высоких позиций", — считает Федоров.
Стоит напомнить, что с 1 сентября 2020 года начали действовать введенные ранее Национальным банком Украины требования к раскрытию банками исчерпывающей информации об услугах и их полной стоимости для клиентов. Отныне на сайтах и в рекламе банков должна быть достаточная по объему, правдивая и актуальная информация об условиях депозитов и потребительских кредитов: их стоимость, полные затраты клиента, включая дополнительные услуги, способы оплаты, санкции в случае невыполнения клиентом условий и тому подобное.