Впервые за 50 лет известный актер приехал в Киев, город, в котором он снялся в своей первой драматической роли
Известный актер Алексей Баталов сыграл в картинах «Мать», «Большая семья», «Дама с собачкой», «Летят журавли», «Москва слезам не верит» (фильм, получивший в 1981 году «Оскар»). Сейчас отказывается от всех предложений, поскольку полностью отдался преподавательской деятельности. Читал лекции в Европе, США, Канаде Сейчас Алексей Баталов — декан актерского факультета ВГИКа, а на днях его избрали президентом престижной кинопремии НИКА. На 79-м году жизни Алексей Баталов решил проехать по памятным местам.
В Киеве, которому актер обязан первой драматической ролью, он не был полвека. В украинскую столицу Баталов приехал на три дня. Прямо с поезда поехал в Театр оперетты, где встретился с поклонниками и журналистами. Срывая аплодисменты, три часа рассказывал истории из жизни. Стоял перед микрофоном, проигнорировав заранее приготовленный для него столик с мягким креслом. Несмотря на преклонный возраст, Алексей Баталов строен и безумно обаятелен, как в картине «Москва слезам не верит». Но больше всего поразили его голос и руки. Молодые, красивые, с длинными музыкальными пальцами.
- Вы три часа простояли на ногах. Как вам удается так хорошо выглядеть и столько успевать?
- А вы знаете, мне не удается На самом деле, мне очень тяжело. Только благодаря хорошей организации я смог все осуществить. Даже успел увидеть город. Как тут все за 50 лет изменилось! Полвека назад я был в Лавре, гулял по набережной и вот снова хочу пройтись этим же маршрутом. Надеюсь, я их узнаю. Правда, когда был в последний раз в Лавре, как раз во время съемок фильма о революции, меня узнали. Не успел появиться на съемочной площадке, как меня вызвал режиссер и строго сказал: «Вас видели в церкви». И провел со мной профилактическую беседу.
- Это была ваша первая роль в кино?
- Первая драматическая. К юбилею революции режиссер Марк Донской ставил фильм «Мать», главную роль в котором играла замечательная актриса Вера Марецкая. На роль ее сына Павла искали молодого голубоглазого актера. Чудом взяли меня. Я подошел внешне. Съемки проходили в Киеве. Именно этот город дал мне возможность сыграть настоящую драматическую роль. Далась мне она с трудом. В одной из сцен нужно было сказать: «Прости, мама» и плакать так, чтобы слезы градом катились. Но я никак не мог себя заставить. Сказал режиссеру: «Хоть убейте, плакать не буду». А он мне ответил: «Дурак, ты же с Марецкой, все у тебя получится». И действительно, когда она в роли налила мне суп и стала с укором говорить: «Сынок, сынок», я увидел ее печальные глаза и заплакал.
А первая моя роль была в театре. В спектакле «Последняя жертва» вышел на сцену в роли полового и сказал: «Кушать подано». В общем, то, с чего начинает большинство артистов. Во время службы в армии снялся в документальном армейском фильме, где на всю страну показывал, как правильно заматывать портянки. Но этот фильм так нигде и не появился. Я и сам не могу его найти. Кстати, еще пацаном был помощником человека, отвечающего за декорации. Вырос в такой среде, что вопрос, кем стать в будущем, даже не стоял. Мир театра был для меня реальнее, чем все остальное. Я родился в семье актеров, родители, бабушки и дедушки, дяди и тети, десять человек из одной семьи — все играли в театре. Хотя Станиславский запрещал родственникам выступать под одной фамилией.
Помню, когда я был маленьким, мы жили в комнатушке, расположенной в производственном дворе МХАТа, где складывали декорации и прочий театральный инвентарь. Ворота на улицу открывались в редких случаях. Это был свой закрытый мир. Естественно, мои первые воспоминания — загримированные актеры, декорации во дворе. Этот мир гораздо ближе мне, чем тот, который был за воротами.
- Вы были предоставлены сами себе и могли делать что угодно?
