Події

«генерал василий сталин был настоящим мужиком: смелым, любил женщин, а еще больше — спиртное», -

0:00 — 24 березня 2007 eye 5959

рассказал «ФАКТАМ» 79-летний одессит Михаил Ильченко — бывший личный водитель сына Иосифа Сталина

Василий Сталин умер 45 лет назад — 19 марта 1962 года. Сын вождя получил при рождении фамилию Сталин, а погребен под фамилией Джугашвили. Во время Великой Отечественной войны — с первого и до последнего дня — воевал в действующей армии, лично сбил несколько самолетов противника. Участвовал в знаменитой Сталинградской битве. Получил в подарок от супруги американского президента Рузвельта, Элеоноры, самолет Си-47. Стал генералом в двадцать шесть лет. После кончины отца был осужден — «за измену Родине и клеветнические заявления». Затем освобожден и умер в безвестности…

Александр ЛЕВИТ
«ФАКТЫ» (Одесса)

«Участником Парада Победы я стал случайно… »

- Помните, как отреагировал Иосиф Виссарионович на предложение обменять попавшего в фашистский плен сына Якова на немецкого генерала? — поинтересовался у меня при встрече бывший личный водитель Василия Сталина Михаил Ильченко и сам же продолжил мысль: — Он ответил, что солдата на генерала не меняют! Тогда ни у кого привилегий не было. Погиб на фронте летчик Тимур Фрунзе, единственный сын легендарного командарма. Пал смертью храбрых Леонид Хрущев, сын Никиты Сергеевича. Тогда дети, родственники «больших родителей» служили и воевали как все. Те годы, когда жизнь свела меня с Василием Сталиным, я помню очень хорошо…

Я коренной одессит. Мать старалась дать нам с братом приличное воспитание и образование. Сама занималась с нами немецким и английским языками, которыми владела в совершенстве. Наверное, это сыграло определенную роль в судьбе брата Александра, будущего личного парламентера маршала Малиновского на переговорах с немцами…

Когда война началась, мне шел четырнадцатый год. Помню, как фашисты бомбили город, полностью уничтожили флигель и нашу квартиру, а нас приютил главный режиссер Одесского оперного театра Николай Боголюбов. Он был потрясен, когда я принес в театр на руках маму — раненную, с раздробленной ногой, истекавшую кровью (она весила около 90 килограммов).

После окончания муниципальной школы в 1944 году я подал документы в мореходку. Тогда же пошел на подработку в морской порт — разбирать завалы, чтобы могли швартоваться суда. Как-то на пароходе привезли огромный контейнер. В нем находилась разобранная автомашина «Студебеккер». Я за полторы недели собрал по каталогу грузовой «Студебеккер»-тягач. А затем водил его по порту до июля 1944 года. Благодаря этому в будущем мне, 17-летнему, удалось попасть в действующую армию и стать участником Парада Победы.

А в конце 1944-го из военкомата меня направили под Москву, в 22-й запасной полк. Шли заключительные месяцы войны. В составе Первого Украинского фронта довелось побывать под Прагой, где меня прикомандировали к минерам. Помню, как во время мощного обстрела рядом с солдатским мешком погибшего минера жалобно выла собачонка. А собачка та была обученная: спасла жизни 37 человек, предупреждая о смертельной опасности заложенных мин.

Минеры полностью очистили столицу Чехословакии от мин, за что были отмечены приказом маршала Конева и правом участвовать в Параде Победы. В тот список попал и я — уже старший сержант. На Параде Победы, несмотря на непогоду, мне удалось хорошо провести по Красной Площади «Студебеккер», ехавший в первых рядах техники, среди знаменитых «Катюш». В кабине рядом со мной была та самая собачка, доставшаяся в наследство от минеров…

- Первую встречу со Сталиным-младшим помните?

- Дело было зимой 1947 года, — рассказывает Михаил Васильевич.  — На кузове грузовика-»Студебеккера» я транспортировал из Москвы в Горький емкость для бензина. Стужа, гололед, темень. Неподалеку от Балашихи (город в Московской области.  — Авт. ) вижу: в кювете буксует черная иномарка. В ту пору у водителей был неписаный закон — мимо попавшего в беду никогда не проезжать, помогать чем можно. Остановился, вышел. Возле роскошного «Мерседеса-бенц» с хромированным бампером и заводским номером 0001 суетился грузный старшина-сверхсрочник. Я предложил ему помощь, на что водитель иронично заметил: «А ты что здесь сумеешь сделать?»

