— Я из тех женщин, которые и карьеру делают, и детей растят, — говорит основательница социального проекта HANDCRAFTS by orphans («Ручные работы от сирот») Валентина Шатохина. — Возглавляла рекламное агентство, работающее, в основном, на крупные зарубежные компании. Не удивительно, что в дни родов всех моих троих детей работала. Когда попросился на свет третий ребенок, еле успела доехать до роддома. Благополучно родила дочь. Прошло совсем немного времени после того, как меня привезли в палату, уложили рядом малышку, и вдруг звонок — один из заказчиков напомнил, что я должна утвердить важный документ. Пришлось включить ноутбук и выполнить работу. Вот в таком напряженном ритме я трудилась. Не могу сказать, что мне это не нравилось, но все же решила пойти в декретный отпуск.
Наше рекламное агентство помогает детским домам и интернатам. Я видела, что дети, годами живущие в замкнутом мире, имеют смутное представление о том, что происходит за стенами заведений. Их нужно готовить к взрослой самостоятельной жизни, в которой придется зарабатывать на себя (сейчас они на содержании государства), выбрать и получить профессию. В декрете у меня возникла идея помочь им в этом.
— Вместе с психологом и волонтером Инной Бессмертовой организовали благотворительный фонд ORPHAN EDUCATION CLUB (переводится как «Образовательный клуб для сирот»), — продолжает Валентина Шатохина. — Но как его финансировать? Один из путей — самим зарабатывать, занявшись социальным предпринимательством. То есть бизнесом, конечная цель которого не обогащение, а подготовка детдомовцев к взрослой жизни. От знакомой узнала, что Программа развития ООН будет проводить в Харькове конкурс социальных стартапов. Мы решили участвовать в нем, хотя идеи стартапа у нас тогда еще не было. Она возникла у меня за день до поездки на конкурс.
— В чем ее суть?
— В том, чтобы учить детей делать различные вещи на продажу, а деньги от реализации товаров зачислять на индивидуальные счета воспитанников. Получить накопленную сумму они смогут после окончания школы. Для них это будет финансовой подушкой в начале взрослой жизни.
Каким я тогда задумала проект, таким он и вышел на практике. Мы говорим подросткам: «Настанет день, когда вам придется покинуть детский дом (или интернат). Окажетесь за его стенами, а у вас почти нет денег. Как их заработать? Использовать знания и навыки, которые мы вам дадим. Например, можете заняться изготовлением крафтового (ручной работы) мыла. Мы научим вас не только, как его сделать, но и продать».
В итоге у подростков развивается предпринимательское мышление. При этом мы их учим практическим навыкам: рисовать, стричь, шить, вязать, плести браслеты, картины из шерсти… Понятно, что не все займутся бизнесом, поэтому даем знания о различных профессиях.
Наша помощь нацелена на то, чтобы дети стали успешными во взрослой жизни, и вариант «пойду украду» для решения материальных проблем даже не приходил им в голову.
— На конкурсе в Харькове вам предоставили грант на этот проект?
— Да, мы стали победителями и грант (разглашать его сумму не имею права) нам дали. Но начался конкурс с разочарования. Организаторы заявили, что собрали стартапы в области высоких технологий, поэтому наш проект «не формат». И все же мы не уехали. Познакомились с программистом с Ирана, который помог сделать сайт нашего проекта, создать нужные нам боты (компьютерные программы). Мы не надеялись на получение финансирования, как вдруг организаторы конкурса обрадовали: «Вы одни из главных претендентов на победу». В результате мы получили деньги, за которые развернули наш проект HANDCRAFTS by orphans.
Читайте также: «Для своих и приемных детей строю мини-поселок»: ветеран АТО реализует проект «Нове село»
— Сложно было наладить контакт с воспитанниками детдомов и интернатов?
— Поначалу многие из них отнеслись к нам без интереса. Оно и понятно — ребята привыкли, что благотворители везут подарки. А мы приехали без подарков, вместо этого предложили поучаствовать в мастер-классах. Вот нас и проигнорировали. Точнее, мы рассчитывали, что в первом занятии будут участвовать 40 детей, а остались лишь 15. Но мы не отчаивались. Рисунки ребят напечатали на футболках, регланах, рюкзаках и отправили им в подарок. К тому же разместили изделия с этими рисунками на своей странице в «Инстаграме». Это произвело неизгладимое впечатление на всех воспитанников, и на следующее занятие записались уже 60 человек.
