Качественную органическую малину, выращенную близ Диканьки Полтавской области, к сожалению, не увидишь в украинских супермаркетах и на рынках. Тонны полезной ягоды идут исключительно на экспорт. Ее основные потребители — жители Нидерландов. Вскоре к ним добавятся немцы и англичане. А недавно первая партия свежей малины — 300 килограммов — впервые из Украины улетела в Объединенные Арабские Эмираты.
Читайте также: Как начать ягодный бизнес в Украине: ветеран АТО рассказал, как стал успешным фермером
— Сложно было пробиться на заграничный рынок? — спрашиваю у своего собеседника.
— В этом, можно сказать, нам повезло, — улыбается Роман Цинченко, 38-летний основатель и соучредитель ООО «Диканські ягоди». — Раньше нам приходилось продавать ягоды сербам и полякам, которые совсем по другой цене продавали ее немцам и французам. А в позапрошлом году на нас вышел самый крутой продавец органической продукции в Европе — голландская компания «Органик Трейдинг». У нее есть социальный проект по поддержке сельскохозяйственных производителей в Украине и Марокко. И вот они отправили своего сотрудника на выставку в Нюрнберг, в которой мы принимали участие, с заданием найти такие производства. Потом он приехал к нам «на разведку». Затем приехал его директор. После серии разных анализов и пожеланий нас сертифицировали. Это же обязывает нас ежегодно подтверждать качество своей продукции. Отправляем ее в Германию на внеплановые анализы, платим за это немалые деньги, отчитываемся буквально за каждый грамм использованных биологических препаратов. Вообще приходится вести большую документацию и отчетность, чтобы соответствовать статусу.
— Вы же сами имеете юридическое образование. Часто помогают полученные когда-то знания?
— Я ни дня не работал по специальности. Еще в студенческие годы увлекся бизнесом, и это определило мою судьбу. И решил заняться садоводством серьезно. Посадил собственный сад — шесть гектаров сортовых яблок и один гектар груш. Кстати, могу похвастаться тем, что в моем саду растут рекордсмены: например, яблоко сорта Мутсу потянуло на 870 граммов при среднем весе 200—280, а груша сорта Ноябрьская при среднем весе 360 граммов выросла до одного килограмма 750 граммов.
Сейчас Роман является соучредителем нескольких фермерских хозяйств по выращиванию фруктов и ягод. В селе Лютенька Гадячского района он с компаньонами засадил органической малиной 11 гектаров земли. Плантация плодоносит с прошлого года, и пока еще небольшой урожай частично реализуется на месте. Продукцию покупают частные предприниматели — для изготовления десертов и полуфабрикатов. Кстати, в продажу по Украине идут черешни, сливы и яблоки из садов Цинченко и компании. На следующий год в их кооперативе добавятся еще 12 гектаров смородины. В перспективе выращивание ежевики. В планах также переработка ягод и фруктов.
Читайте также: «Раньше мы выращивали цветы на продажу, а сейчас — лимоны»: жители Запорожья наладили успешный бизнес
— В этом бизнесе нет конкурентов, — замечает Роман. — Наоборот, кооперация удешевляет затраты на производство. Одно время мы пытались создать ассоциацию фермеров, которые специализируются на выращивании ягод и фруктов. Но на первом же семинаре понял, что объединяться не с кем, поскольку большинство не готово работать по-новому. Многие живут устаревшими представлениями о сбыте продукции. Они не желают вложить даже 30 копеек в изготовление одного картонного ящика, чтобы товар имел презентабельный вид. Да и вообще считают, что покупатель должен ехать к ним на поле за продукцией. Не желают проводить калибровку плодов… Но это сейчас уже не работает. Этим и объясняется засилье импортных ягод-фруктов в наших магазинах, а местные зачастую гниют, но на прилавки не попадают.
— Мы ведем бизнес по европейским стандартам, — объясняет Роман. — То есть выращиваем и продаем продукцию под финансовые гарантии и заказы объемов, определенных на несколько лет вперед. Рынок же в Украине нестабилен: в этом году килограмм малины стоит 80—120 гривен, а в прошлом году цена была раза в четыре ниже. Сегодня у нас готовы покупать ягоду, а завтра отказываются. А некоторые супермаркеты требуют поставлять «нормальную» малину, а не «какую-то там органическую». Да и не «проглотит» местный рынок почти 100 тонн малины одного производителя!
Еще недавно, всего пять лет назад, на Полтавщине было 12 хозяйств, которые занимались выращиванием малины. Сегодня осталось два сертифицированных рассадника (в Диканьском и Гадячском районах), которые основали Роман Цинченко вместе с компаньонами Сергеем Стеценко и Виктором Кондратенко. И это при том, что ежегодно, по подсчетам специалистов, потребление ягод в мире увеличивается минимум на три процента. Казалось бы, есть спрос, и производителям просто остается его удовлетворять.
— Но вот насчет просто я готов поспорить, — Роман приглашает нас за стол в свой рабочий кабинет, устроенный прямо среди поля в деревянном вагончике. — Чтобы получить максимум, нужно максимум вложить. Сегодня без постоянного полива кустов нельзя. Без холодильной камеры вообще никак. Без современной тары тоже. И без знания английского, чтобы продвигать свой товар на зарубежный рынок, увы, не получится. Вот мой партнер по бизнесу Сергей Стеценко в зрелом возрасте специально пошел на курсы английского языка, чтобы вести переговоры с представителями иностранных компаний. И уже видим результат его учебы — мы близки к заключению контракта с немцами, с которыми он познакомился на выставке, проходившей в Германии.