Подлез под кузов, аккуратно зацепил под ось буксировочный трос и малым газом своим «Студебеккером» вытянул легковушку из кювета. Тогда из салона вышел генерал в кожаном реглане, разузнал, куда и зачем я направляюсь, и распорядился: «Старшина, садись за руль грузовика и дуй в Горький, а старший сержант — ко мне, в «Мерс». Я поинтересовался, а как же мой командир? Генерал ответил: «Ему сообщат, я — Василий Сталин, ваш новый командующий». С того дня я возил его четыре года, чем гордился и горжусь до сих пор.

Когда Василий Сталин командовал ВВС Московского военного округа, все кругом вертелось, крутилось, восстанавливалось и строилось. Улучшался быт летчиков. Но командующего ВВС волновал высокий уровень аварийности. После тщательной проверки выяснилась любопытная деталь: кое в чем виноваты… жены пилотов, основательно подъедавшие офицерские пайки. И Сталин распорядился перед вылетом кормить летчиков в столовых.

Помню, Василий Сталин также требовал, чтобы перед тем, как явиться в штаб ВВС, летчики стриглись, чистили обувь до блеска, гладили обмундирование, то есть выглядели с иголочки, как и подобает офицерам. За все это его в народе любили, называли «душа-человек». Василий Иосифович был настоящим мужиком: смелым, любил женщин, а еще больше — спиртное… Ему прощали слабости, которых у сына «вождя народов» было немало. Одна из них — страсть к спортивным победам. В короткие сроки в Московском военном округе сформировали волейбольную сборную. После того как Василия Сталина избрали председателем Федерации конного спорта, были куплены несколько чистопородных лошадей по баснословным для того времени ценам — 70 тысяч рублей каждая (автомобиль «Победа» стоил 16 тысяч рублей). Не поскупились в тратах на строительство конюшни, которую снабдили даже горячей водой.

«Репрессированного тренера Старостина Василий усадил в ложу — рядом с Берией»

- Страстно увлекался командующий и мотоспортом, — вспоминает Михаил Васильевич.  — Знаю это не понаслышке: я сам выступал на мотокроссах за команду ВВС на тяжелом мотоцикле М-72, даже получал награды. Василий Иосифович приобрел новые дорогостоящие — по 35 тысяч рублей за единицу — гоночные экспериментальные мотоциклы. Тогда же сотню мотогонщиков экипировали в кожаные черные куртки и шлемы с желтыми полосами, за что они получили прозвище «колорадские жуки».

Но особенный восторг у москвичей вызывали авиационные парады в Тушино. Василий Сталин по рации лично руководил с земли каждым движением самолета.

В связи с этими достижениями министр обороны Николай Булганин предложил Иосифу Виссарионовичу присвоить Василию звание генерал-лейтенанта. Но Сталин отшутился: мол, молод еще. «Смилостивился» генералиссимус только 21 декабря 1949 года, по случаю своего 70-летия. Сталин-младший был, наверное, первым крупным спортивным меценатом. Правда, тратил он не личные, а государственные средства. Созданные им команды ВВС по баскетболу, волейболу, водному поло становились чемпионами СССР. А вот в футболе наивысшим достижением летчиков стало четвертое место, завоеванное ими в 1950 году. В составе этой команды играли три заслуженных мастера спорта — Всеволод Бобров (ЦДКА), Анатолий Акимов, Николай Морозов (московское «Торпедо»).

Для усиления тренерского состава команды Василий Сталин вызвал из Комсомольска-на-Амуре Николая Старостина, который был репрессирован и находился там в ссылке. Командующий послал за ним самолет, и Старостин прилетел в Москву. Поскольку он был осужден за контрреволюционные выступления, антисоветскую агитацию и пропаганду, прописывать его в Москве запрещалось. Василий Иосифович прятал тренера в охотничьем хозяйстве ВВС Московского округа. Однажды Старостина обнаружили работники госбезопасности и, минуя Василия Сталина, отправили обратно в ссылку. Однако Василий вновь отправил за ним самолет со своим адъютантом и начальником контрразведки. Они сняли с поезда Старостина, вернули его в Москву, и в этот же день Сталин-младший взял его с собой на футбольный матч. Сидели они на стадионе в ложе, рядом с Лаврентием Берией — инициатором ареста и ссылки братьев Старостиных, лидеров футбольной сборной СССР.

- Как отреагировал Берия?

- Не подал вида, но выводы сделал. А так, внешне, на людях Лаврентий Павлович всегда поддерживал Василия Сталина.