Сотрудничаем с дизайнером, который оцифровывает рисунки детей. А также с несколькими фирмами, наносящими эти изображения на футболки и другие вещи. Из более чем 100 рисунков, которые я отобрала, шесть-семь рекордсмены покупательской популярности. А самым большим спросом пользуются подушки с аппликациями.
— Вы пригласили художников и мастеров прикладного искусства для обучения подростков?
— Нет. Главный критерий отбора волонтеров — умение и желание работать с детьми. А учителями выступают компьютерные программы. Они пошагово с помощью фотографий показывают, как нарисовать что-либо или изготовить. Для создания бота мы сделали порядка трех тысяч фотографий. По снимкам детям учиться гораздо удобнее, чем по видеороликам.
— Как карантин отразился на вашем проекте?
— Мы не имели доступа к нашим подопечным весной во время жесткого карантина. Но с 25 мая возобновили поездки к ним. Все лето проводили занятия на улице. Однако осенью из-за ухудшения эпидемиологической ситуации в стране директора детдомов и интернатов попросили отложить на некоторое время наши визиты.
— Возможно, дети уже по своей инициативе создают рисунки и вещи на продажу?
— У них нет бумаги для рисования, красок, кисточек, шерсти, заготовок для пошива подушек, ингредиентов для изготовления мыла. Оставить материалы не можем — наверняка, найдутся те, кто все это сломает, порвет, выбросит в мусорник. А ведь, например, материалы для мастер-класса по рисованию стоят восемь тысяч гривен — мы берем высококачественные бумагу, краски, кисточки. Так что относимся ко всему бережно, после проведения мастер-классов материалы увозим с собой.
— Много ребят уже заработали деньги?
— Больше 120 человек. Часть пока ничего не заработали — их товары еще не нашли покупателей. Для стимулирования интереса к работе передаем подросткам футболки, на которых красуются созданные ими рисунки. Каждая такая футболка стоит 400 гривен.
Важно понимать, что заработками этих детей не простимулируешь. Они годами живут в детдомах и интернатах, поэтому не имеют ясного представления о ценности денег. Мало кто из них ответит на вопросы: «Одна гривня — это стоимость пачки мороженого, буханки хлеба, коробки спичек?» «Что можно купить за 100 тысяч гривен — машину, дом, вертолет или вообще ничего из перечисленного?»
Читайте также: «Пришлось учить детей не только словам, но и эмоциям»: боец АТО усыновил троих мальчиков
За первые три месяца реализации проекта нам удалось, как говорят предприниматели, выйти в ноль — уравнять расходы и доходы. Это очень хороший результат для столь короткого срока. Однако из-за пандемии продажи в Украине вещей, которые изготовили участники нашего проекта, к сожалению, значительно снизились. А грант, который мы получили от Программы развития ООН, уже израсходован. Еле сводим концы с концами. Поэтому всячески ищем выходы на украинскую диаспору за рубежом, чтобы она заказывала наши товары. Кстати, они высокого качества. Я тщательно, даже придирчиво, отбираю продукцию. Поэтому определенная часть изготовленных детьми вещей не выставляется на продажу. Мы реализуем свои товары через соцсети и в бизнес-центрах Киева.
— Облагается налогами выручка от этих продаж?
— Да, и весьма большими — 47 процентов. Представляете, сколько нужно продать, чтобы наши подростки хорошо заработали? Но все равно финансовый результат, пусть даже скромный, очень важен с психологической точки зрения. Он дает детям ощущение, что они работают не зря. Наши психологи говорят, что сам факт того, что кто-то купил вещь, созданную подростком, резко повышает его самооценку. Это очень важно.
— Кто покупатели?
— Я полагала, что это будут мои сверстницы — женщины в возрасте 35—40 лет, поскольку они знают, что значит быть мамой и готовы поддержать ребят из детдомов и интернатов. Но ошиблась с прогнозом. Оказалось, покупают у нас, в основном, женщины помоложе — 25—28 лет. Это поколение более отзывчивое, чем мое.
Замечу, что участниками нашего проекта стали воспитанники детдомов и интернатов Кировоградской, Луганской и Донецкой областей, которые находятся в отдаленных селах, где нет асфальтированных дорог. По этой причине другие благотворители туда не ездят.
Читайте также: Детдомовцы-переселенцы: «Мы угощали своим хлебом соседей. Им понравилось, сказали, что не против покупать»
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о круглом сироте Ване Литвинове, который все свободное время посвятил помощи обездоленным детям и стал лауреатом премии «Гордість країни».
Фото со страницы Валентины ШАТОХИНОЙ в Facebook