- Мы, мальчишки, обожали лазить под сценой. Могли просочиться в любую щель. Более того, нас туда посылали гонять кошек. Потому что не было большего наказания для труппы, чем появление на сцене кошки во время спектакля. Если это случалось, зрители забывали о главном действии и ждали, что же сделает кошка. Какой там Отелло с Дездемоной! Если кто-то из ребятишек находил кошку под сценой перед спектаклем, он удостаивался высшей похвалы.
- Вас хоть иногда выводили в город?
- Бывали случаи, когда кто-то из служащих театра смилостивится над детьми (нас было, по-моему, пятеро четырехлетних ребятишек) и выведет на улицу Горького. Для нас открывалась новая жизнь: по улице ездили машины, извозчики Это было счастье! Потом калитка запиралась.
- Зато вы имели возможность общаться со многими талантливыми людьми.
- Все, что случилось со мной в этой жизни, — судьба. Если бы не обстоятельства, круг известных актеров, писателей, в котором я вырос, неизвестно, где и кем был бы я сейчас. Мне посчастливилось быть знакомым с женой знаменитого писателя Антона Павловича Чехова. Ольга Книппер-Чехова приходила к нам домой на чай. Я учился в студии, где она преподавала. Благодаря ей имею законное право выходить на сцену. Ольга Леонардовна и диплом мне подписала. Когда я заканчивал учебу, ставили дипломный спектакль, документы подавали в специальную комиссию, которая потом подписывала его и выносила свой вердикт. И вот в ожидании результата я иду по коридору, а навстречу мне Ольга Книппер: «Где твой диплом?» — «У комиссии». — «Неси, подпишу». Мне стало так неудобно. Говорю: «Да не надо, там все нормально». Засмущался, что-то городил А она спокойно смотрит на меня: «Неси, дурак, потом поймешь». Я, конечно, пошел, взял свой диплом, она его подписала. Кстати, студенты ВГИКа, где я сейчас преподаю, мне не верили. Пришлось приносить, показывать. Правда, искал его трое суток.
- Знакомство с Ольгой Книппер помогло вам играть Чехова в фильме «Дама с собачкой»?
- Она много о нем рассказывала. Я видел его одежду, даже примерял пиджак. Антон Чехов был невероятно высокого роста, выше Максима Горького. Он ничего на свете не боялся, сам копался в саду, колол дрова Совершенно не вязался с образом интеллигентного человека в пенсне, которого представляют сейчас. Еще он косолапил. Я долго этому учился. А когда мы приехали в Крым на съемки, выяснилось, что в Ялте жив лодочник, вывозивший писателя на прогулки. Режиссер его отыскал, и мы поехали к старику. Он когда увидел меня в гриме, чуть дар речи не потерял: «Ей-богу, Антон Палыч! — восклицал. — И косолапит так же!» Я был доволен своей работой.
Всегда старался ответственно относиться даже к мелочам, как это делали многие люди, окружавшие меня. Вот, к примеру, личный портной Константина Станиславского. Он был единственным человеком, который говорил актеру «ты». Помню случай, когда труппа впервые выезжала на гастроли за границу. Были грандиозные сборы, заранее упаковывались костюмы, инвентарь, а потом все проверяли соответствующие службы. Когда сотрудник КГБ в одном из сундуков обнаружил кирпич, он был в недоумении: «Это что такое? — воскликнул. — Чей сундук?» — «Мой», — спокойно ответил портной. «Зачем?» — удивился проверяющий. «А на что я утюг ставить буду?» — безмятежно сказал портной. Этот человек так относился к своему делу!
Я преклоняюсь перед известным актером Борисом Добронравовым. Он в прямом смысле слова умер на сцене. После сердечного приступа врачи запретили ему играть в театре. Но он не представлял себя вне сцены. Сократил нагрузки и продолжал играть. Во время спектакля «Царь Федор Иоаннович» Борис Добронравов читал монолог со сцены, ему стало плохо. Но он дочитал до конца. Закрыли занавес, он зашел за кулисы и рухнул замертво. Ему уже нельзя было помочь. Зрителям сказали, что второго акта не будет из-за болезни актера. Они так ничего и не поняли. А Бориса Добронравова в костюме царя Федора на «скорой помощи» отвезли в морг. Публика провожала его живым коридором от ворот театра.