Став генералом, Василий особым аскетизмом в быту не отличался. Жил в реквизированном у генерала Николая Власика, бывшего начальника сталинской охраны, московском особняке на Гоголевском бульваре, 7. Все бы ничего, но Василий продолжал пить. В то же время он оставался щедрым. Мог отдать всю свою зарплату кому-то из товарищей, оказавшемуся в затруднительном положении.

Подмосковная дача Сталина-младшего находилась в Кунцево. Там Василий завел ланей, енотов, гусей. В озерце развели уникальную рыбу — мальков царской сельди. Ее подавали на кремлевских банкетах. На охоту, в Переяславль-Залесский, Василий Иосифович с друзьями выезжал в специально оборудованном «Студебеккере». В машине были буфет, столик с пуфиками, печка. Продовольствие для таких выездов я получал с «черного крыльца» известного столичного гастронома «Елисеевский» — в заранее расфасованном и аккуратно упакованном виде. Виски и бренди советское командование не уважало  — генералы употребляли родную пятидесятиградусную водку «Сибирскую». Запивали ее исключительно «Нарзаном», который несколько смягчал эффект опьянения.

Нередко приходилось мне транспортировать Василия Сталина в состоянии, которое нынче именуют «никакой». Тогда в роли командующего уже выступал я. Правда, и при других обстоятельствах частенько говорил ему: «Это в воздухе вы ведущий, а здесь — я главный!» Заставлял его усаживаться в салоне сзади, не позволяя находиться на переднем сиденье.

«Меня допрашивали на Лубянке, держали под слепящим светом до четырех утра»

- Михаил Васильевич, существует версия, что Василий Сталин покончил жизнь самоубийством…

- По этому поводу ничего конкретного или нового сказать не могу, — отвечает собеседник.  — Во-первых, я служил у Сталина водителем до 1952 года. Хотя уже тогда за ним постоянно следили, наверное, не без указаний Берии.

Помню, и меня допрашивали на Лубянке. Все допытывались, откуда я взялся, кто я такой. Держали под ярким светом, слепившим глаза, до четырех утра. Затем отпустили, мне нужно было вернуться на службу. Вышел с Лубянки, прошел несколько кварталов, присел на троллейбусной остановке и… заснул. Вдруг меня кто-то тормошит: «Что, солдатик, у любимой девушки задержался?» Через весь город еле-еле добрался до гаража и «вырубился». Буквально через полчаса меня ребята будят: «Мишка, вставай! Капитолина звонит, ей в бассейн ехать нужно». К Капитолине, тогдашней жене Василия Сталина, я опоздал. Василий из-за этого разозлился: «Что ж ты, засранец!.. » Это было самое грубое слово, которое я услышал в свой адрес за все время работы водителем у командующего. Вообще-то он был отличный мужик, никакой не алкаш, просто любил выпить. Еще Василий Иосифович очень любил женщин. Женат был четырежды!

После смерти «вождя народов» Василию предложили уехать из Москвы командовать одним из округов. Сталин приказу не подчинился и снял погоны. Его арестовали 28 апреля 1953 года после бурного застолья с англичанами, на котором якобы он поведал массу кремлевских тайн, а также за то, что грозился рассказать, кто именно убил Иосифа Сталина. Его обвинили в клеветнических заявлениях, направленных на дискредитацию руководителей партии. В ходе следствия всплыли факты злоупотребления служебным положением, рукоприкладства, интриг, в результате которых погибли люди. Василия Сталина приговорили к восьми годам тюрьмы за антисоветскую пропаганду и злоупотребление служебным положением.

После освобождения ему запретили жить в Москве и Грузии. Местом жительства он выбрал Казань, где и скончался 19 марта 1962 года, по версии врачей, от отравления алкоголем. Похоронили его там же. Впоследствии все политические обвинения с Василия были сняты…

… В конце 1951 года Михаил Ильченко получил из Одессы письмо о том, что его невеста собирается замуж за другого. Василий Сталин в это время был на отдыхе в Сочи. За шофера своего мужа похлопотала Капитолина Васильева: позвонила кому следует и договорилась, чтобы Михаила демобилизовали. Возвратившись в Одессу в 1952 году, Михаил женился и прожил со своей супругой 44 года. Вырастили двоих сыновей — Александра и Юрия, есть четверо внуков, трое правнуков и правнучка. До выхода на пенсию Михаил Васильевич работал фрезеровщиком на заводе радиально-сверлильных станков, водителем в высшем мореходном училище и в институте народного хозяйства, слесарем-механиком в трамвайно-троллейбусном управлении.