Читайте также: Ярослав Мовчун: «Через страницу в Facebook продаем весь урожай голубики»
Вырастить хороший урожай малины без примеси химии — еще та наука. Просто нацепить на упаковку этикетку со словами «эко» или «био», чем грешат некоторые производители, это легко. А вот ради того, чтобы эксперты, разложив продукт на молекулы, не обнаружили в ней вредных примесей, надо потрудиться.
Роман с улыбкой рассказывает, как он в первый год прокололся с навозом. Купил его на ферме несколько десятков тонн, а ферма-то оказалась обыкновенной, животные на ней органических кормов не видели. В общем, пришлось забыть о той куче навоза на целых три года, пока он не перепрел и вся «химия» из него не улетучилась.
Все 13-гектарное поле за селом Ордановка, на котором вот уже четыре года выращивают малину, давно не видело пестицидов и минеральных удобрений. Более того, к нему даже близко не примыкают земли, загрязненные этими веществами.
Чтобы малинник, подкормленный настойками древесной золы и бурьяна, не разрастался вширь и ему было достаточно света и органических веществ, подрастающие стебли регулярно скашивают (для этого существуют трактор с прицепным механизмом и женщины с сапками). Перемолотые побеги остаются в междурядьях, и это еще один вид удобрения. Причем и трактор, и опрыскиватель на других работах не используются. Это еще одно требование к выращиванию органических продуктов питания.
А на зиму весь малинник, засаженный ремонтантными сортами, скашивается под корень. Поэтому, пока новые стебли отрастут и на них созреет урожай, наступает конец лета, когда обыкновенная малина уже отплодоносит. Некоторые садоводы-любители, правда, умудряются снять два урожая с ремонтантных сортов за сезон, но это, во-первых, ослабляет растения и они дают меньше ягод. Во-вторых, в промышленных масштабах делать это просто недопустимо.
Что меня удивило, пожалуй, больше всего, так это то, что из каждого приобретенного за границей саженца Роман платит роялти, то есть отчисляет проценты за право пользования сертифицированным посадочным материалом. И это тоже называется бизнесом по-европейски: покупать лицензированный товар, платить за него гонорар. А на плантации в 13 гектаров высажено 70 тысяч саженцев: 12 гектаров занимает польский сорт Полка и 1 гектар (для эксперимента) английский Джоан Джей. Если каждый саженец польского сорта Цинченко обошелся в 5—8 гривен, то английский — в 24.
— Главное преимущество сорта Джоан Джей в том, что он без колючек, что делает сбор ягод приятным занятием, он несколько слаще, и урожайность выше, — объясняет Роман Цинченко. — А вообще разница малозаметная. Для нас главное — чтобы ягоды хорошо сохранялись и не теряли товарного вида при транспортировке.
Через восемь лет плодоношения все поле следует перепахать и засадить молодыми растениями. Но тогда их уже не придется покупать — они будут взяты из собственного рассадника.
Заграничному потребителю ягоды с поля отправляются исключительно в замороженном виде, а значит, с сохраненными в них витаминами.
— Далеко не все производители ягод устанавливают морозильные камеры, поэтому им приходится выкорчевывать растения, — рассказывает Роман. — Когда я только начинал заниматься этим бизнесом, то пытался наладить кооперацию с украинскими перерабатывающими предприятиями. И в одном, производящем соки, мне посоветовали… складывать малину в тенек для лучшей сохранности. С того момента я твердо решил, что надо замораживать ягоды на месте и продавать их по более выгодной цене. Свежая малина идет за копейки, а вот зимой, когда дефицит ягод, ее стоимость увеличивается.
Процесс заморозки малины имеет несколько этапов: сначала ее охлаждают до плюс четырех градусов, затем помещают в камеру шоковой заморозки, где в течение нескольких часов температура опускается до минус 25 градусов. А после фасовки готовая продукция хранится в картонных ящиках при минус 18.
Морозильная камера, вмещающая 37 тонн малины, похожа на огромный ангар. Роман говорит: нужно расширяться, чтобы не вывозить ягоду в сезон сбора, а иметь возможность хранить ее до самой зимы.
Сбор урожая начинается в августе и длится до самых заморозков. В разгар сезона на плантации трудится более сотни человек. Желающих заработать автобусы забирают из Полтавы, Шишак, Диканьки… Каждый килограмм собранной малины — это 12 гривен им в карман. Особо старательные дополнительно стимулируются финансово: если человек собрал свыше 30 килограммов, ему увеличивают расценки до 15 гривен. Хорошая альтернатива сезонным работам в Польше.
— Согласно европейским требованиям, сборщики работают в перчатках и пользуются биотуалетами, — рассказывает Роман. — Чтобы их труд был более эффективным, другие подносят им тару и воду. Есть на поле малину никому не запрещается.
Ранее предприниматель из Киевской области Алексей Головня поделился с «ФАКТАМИ» секретами организации успешного улиточного бизнеса.
Читайте также: «В моем дендропарке есть даже мамонтовое дерево»: пенсионер выращивает на своем участке экзотические растения
Фото автора