- А в фильме «Летят журавли», который получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале, вы с кого пример брали?
- Тема войны знакома не понаслышке, ведь мне исполнилось уже 14 лет. Был бы на два года старше, меня могли бы взять на фронт. И сейчас для меня нет большего праздника, чем День Победы. Нам повезло, мы с мамой уехали в эвакуацию. Отец воевал. Слава Богу, вернулся живой. Я с мамой и младшими братьями переезжали с места на место в поисках дешевых товаров и продуктов: Казань, Свердловск, Бугульма. Ездили в товарном вагоне. Получали паек за отца, но приходилось питаться в основном мерзлой картошкой. Кроме того, мама — актриса Нина Ольшевская — организовала в Бугульме театр. Они выступали в госпиталях, а мы, пацаны, читали стихи и пели песни в палатах с лежачими больными. Помню, был случай, когда я читал стихи в палате, где у одного раненого не было почти половины лица. Когда я закончил читать, этот человек попросил медсестру отдать мне свой кусок шоколада. И сказал: «Ешь, ешь сейчас». Переживал, чтобы не отобрали старшие ребята. Кстати, театр, который создала моя мама, существует в Бугульме до сих пор.
- В начале 30-х ваши родители расстались, и Нина Ольшевская вышла замуж за известного писателя Виктора Ардова. В дом были вхожи многие литераторы. В том числе и Анна Ахматова. Помните ее?
- Помню, к нам приходила красивая тетя с седыми волосами, челкой, которую тогда никто не носил, и печальными глазами. К тому моменту, как я ее узнал, у Анны Андреевны расстреляли мужа и арестовали сына. Приезжая в Москву, она всегда останавливалась у нас. Для Ахматовой освобождали мою маленькую комнату — всего шесть квадратных метров. Там не помещалась даже кровать, матрац клали на пол. Был еще табурет и маленький письменный стол.
Анна Ахматова дружила с Фаиной Раневской и часто рассказывала о ней разные истории. Однажды Раневская пришла домой после спектакля уставшая, промокшая до костей. Только вошла в дом, тут же зазвонил телефон. Это был один из почитателей, принявшийся осыпать актрису комплиментами. А она стояла в мокрых ботинках и пальто, устало отвечая: «Да, да, да». И так почти целый час. В конце концов Раневская не выдержала и сказала: «Извините, не могу больше говорить, ведь я звоню из автомата». Это была женщина с потрясающим чувством юмора. Однажды она возвращалась домой в страшный гололед. Выходя из ворот театра, Раневская поскользнулась и упала. Мимо проходил молодой человек. Он сразу отреагировал и хотел помочь женщине, но когда увидел, что это знаменитая актриса, буквально замер. «Что смотришь, руку давай. Народные артистки на дороге не валяются», — сказала ему Фаина Раневская.
- Действительно, это невероятный фильм, который многие знают почти наизусть. Меньшов очень просто все аргументировал. Он мне сказал: «Ты интеллигентов играл? Играл. Рабочих играл? Играл. Так представь, что Гоша — это собирательный образ». Я счастлив, что сыграл эту роль хотя бы потому, что после этого фильма в Советском Союзе начали чистить обувь. Я стал одним из первых артистов, кстати, положительных, кому позволили в кадре быть в неприглядном виде, еще и выпивать. А тогда же пытались бороться с пьянством. Из-за этого многие сцены сильно сократили. Очень подрезали и встречу Олега Табакова с Верой Алентовой. Там, где мелькает голый зад. Но когда на «Мосфильм» приходили важные гости, им показывали то, чего не видели телезрители. Полную версию «Москвы »
- Сейчас чем занимаетесь?
- Преподаю во ВГИКе, отдаю ему почти все время. К сожалению, я уже не совсем боец, в силу своего возраста не могу делать то, что хочу. Но я счастлив. Домой прихожу только ночью. Стараюсь быть хорошим мужем, любящим отцом и дедушкой. Правда, недолго, надо же и поспать.